Фрагмент для ознакомления
2
1.Сущность и значение налога на недвижимое имущество
1.1 Недвижимость как основа социально-экономической деятельности
Налог на имущество организаций - это важный налог в системе налогообложения имущества организации. Его можно охарактеризовать как прямой налог, региональный налог, корпоративный налог, общий налог и налог на имущество.
Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году, с 1 января 2004 года правовые основы налогообложения имущества организаций установлены главой 30 Налогового кодекса и Законом о субъектах Российской Федерации. При введении налогов на территории субъектов федерации региональные власти определяют налоговые ставки, порядок и условия уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом. Региональные власти также наделены правом предоставлять налоговые льготы сверх тех, которые предоставляются на федеральном уровне. В Москве налогообложение осуществляется в соответствии с Законом г. Москвы № 64 от 5 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций».
Рассмотрим основные и дополнительные элементы налога на имущество организаций [5, с. 162-187].
Налогоплательщики налога на имущество организаций Налогоплательщиками признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Закона о налоге на имущество организаций.
Налогооблагаемым имуществом российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств.
В случае иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, объектом признается недвижимое имущество, находящееся на территории России, принадлежащее этим иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионным соглашениям.
Объектами налогообложения не признаются следующие виды имущества:
-земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
-имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба и используемое этими органами для нужд обороны России, гражданской обороны, обеспечения общественной безопасности и охраны правопорядка.
Налоговый период по налогу на имущество организаций
Налоговым периодом является календарный год. Отчетным периодом признается первый квартал, полугодие или девять месяцев календарного года. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговая база в соответствии со статьей 375 НК РФ определяется как среднегодовая стоимость имущества российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства [2, с. 142-164].
При определении налоговой базы учитываются следующие показатели стоимости имущества:
-по имуществу, подлежащему амортизации, принимается остаточная стоимость, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным учетной политикой организации;
-для имущества, не подлежащего амортизации, налоговая стоимость определяется на конец каждого налогового (отчетного) периода как разница между его первоначальной стоимостью и амортизируемой стоимостью, исчисленной по установленным бухгалтерским учетом нормам амортизации. К такому имуществу относятся объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, лесного, дорожного хозяйства и специальных сооружений судоходства, а также основные средства некоммерческих организаций.
Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как отношение суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца отчетного периода и первое число следующего месяца отчетного периода, плюс один плюс количество месяцев в отчетном периоде.
Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как отношение суммы, полученной в результате сложения стоимости остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода, деленное на 13 [3, с. 44-67].
Статьи 377, 378 и 378.1 НК регулируют особый характер налогообложения по договорам товарищества (договорам о совместной деятельности), доверительного управления и концессионным соглашениям.
Налоговая база по недвижимому имуществу иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, и по недвижимому имуществу иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства.
Налоговой базой по недвижимому имуществу иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянное представительство, признается инвентаризационная стоимость соответствующих товаров по данным органов технической инвентаризации.
Налоговая ставка устанавливается законодательством субъекта федерации и не может превышать 2,2%. Допускается дифференциация налоговых ставок в зависимости от налогоплательщика и (или) категории имущества. В Москве налоговая ставка устанавливается в максимальном размере для всех налогоплательщиков.
Налоговые льготы
Налоговые льготы предусмотрены статьей 381 НК и выражаются в полном освобождении от уплаты отдельных категорий и отдельных видов имущества, находящегося на балансе налогоплательщика. Например:
- религиозные организации - в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;
- общероссийские организации инвалидов (не менее 80% членов которых являются инвалидами и их законными представителями) - в отношении имущества, используемого для осуществления уставной деятельности;
- организации, основным видом деятельности которых является производство лекарственных средств: в отношении имущества, используемого для производства иммунобиологических препаратов для животных для борьбы с эпидемиями и эпидемическими заболеваниями;
- имущество коллегий адвокатов, юридических фирм и юридических консультационных центров;
- имущество Национального научно-исследовательского института;
- имущество, учитываемое на балансе организации, являющейся резидентом ОЭЗ, которое находится в течение пяти лет с момента регистрации имущества.
Местные власти оставляют за собой право устанавливать дополнительные исключения, перечень которых, в случае их установления, будет включен в соответствующий местный закон [10, с. 23-64].
В Москве, в частности, организации, получающие кредиты из бюджета города Москвы и бюджетов муниципальных образований города Москвы на основании смет доходов и расходов, организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, включая маршрутные такси) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы, а также другие категории налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций освобождаются.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
4. Анисимова И.Н., Баринов Н.П., Грибовский С.В. О требованиях к числу сопоставимых объектов при оценке недвижимости сравнительным подходом // Вопросы оценки. - 2020. - № 1. - С. 2-7.
5. Беляева А.В. Использование пространственных моделейв массовой оценке стоимости объектов недвижимости // Компьютерные исследования и моделирование. - 2019. - Т. 4. № 3. - С. 639-650.
6. Гавриленко А.А. Факторы, влияющие на оценку стоимости недвижимости // Транспорт: наука, техника, управление. - 2019. - № 11. - С. 52-54.
7. Грибовский С.В., Баринов Н.П. Оценка недвижимости для налогообложения // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2020. - № 5. - С. 96-106.
8. Дадашев, А. З., Налоговый контроль в Российской Федерации : учебное пособие / А. З. Дадашев, И. Р. Пайзулаев, Ю. А. Топчи, Д. А. Мешкова. — М. : КноРус, 2023. — 127 с.
9. Зеленский Ю.В. О сопоставимости результатов подходов при оценке недвижимости - принцип согласованности моделей // Вопросы оценки. - 2019. - № 4. - С. 2-11.
10. Ибрагимов, Л. Г., Экономика недвижимости : учебное пособие / Л. Г. Ибрагимов, Н. М. Габдуллин. — М. : Русайнс, 2022. — 199 с.
11. Косаренко, Н. Н., Налоги и налогообложение : учебное пособие / Н. Н. Косаренко. — Москва : Русайнс, 2023. — 108 с.
12. Липски, С. А., Правовое обеспечение землеустройства и кадастров : учебник / С. А. Липски, И. И. Гордиенко. — М. : КноРус, 2023. — 453 с.
13. Миклашевская, О. В., Основы кадастра недвижимости : учебник / О. В. Миклашевская, А. П. Сизов. — М. : КноРус, 2022. — 175 с.
14. Проскурина, З. Б., Налогообложение в сфере недвижимости : учебное пособие / З. Б. Проскурина, Е. Е. Макарова. — М. : КноРус, 2023. — 156 с.
15. Пылаева А.В., Основы кадастровой оценки недвижимости: учебное пособие для вузов / А. В. Пылаева ; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород :ННГАСУ, 2019. – 140с.
16. Саяпина, Т. С., Государственная кадастровая оценка земель и объектов недвижимости : учебник / Т. С. Саяпина. — М. : КноРус, 2023. — 201 с.
17. Соболь А.Б. Оценка недвижимости для целей налогообложения // Вестник ВЭГУ. - 2019. - № 2. - С. 124-130.
18. Тарасевич Е.И. Концепция ставки дисконтирования в оценке недвижимости // Вопросы оценки. - 2020. - № 2. - С. 18-32.
19. Фоменко А.Н. Метод актуализации определенной ранее прибыли предпринимателя при оценке недвижимости // Вопросы оценки. - 2019. - № 4. - С. 34-38.
20. Чемерикин С.М. Ликвидационная стоимость в оценке недвижимости // Вопросы оценки. - 2021. - № 1. - С. 28-30.