Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что историю древних кочевых племен Центральной Азии невозможно представить без истории кыргызского народа, являвшегося одним из древних этносов на Азиатском континенте.
Башкирская родословная традиция восходит к позднему Средневековью. Некоторые семьи могут отследить историю своего рода со времен Золотой Орды. Ведение родословных до настоящего времени является одной из продолжаемых древних народных традиций. Определенное затухание этой традиции имело место в советские годы, однако в настоящее время генеалогия постепенно возвращает свои позиции. Например, в Башкортостане с 2007 г. проводится ежегодный «Праздник родословных» («Шежере байрамы»).
В отличие от русской генеалогической традиции, тюркские родословные составлялись не только в знатных родах, но и среди духовенства, служилых и крестьян. Такая «страсть» к генеалогии может быть объяснена целым рядом причин. Во-первых, по преданию, каждый мусульманин должен знать историю своей семьи как минимум до седьмого колена. Это считается богоугодным делом и до настоящего времени поощряется исламским духовенством. Практически каждый татарский и башкирский род имеет свое родословие – шеджере.
Во-вторых, шеджере часто выполняло сугубо практическую функцию – обоснование права собственности на занимаемую родом землю.
Степень научной разработанности проблемы. За свою более чем 2200 летнюю историю, кыргызский народ прошел сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы. Об истории и этногенезе кыргызов написано достаточно много, как зарубежными, так и отечественными авторами. Исключительное место среди этих работ занимают труды таких видных ученых как, В. Бартольд, С. Абрамзон, А. Акаев и др.
Полнокровные изыскания о кыргызах, их этногенезе и этнокультурных связях принадлежат Н. А. Аристову, в то же время изучение истории и этнографии населения Саяно-Алтая поднял на новую качественную ступень знаменитый востоковед В. В. Радлов.
Объектом исследования являются башкиры-кыргызцы.
Предметом исследования является изучение шежере как историко-этнографического источника отдельных башкирских племен и родов с глубокой древности.
Цель курсовой работы – рассмотреть генеологию башкирского рода Кыргыз.
Задачи:
- рассмотреть исторические очерки башкирского рода;
-определить происхождение этнонима «кыргыз»;
-проанализировать Башкирское родословие: Кыргыз ;
-рассмотреть генеалогию башкирских кыргызов.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории, методологии и организационно-экономических и правовых аспектов в сфере истории Средних веков.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. История и происхождение башкирского рода Кыргыз
1.1. Исторические очерки башкирского рода
В рамках Русского государства башкиры были конституированы в уникальную по своим правам социальную группу башкир - вотчинников, в которой этнические и сословные границы полностью совпадали. Причем, политическая и правовая субъектность рода (клана) предполагала равноправие между всеми башкирскими родами вне зависимости от их численности и влияния.
Высшим представительским органом являлся йыйын (народное собрание). Таким образом, башкиры как общественная структура состояли из автономных и равноправных клановых образований.
Однако при внешней раздробленности башкирское общество проявляло высокую степень этнической и политической солидарности, которая ярко проявилась в эпоху башкирских восстаний. При этом «башкирское звание» обладало престижностью, а сами башкиры являлись господствующим слоем по отношению к припущенникам различных категорий – тептярям, мишарям, ясачным татарам и др.
Оренбургский губернатор Д. В. Волков писал в Сенат: «Все бывалые в здешних местах ведают, что каждой и самой подлой (т. е. низкого происхождения) башкирец почитает себя за некоторого дворянина, подобно украинским казакам, каждый считает, что он собственную землю владеет…» [4, c 48].
Таким образом, путь в башкирское сословие и, соответственно, в башкирский этнос в условиях сословно-представительной монархии Русского государства, а затем и Российской империи для припущенников небашкирского происхождения был закрыт. Для этого существовали, по крайней мере, две веские причины.
Во-первых, прием в свои ряды инородцев был сопряжен с наделением их землей, которой по доброй воле никто не стал бы делиться. Во-вторых, не только переходу в «башкирское звание» (что было невозможно), но просто переселению поволжских народностей в Башкирию и превращению их в припущенников противодействовало само Русское государство, поскольку оно навсегда теряло податное население.
Практически каждый татарский и башкирский род имеет свое родословие – шеджере. Само слово «шеджере» – арабское, обозначает «дерево». Однако не совсем верно «шеджере» сужать до понятия «родословное древо», этот генеалогический источник можно охарактеризовать как летописное сказание об истории рода с указанием имен, важных событий, сведений об истории рода и семьи [4, c 22].
Во-вторых, шеджере часто выполняло сугубо практическую функцию – обоснование права собственности на занимаемую родом землю. Башкиры сохраняли родоплеменное деление до начала XX в. Во всяком случае, башкирские семьи довольно точно могли отож
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамзон, С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи / С. М. Абрамзон. - Л.: Наука, 1998. - 404 с.
2. Аристов, Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей / Н. А. Аристов // Живая старина. - 2006. - Вып. 3-4. -С.277-456.
3. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. - 159 с.
4. Багишев 3. Шежере моего рода. М., 2006. - 152 с.
5. Бартольд В. В. Кыргизы: Исторический очерк//Соч. Т. 2. Ч. 1.- М: Изд-во вост. лит-ры, 2003. С. 473-546.
6. Бартольд, В. В. Сочинения / В. В. Бартольд. - М.: Наука, 2003. - Т. 8. - 724 с.
7. Башкиро-кыргызские этногенетические связи [Текст] / Ш. Н. Исянгулов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 16. - С. 26-31.
8. Башкирские родословные (Составление, предисловие, пояснения к переводу, перевод на русский язык, послесловие и указатели Р.М. Булгакова и М.Х. Надергулова) Ч. 1. - Уфа, 2002. - 480 с.
9. Башкирские шежере / Сост., пер. текстов, введ. и коммент. Р. Г. Кузеева. - Уфа, 2010. -304 с.
10. Бичурин, Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена / Н. Я. Бичурин. - М.; Л.: АН СССР, 1950. - Т. 1. - 383 с.
11. Исхаков, Д. М. О ранних этапах этнической истории групп татар и башкир с локальным самоназванием «кыргыз» и «елан» / Д. М. Исхаков // Тюркология-88: тез. докл. и сообщений V Всесо-юз. тюркологич. конф. - Фрунзе: Илим, 2008. -С.520-522.
12. Кузеев, Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Р. Г. Кузеев. - Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2010. - 560 с.
13. Кызласов Л. Р. История Южной Сибири в средние века / Л. Р. Кызласов. - М.: Высш. шк., 2014. - 167 с.
14. Мажитов Н. А. История Башкортостана. Древность. Средневековье / Н. А. Мажитов, А. Н. Султанова. - Уфа: Китап, 2009. - 496 с.
15. Материалы по истории киргизов и Киргизии. - М.: Наука, 2003. - Вып. 1. - 280 с.
16. Петров, К. И. Очерк происхождения киргизского народа. - М.: Наука. 2011. С. 49-50.
17. Родословная башкир Юмран-Табынской волости со сведениями титулярного советника и кавалера Мухаметсалима Уметбаева, дополненная относящимися к ней документами // Пер. на баш. яз. М.Х. Надергулова; Пер. на рус. яз., подгот. к изд. Р.М. Булгакова; отв. рек. Р.Г. Кузеев. ОНУ УНЦ РАН. Уфа. НУР-Полиграфиздат. 1997. 88 с.
18. Халикова Р.Х. Язык башкирских шежере и актовых документов XVIII-XIX вв.-М., 2010.- 199 с.
19. Хисамитдинова Ф. Г. Словарь башкирской мифологии / Ф. Г. Хисамитдинова. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. - 420 с.
20. Юсупов P.M. Источники и источниковедение истории и культуры Башкирии. Уфа, 2004. - 128 с.
21. Яхонтов С. Е. Древнейшие упоминания названия «киргиз» / С. Е. Яхонтов // Совет. этнография. - 2010. - № 2. - С. 110-120.