Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Необходимость развития читательской компетенции школьников регламентирована требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой образовательной ступени. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы, но нигде конкретно не раскрыто, как именно развивать у школьников читательские компетенции и совершенствовать навыки техники чтения. В учебниках и учебных пособиях достаточно подробно рассматриваются материалы по отработке технической стороны чтения, такие как артикуляция, дыхание, беглость чтения и др., но не рассматриваются методики формирования устойчивых читательских компетенций субъектов.
Современные школьники живут в условиях информационного общества. В настоящее время можно говорить о том, что в мире преобладает переизбыток информации. Далеко не вся информация отвечает потребностям современных учеников и далеко не вся информация является достоверной. Школьники информацию часто усваивают механически. При этом у них отсутствует акцент внимания на детальном анализе, каких - либо фактов. Необходимость развития смыслового чтения также регламентирована требованиями ФГОС. Именно ФГОС устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы.
Проблемы развития навыков чтения у школьников рассматривали Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др. По данному вопросу накоплена достаточно большая теоретическая база, но при этом практические подходы ещё до конца не изучены и не представлены. На основе вышесказанного можно выделить проблему: какие методы и приемы будут способствовать развитию навыка чтения у школьников.
Цель работы: изучить и обосновать особенности использования методических приёмов при обучении чтению на средней ступени.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в основной школе.
Предмет исследования: методические приемы при обучении чтению на средней ступени.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс формирования читательской компетенции школьников в условиях ФГОС.
2. Изучить приёмы и способы обучения чтению на средней ступени.
3. Описать организационно – педагогические условия обучения чтению на средней ступени.
4. Предложить методические рекомендации по обучению чтения на средней ступени.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению на средней образовательной ступени
1.1. Формирование читательской компетенции школьников в условиях ФГОС
Ведущей задачей современной образовательной среды является создание условий для качественного воспитания и обучения детей. Перед школой стоят такие важные задачи, как научить ребёнка учиться, научить жить, научить жить вместе. Приоритетной целью обучения детей чтению в школе является формирование навыка техники чтения, с целью развития читательской компетенции. Это требование регламентировано ФГОС на каждой из образовательной ступени.
Над проблемами формирования навыков чтения работали исследователи И.Я. Блинов, Б.А. Буяльский, А.И. Долинина, О.В. Кубасова и др. Ими было рассмотрено влияние навыков чтения у субъекта на развитие устной и письменной речи. Чтение представляет собой сложный психофизический процесс. При этом в процессе принимают участие различные анализаторы, зрительный, речедвигательный, речеслуховой [5].
С точки зрения действия психофизических механизмов, чтение является более сложным процессом, чем устная речь. При этом, оно не рассматривается вне единства письменной и устной речи. Навык чтения необходим ученикам для решения многих учебных задач. В выигрыше сегодня остаётся тот, кто способен самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать её, и обрабатывать. Человек, который владеет различными методиками чтения, способен за счет сокращения количества движений глазами по строке достаточно быстро понять, о чём идёт речь в конкретном данном тексте. Техник и методик продуктивного чтения существует множество.
Практика показывает, что те люди, которые хорошо владеют техниками продуктивного чтения, любые иные виды работ с текстом выполняют быстрее и качественнее, чем те, кто такими техниками не владеет. Любое увеличение скорости чтения влечёт за собой потерю понимания содержания текста. Педагоги практики уверены, что детей необходимо обучать техникам чтения, начиная с младшего школьного возраста. Учитель начальных классов не может этого в полном объёме делать на уроке, поскольку содержание учебных программ достаточно насыщено и, как правило, у педагога совершенно не остаётся свободного времени на новые виды деятельности детей во время урока. Эту задачу педагоги практики сегодня пытаются решать за счёт ресурса внеурочной деятельности.
В современной образовательной среде существует огромное количество информации, с которой необходимо ознакомиться каждому ученику. Речь идёт о содержании образовательных программ, которые предусматривают владение школьниками огромных массивов содержания каждой из учебных дисциплин. Как глубоко, и что именно, должен знать каждый школьник по тому, или иному учебному предмету, решает педагог. Именно педагог является носителем необходимой и нужной информации по содержанию своего предмета. Но, в отличие от традиционной образовательной модели, педагог сегодня не является транслятором знаний, которое он должен передать ученику. В системно - деятельностном и личностно ориентированном подходе педагог должен грамотно подвести ученика к полезному и необходимому содержанию своей учебной дисциплины, которое будет необходимо школьнику для дальнейшего освоения учебного предмета [22].
С самого начала обучения педагог должен ориентировать учеников на то, что именно им необходимо знать по дисциплине глубоко, а с чем можно лишь ознакомиться и принять к сведению. С этой точки зрения можно говорить о том, что владение продуктивными техниками чтения позволит школьникам самостоятельно определять, что они будут изучать долго и тщательно, а что будут читать лишь для получения общей информации. Некоторые термины и понятия взгляд вычленяет уже из общего текста при первичном прочтении. Субъект следит глазами за текстом и отмечает в уме, что в тексте может быть главным, а что второстепенным. Необходимо отметить, что только лишь владение техниками чтения недостаточно для того, чтобы в целом понять смысл представленного текста. Чаще всего педагоги дополнительно знакомят учеников с техниками концентрации внимания, или техниками увеличения объёма памяти и др. Если речь идёт о младших школьниках, очевидно, что тексты должны быть подходящими по смыслу и по содержанию именно для младших школьников.
Техниками обучения чтению школьников занимались В.Н. Зайцева, Г.Г. Мисаренко, О.А. Андреев и Л. Н. Хромов, Е. Шугалей и др. Все они глубоко изучали причины, по которым происходит торможение процессов чтения у детей. Они пришли к выводу, что много в этих процессах зависит от памяти детей, их внимания, восприятия, скорости обработки информации и др.
Популярной и часто используемой при чтении можно назвать технику – слежения за текстом. Эта техника позволяет ускорить процесс чтения. Младшие школьники используют линейку для того, чтобы переходить от строчки к строчке. Это может напоминать процесс обучения чтению, но если ребёнок уже умеет читать, то благодаря слежению за текстом он никогда не пропустит в тексте главной мысли. Педагог при этом может заранее озвучить пару – тройку ключевых терминов, чтобы ребёнок на них отвлекался уже при чтении, и затем пытался донести своими словами, что это такое. Если задание немного усложнить, то можно попросить детей обратить внимание не просто на понятия и термины, а на их определение и описание. Эта апробированная на практике техника достаточно проста и продуктивна [16].
Именно в рамках внеурочной деятельности учитель может разнообразить эти процессы и внести в них игровые, или соревновательные моменты, что, несомненно, будет достаточно долго поддерживать мотивацию детей на занятии. Если педагог в своей работе использует мультимедиа и ИКТ, он может пользоваться техникой чтения, которая называется «быстрое последовательное визуальное предъявление». Учитель выводит на экран пару абзацев соответствующего текста. Дети учатся пробегать глазами по тексту и читать его по диагонали, по вертикали и другими быстрыми способами прочтения. Как только дети смогли донести до учителя общее содержание и смысл текста, учитель начинает менять на экране абзацы текстов. Если это умение перерастёт у детей в устойчивый навык, то при дальнейшем обучении у школьников не будет проблем с восприятием текстов различного содержания, будь то тексты по химии, или по литературе.
Техническая сторона чтения школьника предусматривает определённую беглость чтения, правильное дыхание и артикуляция. Для успешного формирования фонетической стороны речи школьник должен иметь подготовленный к этому артикуляторный аппарат. При этом, он уже имеет определённую совокупность знаний, умений и навыков, которая позволяет ему не просто бегло читать, но также позволяет отбирать, понимать и организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме. Это позволяет школьнику успешно использовать процесс продуктивного беглого грамотного чтения в личных и общественных целях. Каждый ребёнок уже в начальной школе должен осознать себя как грамотный читатель, способный к продуктивному чтению и анализу прочитанного. Читательская компетенция субъекта определяется именно владением техникой чтения и приемами понимания прочитанного и прослушанного [14].
Школьный курс литературного чтения и литературы влияет на решение следующих задач:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с.
2. Апальков, В. Г. Формирование смыслового чтения. Международный и отечественный опыт (на примере обучения иностранному языку) [электронный ресурс] // Статистика и экономика. — 2014. — № 6 (2). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/16824462 (дата обращения 24.04.2023).
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: 2009. -157 c.
4. Бартенева, Т.П. Использование информационных компьютерных технологий в образовании [Текст]/ Т.П. Бартенева, А.П. Ремонтов – М.: Просвещение,2003. - 350с.
5. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. [Текст]/Н.В. Бордовская. - кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
6. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи школьников [Текст] / Ю.О. Бронникова.- М.: Начальная школа. – 2003. - No10. -С.41-44.
7. Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие [Текст]/ М.Ю.Бухаркина. - под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
8. Волков, С.М. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 24.04.2023).
9. Голд, Е. А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения 24.04.2023).
10. Григорьева, Т. П. Развитие речи школьников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения 24.04.2023).
11. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 24.04.2023).
12. Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта школьников [Текст] / О.Ю. Елькина. - М.: Педагогика, 2004. – 23-28c.
13. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку Академия, [Текст]/ Т.И. Зиновьева. - М. - 2007. — 304 с.
14. Исакова, Е. С. Стратегии смыслового чтения на уроках иностранного языка [электронный ресурс] // Электронный научный архив УрФУ. — Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/53951/1/isakova-978-5-87818-537-0_2017.pdf (дата обращения 24.04.2023).
15. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств. [Текст]/ Г.А. Краснова. - М., МГИУ, 2001, 224 с.
16. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения 24.04.2023).
17. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений школьников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения 24.04.2023).
18. Киселёва, Е. А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса школьников / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 966-969. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23901/ (дата обращения: 15.04.2022).
19. Куликова, Е. Н. Кластер как прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо [электронный ресурс] // МУЛЬТИУРОК. — Режим доступа: https://multiurok.ru/files/klastier-kak-priiom-tiekhnologhii-razvitiia-kritic.html (дата обращения 24.04.2023).
20. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) // Н.Б. Лаврентьева, Н.А.Неудахина [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_4.html (дата обращения 24.04.2023).
21. Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы [Текст]/ А.А. Лорсанова. - Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч.конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-11.
22. Леднева, И.Ю. Вариант практического подхода к организации преемственности начального и среднего звена при переходе на новые ФГОС //Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы: сборник научных статей третей Всероссийской интернет- конференции [Текст] / И.Ю. Леднёва, Н.В. Чупыгина., Е.А. Тулякова., И.В. Серафимович. Под ред. Е.В. Карповой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ.- 2013. - 90-94c.
23. Рамзаева, Т.Г. Структура и содержание современного языкового образования [Текст] / Т.Г. Рамзаева.- М.: Начальная школа, 2003. - 14-23с.
24. Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал «Эйдос».- 2012. - No2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm (дата обращения 24.04.2023).
25. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку и литературе [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ.- 2009. - 206 с.