Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Конституция РФ предусматривает нормативную основу для организации и функционирования важных блоков отношений в сфере социального обеспечения, и эти отношения отличаются по своей природе от отношений, составляющих ядро предмета отрасли права социального обеспечения. Эти отношения можно отличить от смежных отношений. В то же время эти отношения можно выделить по уровням: федеральный, региональный, муниципальный и уровень предприятия.
Отдельный анализ уровней дополнительного социального обеспечения позволяет выявить недостатки в законодательстве и правоприменении. Речь идет о регулировании на федеральном уровне вопроса дополнительного социального обеспечения высших должностных лиц РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти РФ, глав муниципальных образований и депутатов представительных органов регионального самоуправления.
Кроме того, необходимо рационализировать пенсионное обеспечение государственных служащих субъектов РФ и государственных служащих муниципальных образований.
Дополнительное социальное обеспечение является относительно самостоятельным блоком в системе социального обеспечения. Оно не относится ни к социальной поддержке, ни к государственной социальной помощи, ни к социальному обслуживанию. Уровень правового регулирования дополнительного социального обеспечения очень низок, и нарушения законодательства в этой сфере нередки. Поэтому существует острая необходимость в повышении уровня правового регулирования в этой сфере.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие особенности правового регулирования дополнительного социального обеспечения.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие дополнительное социальное обеспечение.
Целью исследования является анализ проблем дополнительного социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать общую характеристику дополнительного социального обеспечения;
2.рассмотреть федеральное дополнительное социальное обеспечение;
3.исследовать региональное дополнительное социальное обеспечение;
4.проанализировать муниципальное дополнительное социальное обеспечение;
5.определить сущность корпоративного социального обеспечения.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере права социального обеспечения; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю., Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш., Косаренко Н.Н., Супрун Н.Г., Якуничева Н.В., Тучкова Э.Г. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОНЯТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляет отдельная группа общественных отношений, характеризующихся определенным внутренним единством, которое в сочетании с особыми методами регулирования позволяет отграничить данную отрасль права от других отраслей .
При образовании Советского Союза (1922 год) и позднее (1930-е годы) социальное обеспечение рассматривалось как часть социально-культурного права и стало частью административного права; в 1950-е годы, с появлением нового пенсионного законодательства, социальное обеспечение служащих и рабочих было включено в трудовое право, а социальное обеспечение колхозников - в колхозное (аграрное) право. В 1950-х годах в законодательство были внесены изменения, в результате которых социальное обеспечение служащих и рабочих было включено в трудовое законодательство.
Соответствующие схемы компенсационных выплат включают: компенсацию тем, кто ухаживает за младенцами в возрасте до трех лет; компенсацию тем, кто ухаживает за лицами, достигшими 80 лет, больными первой группы или пожилыми людьми, которые, согласно медицинскому заключению, нуждаются в постоянном уходе; компенсацию неработающим женам военнослужащих, которые проживают с супругом в районах, где они не могут работать из-за отсутствия возможностей трудоустройства (компенсация мужьям), проживающим совместно с супругой (супругом) в местностях, где они не могут работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства .
Система отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включает социальные услуги для пожилых людей и инвалидов (госпитализация и полугоспитализация, срочное социальное обслуживание, уход на дому, социальное консультирование, услуги по реабилитации инвалидов), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в специальных учреждениях (детские дома, интернаты социальные услуги для семей с детьми, такие как уход в учреждениях; услуги для детей и детей с ограниченными возможностями.
В.С. Андреев впервые в юридической литературе обратил внимание на исследование методов правового регулирования права социального обеспечения.
Он выделяет три признака, характеризующие своеобразие метода в данной правовой сфере.
-метод связан со спецификой предмета регулирования, элементами которого являются все элементы пищеварительной системы, а государство в лице органов управления обязано предоставлять гарантии:
-одним из участников отношений является гражданин или член семьи, а другим - государственный орган;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 13.06.2023, с изм. от 15.06.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3
3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699
4. Федеральный закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" // Собрание законодательства РФ, 11.03.2002, № 10, ст. 964,
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215
6. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 27.01.2023) "О негосударственных пенсионных фондах" // Собрание законодательства РФ, № 19, 11.05.1998, ст. 2071.
7. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 1943
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О страховых пенсиях" // Российская газета, № 296, 31.12.2013
9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3803,
10. Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 17.10.2022) "О государственных должностях Российской Федерации" // Российская газета, № 11-12, 17.01.1995.
11. Указ Президента РФ от 16.03.2015 № 136 (ред. от 01.10.2021) "О некоторых вопросах Управления делами Президента Российской Федерации" (вместе с "Положением об особенностях организации оказания медицинской помощи лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам") // Собрание законодательства РФ, 23.03.2015, № 12, ст. 1739.
Научная и учебная литература:
12. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / под редакцией В.Ш. Шайхатдинова. Москва: Юрайт, 2020. 605 с.
13. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
14. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. - М: Юрайт, 2019. 428 с.
15. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. - М: КноРус, 2019. 240 с.
16. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2022. 449 с.
17. Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. м.: Юстиция, 2019. - С.526.
18. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / под редакцией М.В. Филипповой. Москва: Юрайт, 2021. 406 с.
19. Социальное обеспечение : учеб. пособие / Е.Н. Мажара. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 208 с.
20. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
Статьи:
21. Васильева Ю.В., Шуралева С.В. Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы // Социальное и пенсионное право. 2022. № 3. С. 19 - 24.
22. Гусева Т.С. Локальное регулирование отношений по социальному обеспечению: формирование доктринальных подходов // Социальное и пенсионное право. 2022. № 2. С. 23 - 29.
23. Как назначаются и выплачиваются детские пособия? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
24. Какие существуют виды пенсий? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
25. Миронов В.И., Бобров Е.А., Тарасова Л.С. Некоторые проблемы социального обеспечения судей // Социальное и пенсионное право. 2020. № 3. С. 51 - 53.