Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из значимых качеств человека выступает воля. С психологической точки зрения, воля представляет собой одну из основных функций человеческой психики, которая обеспечивает возможность осуществления контроля личности над совершаемыми действиями и поступками.
Другими словами, воля способствует принятию того или иного решения, обеспечивая способность человека действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая при этом возникшие внутренние препятствия.
Так, понятие «воля» означает способность личности действовать в направлении сознательно поставленной свей цели, преодолевая при этом противоположные по своей направленности собственные желания, а также стремления.
Личность, обладающий наиболее высокой силой воли не идет на поводу у эмоций и желаний, действует особенно ответственно и разумно и способен дойти до цели несмотря ни на что, можно сказать, «не сходя с пути».
Эта личность н имеет хорошую выдержку, из-за чего может регулировать свое поведение, держать контроль над своими действиями и чувствами, преодолевая внутренние и внешние трудности на пути к четко выстроенной цели..
Объект исследования: физическое воспитание.
Предмет исследования: воспитание волевых качеств на занятиях физической культурой.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить развития воли в процессе физического воспитания
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать структуру и общую характеристику волевых качеств.
2. Дать особенности волевых качеств.
3. Обобщить содержание деятельности учителя по развитию воли в процессе физического воспитания.
4. Раскрыть организацию исследования и диагностику деятельности тренера по развитию воли у школьников.
5. Разработать методические рекомендации по развитию воли у детей школьного возраста.
Гипотеза исследования– воспитание воли в процессе физического воспитания, будет эффективнее, если:
– выявить и учитывать уровень сформированности воли у детей школьного возраста;
– педагоги, тренера и родители будут включены в этот процесс;
– разработать педагогическую технологию, способствующую воспитанию воли у детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были обобщены сведения о таком качестве человека как воля, в том числе средствами физической культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные сведения могут быть использованы в практической деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.
В ходе научной работы использовались следующие методы исследования:
- методологической основой исследования является комплекс подходов и методов научного познания. Основным из них является диалектический метод. Во время исследования учтены основные принципы диалектики, такие как: объективность, системность и др.;
-широко использованы общенаучные методы познания: наблюдение, описание и сравнение имеющихся разновидностей;
-в работе применены также логико-семантический и формально-логический методы. При помощи, которых исследованы ряд терминов, освещены дискуссионные аспекты в понимании их сущности.
В работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части исследования.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная структура работы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Общая характеристика воли и волевых качеств
Итак, предваряя рассмотрение вопроса, актуализируется вопрос дефиниции воля.
Можно предположить что, воля – это сознательная регуляция поведения человека в его деятельности и общении, которая связана с преодолением внутренних и внешних препятствий. В настоящее время в научной литературе нет единой теории воли, хотя многие ученые пытаются разработать целостную теорию воли с достаточной определенностью и ясностью.
В настоящее время существуют две противоположные тенденции в отношении этого вопроса и природы воли.
Один из них заменяет волю мотивацией и побуждением к действию. Согласно точке зрения представителей этого направления, сказать «против воли» означает сказать «против желания».
Желание может иметь разные преимущества. Следовательно, в данном случае сила желания становится заменой «силе воли». Поэтому идея умственного и физического напряжения воли заменяется идеей силы переживания потребностей. Воля появляется здесь не как сознательный (мотивирующий) способ регулирования поведения индивида.
Другая тенденция связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, то есть, по сути, понятие «воля» является синонимом понятия «сила воли». Это распознавание этих двух концепций в повседневном сознании может происходить следующим образом. Считается, что человек, который умеет преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такого человека часто называют волевым. Воля (как механизм преодоления препятствий) так проявляться не будет, идеи нет, и смысла нет [8, с. 111].
Так, В.А. Иванников полагает, что осуществление волевой регуляции в варианте самодетерминации происходит через изменение смысла действия, обеспечивающего его побуждение, или, наоборот, его торможение, что изменение смысла действия определяется как необходимый психологический механизм. По мысли этого исследователя, изменение смысла действия происходит с помощью волевого усилия, которое придает самому действию личностный смысл. Определяя волевую регуляцию как личностный уровень произвольной регуляции, В.А. Иванников делает важный шаг в ее изучении, выделяя в ней уровни и механизмы. В его работах очень четко определены уровни произвольной регуляции, которые имеют три ступени развития:
1) произвольные процессы, складывающиеся на основе сознательного побуждения (произвольные элементы в поведении животных);
2) произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека);
3) волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.
В варианте самодетерминации В.А. Иванников определяет, что волевая регуляция есть личностный уровень произвольной регуляции побуждения к действию, необходимость осуществления которого сознательно принята человеком, а средством изменения побуждения является намеренное изменение смысла действия.
Механизмами волевой регуляции В.А. Иванников считает произвольное изменение побуждения к деятельности, намерение, устойчивую систему мотивов, изменение смысла действия, волевое усилие, волевые качества.
Таким образом, рассмотрение воли и волевой регуляции в рамках мотивации — самодетерминации ограничивает понимание феномена волевой регуляции, сужает ее содержательные и функциональные проявления.
Только когда крайние точки зрения могут быть сведены воедино, мы можем понять, что такое воля. Каждая точка зрения абсолютизирует какой-то аспект воли: в одном случае мотивация действовать по своему желанию или усилие воли, направленное на преодоление служебных трудностей, в другом случае воля ослаблена. Изложенный выше метод понимания природы воли отражает все ее аспекты, отражает ее различные функции и совершенно не противоречит друг другу. На самом деле воля связана с сознательной целеустремленностью человека , с одной стороны, и с объективностью его поведения и поступков с другой, то есть с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении каких-то трудностей, поэтому считается, что воля нужна только в таких ситуациях.
Можно выделить следующие характеристики воли:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности. Проблемы психологии личности. – М.: – 1982– 93 с.
2. Александрова Н. П. Богданов Е. Н. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессоустойчивости. Прикладная юридическая психология. – М.: – 2014 –8-20 с.
3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, –2015. – 352с.
4. Быков А.В., Шульга Т.Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. – М: Изд. УРАО, – 1999. – 12 с.
5. Джемс У. Психология. – М.: Изд. Педагогика под ред. Л. А. Петровской. – 2011. – 35 с.
6. Зорина С. Д. Формирование морально-волевых качеств личности в процессе физического воспитания / С. Д. Зорина, Ю. А. Решетникова // Вестник ВИЭПП. – 2018. – № 1. – С. 197–200.
7. Иванников В. А. Основы психологии. Курс лекций. – СПб. : Питер, 2011– 336 с.
8. Иванников В. А., Шляпников В. Н. Воля как продукт общественно-исторического развития человечества. – М.: Психологический журнал. – Т. 33. – 2012. –111–121 с.
9. Иванников В. А., Барабанов Д. Д., Монроз А. В., Шляпников В. Н., Эйдман Е.В. Место понятия «воля» в современной психологии. Вопросы психологии. – М.: Изд. Вестник –2019. – № 2. – 15-23 с.
10. Ильин Е.П. , Психология воли. – СПб.: Изд. Питер. – 2002 – 132 с.
11. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. дисс. докт. психол. наук. –Тбилиси, – 1989– 9с.
12. Конопкип О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М.: Изд. АН СССР – 1980 – 78 с.
13. Корнилов К. Н. Воспитание воли и характера. –М. : Изд. Трудрезервиздата. –1950 – 22 с.
14. Маторин Д. О. Развитие волевых качеств у подростков средствами физической культуры / Д. О. Маторин, Г. И. Железовская // Образование. Наука. Инновации. – 2014. – № 2 (34). – С. 82–91.
15. Мышко Г. В. Психологические особенности преодоления стресса. Психология и педагогика служебной деятельности. – М.: Изд. Научн. статья. Государственный университет управления – 2021. №4 -130-134с.
16. Рибо Т. Воля в ее нормальном и болезненном состояниях. – СПб, 2004. – 21 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб. : Питер, – 2011. – 713 с.
18. Селиванов В. И. Дискуссионные вопросы силы воли. – Психол. журн., 1986. – Т. 7. - № 6. –110-121с.