Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что некоторые молодые люди изначально воспитывались в трудных социальных условиях, в семьях, где нет одного родителя или присутствует элемент неблагополучности, который негативно влияет на формирование личности.
Однако и в ряде благополучных семей зачастую встречаются те проблемы, которые могут оказать отрицательное влияние на психологическое состояние и поведение человека, поскольку он воспринимает все, что происходит вокруг, очень остро и болезненно. Отсюда обычно и возникают различные зависимости, которые впоследствии могут серьезно деформировать психику и жизненный путь человека в той ситуации, если вовремя не оказать ему социально-психологическую помощь.
Надо отметить, что в современном мире родители зачастую не замечают тех ситуаций, которые могут стать причиной возникновения у их детей стойких деструктивных зависимостей, а потому за помощью не обращаются, либо обращаются уже тогда, когда зависимость возникла и с ней довольно сложно бороться, а потому уже во взрослом возрасте им сложно справляться с возникшими зависимостями.
Проблема интернет-аддикций у молодежи остается нерешенной, поскольку интернет-технологии развиваются все активнее, а методов профилактики и коррекции подобных состояний оказывается недостаточно.
Степень изученности проблемы. Проблема возникновения зависимого поведения, в том числе интернет-зависимости, достаточно широко рассматривается в научной литературе – как в классической, так и в современной, однако в процессе работы не было обнаружено ни одного авторитетного исследования, которое бы осуществляло дифференциацию причин возникновения и характера протекания зависимостей. Психологические механизмы возникновения зависимости у молодежи рассматриваются в работах таких авторов как: А.М. Авраменко, Е.Н. Кулибиной, Г.В. Смысленко, А.П. Гавриловой, М.И. Оленниковой, Л.Д. Асташковой и других. Классификации зависимостей описаны такими авторами как: И.М. Александрова, Ю.А. Фролова, М.А. Щербаков, Н.П. Баркова, И.В. Ярославцева, А.П. Губанова, Е.Н. Шурыгина, Е.А. Смысловская.
Цель исследования – провести анализ молодежных интернет-аддикций.
Объект исследования – молодежь.
Предмет исследования – молодежные интернет-аддикции.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть зависимое поведение в дискурсе социологических теорий.
2. Охарактеризовать интернет-аддикцию как новый вид зависимости.
3. Проанализировать изучение Интернет-аддикции в социологии молодежи.
4. Описать виды и способы оценки интернет-аддикций.
5. Оценить распространенность молодежных интернет-аддикций.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, контент-анализ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.1. Зависимое поведение в дискурсе социологических теорий
Проблеме зависимого поведения в научной литературе уделяется достаточно много внимания, что связано с тем, что данное явление очень распространено в мире и вызывает ряд негативных последствий не только для конкретного человека, но и для общества в целом.
Многие исследователи связывают зависимое поведение как с психологическими, так и с социальными факторами, а потому это явление необходимо рассматривать комплексно, опираясь на психологические и социологические знания.
Под зависимым поведением Н.В. Середина и И.В. Черныш определяют стереотипные поведенческие паттерны, которые используются человеком для достижения психологического комфорта: снижения уровня стресса, тревожности или фрустрации. Если личность в какой-то момент становится зависимой, то ее жизнь значительно усложняется, ведь те поведенческие паттерны, к которым она привыкла в прошлой жизни, значительно усложняются .
По мнению Е.П. Ченосовой, формирование зависимости делает человека максимально уязвимым, он становится слабым, безвольным, его настроение зависит исключительно от того, имеет ли он возможность в данный момент осуществить контакт с объектом зависимости или нет .
Химические зависимости негативно влияют на здоровье человека, формируют различные серьезные соматические заболевания, зачастую не поддающиеся лечению на поздних стадиях обнаружения.
При этом нехимические зависимости серьезно воздействуют на психику человека и на его социально-коммуникативные возможности, а также могут привести к суицидальному поведению.
1.2. Интернет-аддикция как новый вид зависимости
Интернет-аддикция является значимой проблемой современности, которая обусловлена развитием информационных технологий и технологическим прогрессом.
Формирование интернет-аддикций – это сложный процесс, который изучен не полностью в связи со своей относительной «молодостью» как социального и психологического явления. Однако в настоящий момент уже существует достаточное количество инструментов и методов, значимых для диагностики, профилактики и коррекции интернет-аддикций у лиц разных возрастных групп.
Без компьютеров, смартфонов и интернета сложно представить современную жизнь. Люди общаются в мессенджерах и соцсетях, узнают новости на сайтах, и даже школьные оценки дети получают в электронных дневниках. С компьютерами связаны и многие профессии – начиная от программистов и заканчивая бухгалтерами .
В научной литературе выделяют три вида интернет-аддкиции, при этом важно отметить, что все подобные зависимости основаны на сходной природе происхождения :
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, А.М., Суромина, В.Я., Хватцева, Е.Н. Интернет-зависимость как медико-социальная проблема современности: теория и методология исследования / А.М. Александрова, В.Я. Суромина, Е.Н. Хватцева // Вестник Ижевского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 60–72.
2. Александрова, И.М., Фролова, Ю.А., Щербаков, М.А. Принципы классификации подростковых зависимостей в современной клинической психологии: теоретические аспекты исследования / И.М. Александрова, Ю.А. Фролова, М.А. Щербаков // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 4. – С. 60–72.
3. Баркова, Н.П., Ярославцева, И.В. Зависимое поведение: клинико-психологические аспекты профилактики и коррекции: учебное пособие / Н.П. Баркова, И.В. Ярославцева. – Иркутск : Иркутский государственный университет, 2014. – 249 с.
4. Битенбаева, С.Р. Зависимое поведение школьников в организациях образования / С.Р. Битенбаева // Российская наука. – 2016 – URL: http://www.rusnauka.com/18_NPN_2016/Pedagogica/6_213497.doc.htm (дата обращения: 01.06.2023).
5. Братакова, Е.Н., Щурина, Г.А. Причины и последствия интернет-зависимости у детей в современном мире / Е.Н. Братакова, Г.А. Щурина // Современные проблемы психологии. – 2022. – № 7. – С. 62–76.
6. Гарганеев, С.В. Современный подросток с зависимым поведением: профилактика, вопросы превенции и психотерапии / С.В. Гарганеев // Сибирское медицинское обозрение. – 2011. – URL:: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podrostok-s-zavisimym-povedeniem-problematika-voprosy-preventsii-i-psihoterapii/viewer (дата обращения: 01.06.2023).
7. Губанова, А.П., Шурыгина, Е.Н., Смысловская, Е.А. Подростковые зависимости как предмет научного исследования / А.П. Губанова, Е.Н. Шурыгина, Е.А. Смысловская // Сборник статей Костромского государственного университета. Вып. 3. – Кострома: Костромского государственного университета, 2022. – С. 99–113.
8. Гусева, Л.В. Компьютерная и интернет-зависимость / Л.В. Гусева. – Торжок: ОДС, 2021. – 266 с.
9. Дроздикова-Зарипова, А.Р., Шакурова, А.Р. Специфика компьютерной зависимости подростков в педагогической практике // Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования. Сборник статей международной научной конференции. – Казань: Центр инновационных технологий. – С. 161–174.
10. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2013. – 218 с.
11. Кулешова, И.С. Профилактика зависимостей у подростков в современном мире: проблемы и перспективы / И.С. Кулешова // Вестник клинической психологии. – 2021. – № 8. – С. 66–78.
12. Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения : учеб. пособие / Н.Н. Мехтиханова. – Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005. – 124 с.
13. Москаленко, У.Д. Зависимость – семейная болезнь: монография / У.Д. Москаленко. – М.: ПЕРСЭ, 2009. – 129 с.
14. Насыров, Ю.Г. Аддикции в подростковом возрасте / Ю.Г. Насыров. – Хабаровск: Смена, 2019. – 238 с.
15. Огарева, С.М., Шумихина, А.С., Сумятина, Е.Е. Зависимое поведение и его виды как предмет социально-психологического исследования / С.М. Огарева, А.С. Шумихина, Е.Е. Сумятина // Известия Пермского государственного университета. – 2023. – № 1 (132). – С. 90–100.
16. Озерцковская, Ю.Н. Методические рекомендации по профилактике и коррекции зависимостей у подростков / Ю.Н. Озерцковская. – М.: Медицинское издательство, 2018. – 184 с.
17. Осьмина, А.П., Навадкина, Е.Н., Голованова, И.М. Принципы диагностики зависимостей личности: проблемы теории и методологии / А.П. Осьмина, Е.Н. Навадкина, И.М. Голованова // Сборник материалов международной. научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психопатологии: теория и практика». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – С. 154–168.
18. Переделкина, А.П., Хваловская, И.М., Семигудова, Н.Г. Основные детерминанты формирования зависимого поведения личности: социальные, биологические и психологические факторы / А.П. Переделкина, И.М. Хваловская, Н.Г. Семигудова // Сборник статей Владимирского государственного университета. Вып. 4. Психология и социология. – Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2022. – С. 40–54.
19. Погорельцев, М.И. Профилактика аддиктивного поведения подростков: история и современное состояние проблемы / М.И. Погорельцев, В.В. Шкурко, Г.А. Санников // Вестн. Казанского гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина. Сер. Психология и педагогика. – 2017. – С. 95–106.
20. Расников, В.Г. Принципы и методы коррекции подростковых зависимостей / В.Г. Расников. – Ярославль: Правда, 2020. – 198 с.
21. Ревенко, А.Ю. Нарушение системы жизненных ценностей личности как фактор формирования зависимости / А.Ю. Ревенко // Вопросы психологии. – 2020. – № 10. – С. 40–53.
22. Сафронова, Е.Я., Молотилова, Г.В., Смерденко, И.С. Классификация зависимого поведения и научные подходы к его изучению: теория и практика / Е.Я. Сафронова, Г.В. Молотилова, И.С. Смерденко // Социально-психологические исследования в России и за рубежом. Сборник статей. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2022. – С. 56–70.
23. Середина, Н.В., Черныш, И.В. Психологические особенности зависимого поведения / Н.В. Середина, И.В. Черныш // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6/3. – С. 28–31.
24. Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот // Cyberpsy. Научный портал. – 2019. – URL: https://cyberpsy.ru/tests/yurieva_bolbot_computer_addiction_test/ (дата обращения: 01.06.2023).
25. Судакова, Е.Н. Интернет-зависимость у детей / Е.Н. Судакова. – М.: Промо, 2023. – 188 с.
26. Титоренко, П.А., Заврагина, Н.В., Кутайсова, О.А. Химические и нехимические зависимости человека: проблема диагностики, профилактики и коррекции / П.А. Титоренко, Н.В. Заврагина, О.А. Кутайсова // Сборник статей Тюменского государственного университета «Психология». – Тюмень, 2020. – С. 18–30.
27. Филонов, Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / Л.Б. Филонов. – М.: Наука, 2011. – 400 с.
28. Христофорова, Е.Н. Профилактические мероприятия в области комплексной работы по устранению зависимостей у подростков / Е.Н. Христофорова, И.Т. Ольшанская, Н.К. Зуева // Сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы психолого-педагогической работы с подростками в России и за рубежом». – Хабаровск: Хабаровский гос. ун-т, 2021. – С. 111–126.
29. Ченосова, Е.П. Психологический портал аддикта / Е. П. Ченосова // Молодой ученый. – 2019. – № 45 (283). – URL : https://moluch.ru/archive/283/63806/ (дата обращения: 01.06.2023).
30. Шилоносова, А.В., Родченкова, А.П., Миронова, Е.С. Зависимое поведение: факторы, причины и последствия / А.В. Шилоносова, А.П. Родченкова, Е.С. Миронова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2020. – № 12. – С. 55–70.