Фрагмент для ознакомления
2
исследования. Темперамент понимается как индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности челове-ка, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания.
Тип темперамента определяет направленность поведения человека, формирование его характера, что, в свою очередь, сказывается на процессе развития и практического применения умственных способностей. Так, темпе-рамент оказывает существенное воздействие на: скорость выполнения интел-лектуальных действий, на устойчивость внимания, скорость переключения, на динамику вхождения в рабочий процесс, на эмоциональный контроль при ум-ственной деятельности, на развитие нервного напряжения в ходе работы, тру-доспособность и утомляемость.
В зависимости от типа темперамента, интеллектуальная деятельность складывается по определенному стилю выполнения. Если интеллектуальное развитие человека находится на высоком уровне развития, то он стремится организовывать свою деятельность с учетом достоинств и недостатков своего темперамента. В учебном процессе тип темперамента оказывает как положи-тельное, так и отрицательное влияние на развитие подростка во всех его направлениях. Черты, присущие одному типу темперамента могут оказаться полезными в одних случаях и нести отрицательное воздействие в других.
В подростковом возрасте происходит смена ведущей деятельности с учебной на общение со сверстниками, которая сопровождается эмансипацией от взрослых и возрастанием значимости сверстников в жизни подростка. В образовательном процессе для подросткового периода типичны снижение успеваемости, падение интереса к учебе. Поскольку именно особенности тем-перамента являются наиболее стабильными в течение жизни и являются ве-дущими в формировании индивидуального стиля деятельности, следует предполагать, что они оказывают существенное влияние на особенности учебной деятельности подростков.
Проблема исследования состоит в том, как свойства темперамента вли-яют на учебную деятельность подростков на уроках истории.
Объект исследования – темпераментные особенности подростков.
Предмет исследования – влияние темперамента на учебную деятель-ность подростков на уроках истории.
Цель исследования – выявить влияние темперамента на учебную дея-тельность подростков на уроках истории.
Гипотеза исследования. Предполагается, что свойства темперамента взаимосвязаны с особенностями учебной деятельности подростков на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения влияния темперамента на учебную деятельность подростков.
2. Организовать и провести эмпирическое темперамента и особенностей учебной деятельности подростков на уроках истории.
3. Выявить взаимосвязь свойств темперамента с особенностями учебной деятельности подростков на уроках истории.
Теоретико – методологическую базу исследования составили: дея-тельностный подход (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.); си-стемный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Б.Н. Рыжов и др.); представления темпераменте, представленные в работах: Э. Кречмера, У. Шелдона, И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.С. Мерлина, В.М. Русалова, и др.; исследования особенностей учебной деятельности подростков: А.К. Мар-кова, М.И. Лисина В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова и др.
Методы исследования: теоретические, психодиагностические, матема-тико - статистические и интерпретационные методы.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 40 подростков в возрасте 13 – 14 лет, из них 20 девочек и 20 мальчиков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав – теоретиче-ской и практической, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИ-ЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОД-РОСТКОВ
1.1. Научные подходы к темпераменту
Темперамент понимается как индивидуальное свойство психики, опре-деляющее динамику психической деятельности человека, особенности пове-дения и степень сбалансированности реакций на жизненные воздействия. Ос-новными характеристиками темперамента можно назвать относительно инте-гральное постоянство индивидуально-психологических свойств личности - быстроты восприятия, переключаемости, темпа и ритма речи, эмоционально-сти, воли, быстроты мышления и т.д. [3].
Организация темперамента основана на свойствах высшей нервной дея-тельности человека, кроме того, считается, что темперамент развивается в процессе жизненного опыта.
Несмотря на то, что изучение темперамента имеет долгую историю, оно актуально и по сей день. В настоящее время влияние темперамента признается даже в тех областях развития и поведения, которые считались исключительно результатом социализации – таких, как проблемное и антисоциальное поведе-ние, эмпатия, совесть.
На данный момент существуют три основные группы теорий темпера-мента: гуморальные, конституциональные и психологические.
Самый древний из подходов был основан на соотношении определен-ных жидкостей в организме. Гиппократ считал, что в каждом живом организ-ме смешаны жидкости: кровь, соответствующая теплому началу, слизь - хо-лодному началу; черная и желтая желчь, соответствующие влажному и сухо-му началу. Каждая жидкость обладает своими свойствами, и их соотношение и преобладание определяет состояние организма, его склонность к опреде-ленным заболеваниям [10].
Римские врачи несколько столетий спустя начали использовать слово "temperamentum" для обозначения пропорции при смешивании жидкостей, что означает "правильное соотношение частей". Постепенно в древней науке была признана идея о том, что не только телесные функции, но и психические проявления людей являются выражением их темперамента, т.е. зависят от пропорции, в которой смешиваются основные "соки" в организме.
Позже идеи Гиппократа были обобщены римским врачом К. Галеном, который выделил типы темперамента: сангвиник (sanguis - лат. кровь); флег-матик (phlegma – гр. лимфа); холерик (chole – гр. желчь); меланхолик (melan chole – гр. черная желчь) [10].
Сангвиник беспечен, полон надежд; на мгновение он придает большое значение любой вещи, но через минуту перестает об этом думать. Меланхо-лик отличается мрачным нравом. Во всем видит причины для беспокойства и замечает, поначалу, только трудности. Холерический темперамент характерен для вспыльчивого индивида. Холерическая активность характеризуется быст-ротой, порывистостью. Флегматичный темперамент характеризуется отсут-ствием аффекта, он придерживается и действует в соответствии с ранее уста-новленным шаблоном действий.
И. Кант считал людей сангвинического склада жизнерадостными, от-зывчивыми, готовыми прийти на помощь, оптимистами и весельчаками. Люди с меланхолическим типом чаще пребывают в мрачном настроении, обладают повышенной тревожностью, обидчивостью и тонкой душевной организацией. Холерик может быть вспыльчивым и даже агрессивным, но быстро успокаи-вается. Флегматики более медлительны
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. – М.: Наука, 2007. – 215 с.
2. Бакалова А.С., Самбикина О.С. Стиль учебной деятельности в зависи-мости от свойств интегральной индивидуальности подростков / Матери-алы XIII межрегиональной научно-практической конференции. – П: ЯНПИС, 2006. – 117с.
3. Белоус В.В., Боязитова И.В. Место и роль темперамента в структуре интегральной индивидуальности // Психологический журнал. – 1999. – №4. – С. 87-93.
4. Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельно-сти школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – Вып. 1. – С. 81–100.
5. Зуева А.И. Влияние типа темперамента на учебную успеваемость школьников // Молодой ученый. – 2021. – № 48 (390). – С. 481-483.
6. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2004. – 336с.
7. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Прогресс, 2009. – 120 с.
8. Лейтес Н.С. Типы ВНД и темперамент. – М.: Прогресс, 2002. – 267 с.
9. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Пи-тер, 2009. – 318 с.
10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2017. – 583с.
11. Маркова А.К. Психология труда учителя: методика. – М.: Просвещение, 2013 – 500с.
12. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. – М.: Наука, 2009. – 184 с.
13. Небылицын В.Д. Психологические исследования индивидуальных раз-личий. – М.: Наука, 2006. – 335 с.
14. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – М.: Академия, 2001. – 271 с.
15. Петровский В.А. Психология. – М.: Проспект, 2012. – 479с.
16. Половникова Н.А. Метод познавательной деятельности – средство и ре-зультат воспитания познавательной самостоятельности школьников. – М.: Учёные записки, 2012. – 277с.
17. Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 680 с.
18. Псядло Э.М. Темперамент и характер в истории медицины и психоло-гии: учебно-справочное пособие. – Изд. 4-е, доп. – Одесса: Феникс, 2019. – 394 с.
19. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возрас-та. – СПб: Питер, 2012. – 812с.
20. Регуш Л. А. Психология современного подростка. – СПб.: Речь, 2005. – С. 27–28.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2015. – 713 с.
22. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 2009. – 352 с.
23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2013. – 350 с.
24. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М.: Сфера, 2009. – 195 с.
25. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология: учебник для акаде-мического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с.
26. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алек-сеев. – СПб.: Летний сад, 2000. – 592с.