Фрагмент для ознакомления
2
Педагог, учитель в любом обществе являлся и является значимой личностью. Это неудивительно, поскольку именно на учителя ложится основная ответственность по воспитанию и образованию подрастающего поколения, а, следовательно, от него общество ожидает если не идеального воплощения всех жизненных и общечеловеческих ценностей, то как минимум приближения к нему. Заметим, что такое требование не является порождением современности. Во все время к учителю, педагогу предъявлялись очень высокие моральные требования. Например, министр народного просвещения гр. С.С. Уваров еще в 1830-х гг. отмечал, что педагог должен не только обучать своих воспитанников, но и своим личным примером прививать им нравственные и моральные ценности . В современном российском обществе дискуссия о личности учителя развернулась очень широко, при этом все чаще, особенно в средствах массовой информации, можно видеть сравнение учителя либо с «обслугой» на уровне продавца или уборщицы , либо с «функцией» . Так или иначе, в современном социуме явно прослеживается тенденция принижения роли учителя. Соответственно, проблема отношения общества к учителю в наши дни стоит особенно остро. В этой связи обращение жанру художественного слова, анализу отношения к учителю в художественной литературе и его трансформации во второй половине ХХ в. представляется весьма актуальным.
Цель исследования – анализ образа педагога в русской литературе второй половины ХХ в.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить в отечественной литературе второй половины ХХ в. художественные произведения, в которых присутствует образ учителя.
2. Проследить трансформацию образа учителя в рамках указанного периода.
3. Проанализировать основные тенденции формирования образа учителя в литературе указанного времени.
4. Составить аннотированный библиографических указатель художественных произведений, в которых отражен образ учителя.
Объект исследования – образ учителя в художественной литературе.
Предмет исследования – произведения отечественных авторов, в которых отражается образ учителя.
Методологическую основу исследования составили культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный и историко-типологический методы. Использование культурно-исторического метода позволило проанализировать влияние общественно-политической жизни общества в определенный исторический период на формирование отношения этого общества к образу учителя. Выявление и анализ изменения отношения общества к образу учителя достигаются с помощью применения сравнительно-сопоставительного метода. Обращение к историко-типологическому методу позволило проанализировать тенденции формирования образа учителя в разные периоды истории.
В современной историографии тема образа учителя в художественной литературе отражена не значительно. В первую очередь следует отметить работы Г. Ребеля и Т. Долгих, в которых анализируется проза А. Иванова, в частности его произведение «Географ глобус пропил» , а также статью Н.В. Киселевой «Пограничность образа учителя в художественной культуре ХХ века» Опосредованно рассматривается интересующий нас сюжет и в диссертации О.А. Мокрушиной «Топос постсоветской школы в литературе ХХ–ХХI веков» .
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые осуществлен системный подход к изучению образа учителя в художественной литературе второй половины ХХ в.
Теоретическая значимость обусловлена предложенным аннотированным библиографическим указателем художественных произведений отечественных авторов второй половины ХХ в., рисующих образ учителя.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в построении факультативных курсов по теме «Герои современной прозы».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексин А. А тем временем где-то … Повести. М. Мол. гвардия, 1980. – 575 с.
2. Андреев А.Н. Целостный анализ литературного произведения. — Минск: «Электронная книга БГУ», 2008.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
4. Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, Э.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.
5. Вигдорова Ф.А. Мой класс. // Электронная библиотека RoyalLib.com URL: http://royallib.com/book/vigdorova_frida/moy_klass.html (дата обращения: 8.05.2023)
6. Вопросы детской литературы. Государственное издательство детской литературы, 1953. – С. 51.
7. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л. О. изд-ва «Советский писатель», 1979, 224 с. С. 220, 5, 37, 16, 17.
8. ГОСТ 7.0.99-2018. Реферат и аннотация. – М.: Стандартинформ, 2018.
9. ГОСТ 7.80-2000. Межгосударственный стандарт. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. – Минск, 2000.
10. ГОСТ Р-7.0-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – М.: Стандартинформ, 2018.
11. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833-1843. – СПб., 1864.
12. Долгих Т. Основные мотивы романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» // Филолог. 2004. № 4. С. 19–24.
13. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин — М.: ФЛИНТА, 2017. Темкина В. Л. Современные подходы к анализу языка художественной литературы / В. Л. Темкина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — № 11. — С. 72-77.
14. Жуков В. Школа и насилие: семь мифов о гуманизации школьного образования // Дружба народов. 2009. № 1. С. 181–191
15. Киселева Н.В. Пограничность образа учителя в художественной культуре ХХ века // Ярославский педагогический вестник. – 2018. - № 5. – С. 379-384.
16. Лейдерман Н.Л. Теория жанра: Научное издание / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 904 с.
17. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель? / В. И. Лещинский ; сост. С. С. Кузнецов, С. В. Кульневич. - М. : Педагогика, 1990. - 160 с.
18. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.
19. Литовская М.А. Школьная повесть как инструмент анализа повседневности советской школы // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики. Пермь, 2010. 300 с.
20. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – Пермь: Кн. Изд-во, 1986. – 575 с.
21. Мокрушина О.А. Топос постсоветской школы в русской литературе ХХ – ХХI веков: диссертация … кандидата филологических наук: 10.01.01 (Пермь, 2014) 217 с.
22. Подлубнова Ю.С. Автожитийные тенденции в «Педагогической поэме» А. Макаренко URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4398 (дата обращения: 13.05. 2023)
23. Полонский Г.И. Ключ без права передачи: Киноповести. – М.: Дет. лит., 1980. – 208 с.
24. Распутин В.Г. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 1. Рассказы; Повести/Вступ. статья Н. Котенко. – М.: Худож. лит., 1990. – 415 с.
25. Ребель Г.М. Художественно-идеологические тенденции в творчестве Алексея Иванова // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 4. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. С. 489–496.
26. Симонова Л. Круг. Электронная библиотека RoyalLib.com URL: http://royallib.com/book/simonova_liya/krug.html (дата обращения: 20.04.23)
27. Сысоева О.А. Жанровая специфика романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. № 2 (32): в 2-х ч. Ч. II. C. 184- 186.
28. Тарасов О.В. «Школьные повести» в системе художественного творчества В.Ф. Тендрякова: дисс. … канд. филол. наук: 10.01.02. Москва, 1994. 130 с.
29. Эскалация насилия в школах: за 2 года количество нападений на учителей выросло в полтора раза. – Новости России: интернет портал URL: http :// www. newsru. com / russia /18 may 2007/ school.html (дата обращения: 10.05.2023)