Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы формирования проблемного обучения в психолого-педагогической и методической литературе
1.1. Сущность и содержание понятий «технология», «технология проблемного обучения»
Сущность деятельностной теории обучения:
1. Конечной целью обучения является формирование образа действий.
2. Способ действия может быть сформирован только в результате деятельности, которая, если она специально организована, называется образовательной деятельностью.
3. Механизм обучения заключается не в передаче знаний, а в управлении образовательной деятельностью.
Технология представляется совокупностью метода, процесса и материала, применяемой в любой отрасли деятельности, а также научного описания методов технического производства.
Образовательная технология – это систематический метод планирования, применения, оценки всего процесса обучения и усвоения знаний с учетом человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы обучения.
Проблема (от греческого problema - затруднение) – это сложный вопрос, проблема, требующая решения; сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения [1].
Проблема заключается в разнице между существующей и желаемой ситуациями, несоответствии, несовпадении между предполагаемым и фактическим.
Педагогические технологии в образовательном процессе:
- развивающий тренинг;
- проблемно-ориентированное обучение;
- коммуникативный тренинг;
- проектная технология;
- игровые технологии;
- диалог культур;
- информационно-коммуникационные технологии;
- дидактическая многомерная технология;
- групповые технологии [2].
Проблемное обучение представляется современным уровнем в развитии дидактики и передового педагогического практикума. Проблемным обучение называется потому, что организация учебного процесса основана на принципе проблемности, а системное решение образовательных задач является характерной чертой такого обучения.
Проблематичность – главное условие развития объекта (мира) и субъекта (человека) – может рассматриваться как диалектическая категория, наряду с другими, или как главная особенность этих категорий в развитии, или как основной принцип их действия, деятельностный или как необходимость действовать.
Проблемная ситуация – это способ выявления объективно существующей проблемы, выраженной явно или неявно, которая проявляется как психическое состояние интеллектуальной трудности во взаимодействии субъекта и объекта.
Проблемное задание – средство в создании проблемных ситуаций - имеющую материализованную в его формулировании (устной или письменной) оболочки, ориентированную на потребности и возможности субъекта.
Проблематизация – это механизм, лежащий в основе раскрытия субъектом проблемной природы объекта, материализованный в данной проблемной задаче.
Проблема – противоречивость – обозначающей единицу в содержании и процессе движения, затрагивающее материальное и идеальное пространство, порождающее процессы в развитии мира и человека и порождаемая развитым человеком. Этот процесс считается непрерывным [3].
Нормативные документы по технологии проблемного обучения
Федеральный закон 273, статья 66, пункт 1:
Начальное общее образование целенаправленно на формирование личности учащегося, путем развития его индивидуальной способности, положительных мотивационных моментов и навыков, затрагивающей учебную деятельность (овладение чтение, письмо, счет, базовым навыком учебной деятельности, элементом в теоретическом мышлении, простейшим навыком в самоконтроле, культурой поведения и речи, основы личной гигиены и здорового образа жизни).
ФГОС НОО (положения проблемно-ориентированного обучения в тексте)
Точки: 7, 8, 10 (9), 11(2), 23
7. Стандарт основан на системно-деятельностном подходе, который предполагает:
ориентация на результат в образовании как системообразующая структура компонента стандарта, где становление личности учащегося путем усвоения универсального учебного действия, познания и освоения окружающего мира является целью и главным результатом образования;
признание решающего действия в роли содержания в образовании, способа организации образовательной деятельности и взаимодействии участника с другими участниками образовательного процесса для достижения цели в личностном, социальном и когнитивном развитии учащихся;
разнообразность организационной формы и учета индивидуальной особенности каждого обучающегося (в том числе одаренного ребенка и ребенка с ограниченными возможностями в здоровье), способна к обеспечению роста в творческом потенциале, познавательного мотива, обогащения формы в взаимодействии со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантия в достижении планируемого результата освоения основной образовательной программы начального общего образования, которая создает основу в самостоятельном успешном усвоении обучающимися нового знания, умения, компетенции, вида и метода деятельности.
8. В соответствии со стандартом, на ступени начального общего образования,:
формирование основ способности к обучению и умения организовывать свою деятельность - умение принимать, поддерживать цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, взаимодействовать с учителем и сверстниками в образовательном процессе;
Стандарт ориентирован на формирование личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы").:
любознательный, активный и заинтересованный в познании мира;
владеет основами способности к обучению, способен организовывать собственную деятельность;
доброжелательный, умеющий слушать и слышащий собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
10. Личностный результат в освоении основными образовательными программами в начальном общем образовании должны отражать:
9) развитие навыка в сотрудничестве со взрослым и сверстником в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить пути выхода из спорных ситуаций;
11. Метапредметный результат в освоении основными образовательными программами начального общего образования должен отражать:
2) овладение способами решения творческих и поисковых задач;
23. Требования к кадровому условию для реализации основной образовательной программы начального общего образования включащий:
уровень квалификации преподавателей и других работников образовательного учреждения;
Система образования должна создавать условия для всестороннего взаимодействия образовательных учреждений, предоставляя возможность восполнять недостающие кадровые ресурсы, осуществляя постоянную методическую поддержку, получая оперативные консультации по реализации основной образовательной программы начального общего образования, используя инновационный опыт других образовательных учреждений, проводя комплексные мониторинговые исследования состояния системы образования. результаты образовательного процесса и эффективность инноваций [4].
Профессиональный стандарт учителя
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, базового общего, среднего общего образования) (воспитатель, преподаватель)"
4. Содержание профессионального стандарта учителя
4.1 Часть первая: Обучение
5. Используйте особые подходы к обучению, чтобы включить в образовательный процесс всех учащихся: с особыми образовательными потребностями; одаренных учащихся; учащихся, для которых русский язык не является родным; учащихся с ограниченными возможностями и т.д [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М., 2016.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
3. Абушкин Х.Х. Проблемное обучение. - Саранск: Морд, 1996. - 174 с.
4. Баксанский O.E., Чистова М.В. Проблемное обучение, обоснование и реализация // Наука и школа. - 2000. - №1. - С. 19-25.
5. Бейзеров В.А. Проблемное обучение. // Образование в современной школе.-2005.-№12.-с.48-52.
6. Богданова В.Ю. Педагогика и психология // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - №1. - С. 56-61.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
8. Данилов Д.Д., Исаева Н.А. Резервы повышения эффективности обучения на основе моделирования проблемных ситуаций // Начальная школа плюс До и После. 2014. №04. - С. 22-34.
9. Дышинский Е.А., Лурье A.M., Людмилов Д.С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: пособие для учителей. - Пермь: Звезда, 1975. - 116 с.
10. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2004. - 180 с.
11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
12. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
13. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание,
1980. - 96 с.
14. Лобашев В.Д. Характеристики проблемно-задачного обучения// Школьные технологии.-2004.-№4.-с.163-176.
15. Лобашев В.Д. Характеристики проблемно-задачного обучения // Школьные технологии.-2004.-№5.-с.181-197.
16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 392 с.
17. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / под ред. канд. психол. наук А.А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.
18. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика, 1987. - 156 с.
19. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
20. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. - Казань: Таткнигоиздат, 1972. - 365 с.
21. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
23. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвящение, 1986. - 208 с.
24. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В.С. Кукушина. М., 2006. - 426 с.
25. Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Астрель, 2010 - 666 с.
26. Селевко Г.К. проблемное обучение/ Г.К. Селевко // Школьные технологии.-2006.-№2.-с.61-66.