Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и навыков самоконтроля и самостоятельности, в основе которой лежит способность школьников к самостоятельному выполнению заданий, поиску информации, организации собственной деятельности, а также проверки эффективности своей деятельности [1].
Наиболее оптимальный период для формирования у ребенка навыков самоконтроля - это 5-6 класс. Для этого периода характерен ряд психических и психофизиологических преобразований и качеств, которые могут лежать в основе дальнейшего развития ребенка. Именно самоконтроль уже давно рассматривается как неотъемлемая часть обучения в школе и является залогом дальнейшего успешного послешкольного образования. Существует множество средств самоконтроля [2].
Навыки самоконтроля могут формироваться на любом уроке, в том числе на уроке русского языка. Существует множество способов организации самоконтроля школьников. Многие из них успешно применяются в ходе обучения.
Самоконтроль развивает в ребенке способность к анализу, творческому поиску, развивает мышление, расширяет кругозор, обеспечивает осознанный подход к обучению. При сознательном усвоении знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания [3].
Таким образом, актуальность темы диктуется изменениями, происходящими в современной образовательной системе. Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации. Акцент делается на формирование таких качеств ребенка, при которых он будет готов к самостоятельному поиску информации, выполнению заданий и самоконтролю.
Личностно-ориентированная модель в образовании переориентирует образование с ведущей роли учителя как транслятора и интерпретатора знаний, который преподносит ребенку информацию и новые знания. При современной образовательной системе учитель выступает в роли помощника, подсказчика, который определенным образом направляет образовательный процесс, корректирует, контролирует его направленность, степень понимания и овладения учебным материалом [4].
Проблема исследования. Тенденция к поиску наиболее эффективного средства развития навыков самоконтроля школьников всегда остается актуальной. Особенно актуально это для уроков русского языка, поскольку любое усвоение новой информации требует от ребенка определенных навыков и развитого критического мышления, а также контроля того, насколько этот материал усвоен. В литературе предложено немало практических приемов, облегчающих самоорганизацию и самоконтроль школьников. Однако теоретические положения относительного нахождения пути решения этой проблемы все еще остаются мало разработанными [7].
Цель исследования: проанализировать особенности формирования навыков самоконтроля на уроках русского языка.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в 5-6 классе.
Предмет исследования – способы формирования навыков самоконтроля учащихся 5-6 класса на уроках русского языка.
Гипотеза исследования. Если на уроках русского языка в 5-6 классах проводить работу по формированию навыков самоконтроля, то это будет способствовать развитию у них умения самостоятельно контролировать результаты своей деятельности, добывать знания, планировать образовательный процесс, повысит мотивацию и заинтересованность в учебном процессе, а также сформирует умение критически мыслить, анализировать информацию.
Задачи исследования:
1.Раскрыть психолого-педагогические основы организации самоконтроля у школьников среднего звена
2. Рассмотреть основные виды самоконтроля на уроках русского языка в 5-6 классах
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по проверке формирования у школьников навыков самоконтроля на уроках русского языка.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных. Эмпирические – педагогический эксперимент; анкетирование, обработка данных.
Новизна исследования. Заключается в уточнении системы понятий, обосновании существующего направления организации самоконтроля, отборе и систематизации учебных и методических материалов, касающихся организации самоконтроля в составлении их классификации и т.п. Также новизна заключается в оценивании способностей учащихся 5-6 класса к самоконтролю.
Практическая значимость. Заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для организации самоконтроля на уроках русского языка в 5-6 классах, а также выявленные подходы к проверке знаний могут быть использованы для разработки дидактических материалов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации самоконтроля на уроках русского языка в 5-6 классах
1.1. Психолого-педагогические основы организации самоконтроля в школе
Период обучения в 5-6 классе является очень ответственным и важным периодом развития личности ребенка. В этот период особенно аккуратно следует относиться к ребенку, его чувствам, переживаниям, поскольку ребенок в это время очень чувствителен и раним. Как правило, ребенок переходит из начальной школы в среднюю, при этом происходит смена коллектива, изменяются требования и ожидания по отношению к ребенку.
На каждой возрастной стадии происходит смена ведущей деятельности. Это необходимо учитывать при планировании школьной программы, отдельных занятий, выборе основных предметов, их целей, задач и технологий преподавания. Широко известны работы Леонтьева А.Н., который в своих исследованиях отмечает, что различные возрастные категории имеют ведущий тип деятельности [5].
В этом возрасте формируются также новые виды деятельности, новые формы взаимоотношений в коллективе, именно эти их и рекомендуется использовать в качестве базы, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие универсальных учебных действий. Преподаватель должен помнить о том, что у детей изменяются и перестраиваются психические процессы. Именно от психических процессов зависят изменения личности ребенка. Не стоит забывать о том, что этот возраст является одним из самых ответственных этапов жизни. К числу психологических новообразований мышления школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности. Наиболее интенсивно все вышеперечисленные качества развиваются на уроках русского языка, при тщательно спланированном ходе занятия и правильно подобранной технологии обучения и формы взаимодействия со школьниками [6].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст]: книга для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1991.- 416 с.
2. Боричевская, В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся [Текст] / В.И. Боричевская // Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 5-7.
3. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся [Текст]: учеб. для вузов / В.К. Буряк.- М.: Просвещение, 1984. – 356 с.
4. Вапрян, Н.Ф. Руководство самостоятельной работой младших школьников на уроках математики [Текст] / Н.Ф. Вапрян // Начальная школа. - 2015. - № 3. - С. 15-19.
5. Васильева, Р.А. Самостоятельная работа учащихся на уроке [Текст]: учеб. для вузов / Р.А. Васильева, Г.Ф. Суворова. – М.: высшее образование. – 2017. – 157 с.
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С.541-547.
7. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей [Текст] / Г.Ф, Гаврилычева // Начальная школа. - 2017. - № 11. - С. 57-61.
8. Давыдов, В.А. Что такое учебная деятельность [Текст] / В.А. Давыдов // Начальная школа. - 2017. - № 7. - С. 12-16.
9. Епишева, О.Б. Формирование приемов учебной деятельности [Текст] / О.Б. Епишева // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 26-31.
10. Есипов, Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке [Текст] / Б.П. Есипов // Сов. педагогика. - 2015. - № 8. - С. 5-7.
11. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]: учеб. для вузов / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2016. – 34 с.
12. Жарова, А.В. Учить самостоятельности [Текст]: учеб. для вузов / А.В. Жарова.- М.: Академия, 2015. – 115 с.
13. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: учеб. для вузов / Ю.Б. Зотов.- М.: Просвещение, 2017. – 256 с.
14. Исаев, Л.Н. О видах заданий к самостоятельной работе с книгой [Текст] / В.И. Боричевская // Сов. педагогика. - 2015. - № 3. – С. 21-23.
15. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах [Текст]: учеб. для вузов / Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
16. Клименко, А. В. Проектная деятельность учащихся [Текст] / А.В. Клименко // Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2012. - № 9. - С. 69.
17. Ковальская, М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения [Текст]: учеб. для вузов / М.К, Ковальская. - М.: Просвещение, 2015. – 178 с.
18. Лекаркина, Ю.А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике [Текст] / Ю.А. Лекаркина // Начальная школа. - 2015. - № 3. - С. 74-76.
19. Лернер, И.Я. Познавательные задачи в обучении истории [Текст]: учеб. для вузов / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 2016. – 123 с.
20. Матронина, Л. Ф. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учеб. для вузов / Л.Ф. Матронина. - М.: МИРЭА, 2016. – 205 с.
21. Моро, М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках арифметики в начальных классах [Текст]: учеб. для вузов / М.И. Моро. - М.: Просвещение, 2016. – 305 с.
22. Моро, М.И. Средства обучения математике в начальных классах [Текст]: учеб. для вузов / М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М.: Академия, 2014. -416 с.
23. Начальная школа [Текст]: учебник / Р.Д. Карпенко. – М.: Просвещение, 2015. – 314 с.
24. Организация самостоятельной работы по русскому языку [Текст]: учебник / Н.К, Крупская. – Йошкар-Ола: изд-во МарГПИ, 2015. – 346 с.
25. Педагогика / [Текст]: учебник / Р.Д. Карпенко. – М.: Рос. Пед. агентство, 2015. – 265 с.
26. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания [Текст]: первая книга учителя / П.И. Пидкасистый. - М.: Российское педагогическое агентство, 2014. -416 с.
27. Тупичкина, Е.А. Виды самостоятельных работ на уроках математики [Текст] / Е.А. Тупичкина // Начальная школа. - 2016. - № 5. – С.16.
28. Хакунова, Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых [Текст] / Ф.П. Хакунова // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 70.
29. Хакунова, Ф.П. Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? [Текст] / Ф,П. Хакунова // Начальная школа. - 2007. - № 22. - С. 3.
30. Шамаев, В. К. Задания на дом отменяются [Текст] / В.К. Шамаев // Вечерняя средняя школа. - 2015. - № 6. - С. 16.