Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Результатом современных процессов, как уже ставший тривиальным вопрос глобализации общества, развитие медиа-сферы, а также эффективное финансирование и обеспечение высокотехнологичными средствами научных центров, занимающихся когнитивными возможностями человека, стал возрастающий интерес не только к отдельному индивидууму как объекту исследования, но и к способам коммуникации, которые эти индивидуумы используют. Однако чем уже область коммуникации, тем специфичней комплекс ее особенностей. Политическая коммуникация не исключение. И если до развития медиа-технологий она функционировала в рамках лингвистических инструментов работы с информацией, то сегодня ситуация в корне изменилась.
Средства передачи информации теперь не ограничиваются влиянием лишь на те каналы потенциального реципиента, которые отвечают за принятие и переработку информации вербальной природы. И так как уровень медиа-потребления растет, вместе с ним растёт количество экстралингвистической или невербальной информации, поступающей одновременно на наши сенсорные каналы. Очевидно, что политическая коммуникация развивается в том же контексте. А значит, растет и актуальность изучения невербальных средств коммуникации. Так, работы до пятидесятых годов прошлого столетия, затрагивающие сферу невербальной коммуникации, были эпизодическими и не относились к определенной области научных знаний. И только во второй половине двадцатого века появляется целый ряд работ, освещающих невербальные особенности политического дискурса: Д.Р. Нельсона, Ю.М. Жуковой, А.В. Авдеевой, Г. Е. Крейдлин, П. Экмана, М. Паттерсон и др. Примечательно и то, что до сих пор ученые не пришли к единому мнению, что понимать под невербальными средствами коммуникации. Американские ученые С.П.Мориэль, Б.Х.Шпитцберг и Д.К.Бардж считают, что под этим понятием следует понимать «все поведение, атрибуты и предметы – не относящиеся к словам – которые передают сообщения и имеют общее социальное значение» [7,110].
Предмет: Невербальная коммуникация.
Объект: Невербальная коммуникация в политической сфере.
Цель: изучение невербальной коммуникации в политической сфере
Задачи:
1.Пранализировать невербальное общение
2. Рассмотреть невербальные сигналы в политике
3. Провести исследование особенностей невербальных средств коммуникации в рамках взаимодействия политика с потенциальным электоратом.
Глава 1 Невербальная коммуникация в политической сфере
1.1 Невербальное общение
Сегодня научные исследования в области межкультурной коммуникации приобретают все большее значение и новые контексты в связи с процессами современного социокультурного взаимодействия. Межкультурная коммуникация, как и любой другой вид коммуникации, включает вербальную и невербальную составляющие. Для обозначения невербальной составляющей коммуникации в научной литературе используется несколько терминов: «невербальная коммуникация», «невербальное общение» и «невербальное поведение». Под невербальной коммуникацией понимают:
а) «язык тела (позы, жесты, зрительный контакт, телодвижения, мимику), окружающее пространство, интонацию» [1, с. 168];
б) «поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей» [3];
в) систему «символов, знаков, жестов, использующихся для передачи сообщения с большей степенью точности» [6, с. 112]. Невербальное общение исследователи рассматривают как:
а) «коммуникацию, осуществляемую несловесными средствами» [8, с. 12];
б) «сложный процесс, в котором участвуют люди, произносимые ими слова, тон голоса и движение тела» [11, с. 8].
В то же время в науке невербальное коммуникативное поведение определяется как «внешняя форма существования и проявления психического мира личности» [5, с. 5] или как «совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к организации ситуации общения» [12]. В.А. Лабунская отмечает, что «к элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация.
Круг подструктур невербального поведения личности гораздо уже круга элементов, выполняющих роль ˂…˃ невербальных средств общения» [5, с. 6]. Важным является утверждение о том, что «теории и исследования невербальной коммуникации можно отнести к следующим трем областям:
1) окружающая среда, в которой происходит коммуникация (ее физические и пространственные характеристики);
2) физические характеристики коммуникаторов;
3) телодвижение и позы (жесты, прикосновения, выражения лица, взгляды и голос» [9, с. 30].
Проведенный нами анализ показывает, что термины «невербальная коммуникация», «невербальное общение» и «невербальное поведение» в научной литературе ассоциируются как синонимы, в содержание которых входят такие свойства и элементы, как: эмоциональное состояние человека; совокупность норм и традиций жестовой коммуникации, принятых в данном обществе или культуре; точность и яркость высказывания несловесными средствами; внешние проявления психического мира индивида; интонационные, ритмические и высотные характеристики голоса; временные и пространственные характеристики условий коммуникации.
Таким образом, невербальное поведение (общение, коммуникация) представляет собой осознанное или неосознанное отношение человека к передаваемой им информации, выраженное в определенных жестах (взгляде, мимике, позе и т. д.), эмоциональном состоянии, интонационно-ритмической характеристике голоса, а также в пространственных и временных характеристиках, что продиктовано принятыми нормами и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. М., 2007.
2. Бендер П.У. Секреты влияния на людей / Пер. с англ. Ростов н /Д, 1997.
3. Биркенбил В., Язык интонации, мимики, жестов. С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.
4. Бороздина Г.В., Психология делового общения. Глава 7. Имидж делового человека. – М.: «Деловая книга»., 1998. – 247 с.
5. В жестах Путина разглядели агрессию и презрение к Америке. ИноTV. URL: http://www.russian.rt.com
6. Винокур Т. Г., Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: «Наука», 1993. – 159 с.
7. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 238 с.
8. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991.
9. Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта / Пер. с англ. М., 2004.
10. Загайнов А.В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы // Ученые записки Казанского университета. Т. 149, кн. 3. Гуманитарные науки. 2007. С. 227–240.
11. Кнапп М.Л., Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 1978. – 308 с.
12. Конецкая В.П., Социология коммуникации. – М.: МУБУ, 1997. – 164 с.
13. Лабунская В. А., Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. – 246 с.
14. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с
15. Лабунская В.А., Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 214 с.
16. Леонтьев А. А., Психология общения. – М.: «Смысл», 1997. – 239 с.
17. Морозов В. П., Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. – 189 с.
18. Павлов А.Е. Физиогномика лидеров. URL: http://www.fiziognomika.com
19. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли окружающих по их жестам. М., 2015.
20. Холл. Э. Как понять иностранца без слов. – М.: «Наука», 1995. – 197 с.
21. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб., 2016.
22. Adler, R. B., Proctor, R. F. Looking out, Looking in / R.B. Adler, R.F. Proctor. – Australia; Boston: Wadsworth / Cengage Learning, 2010. – 462 p.
23. Leader's speech, Brighton 1980 Margaret Thatcher [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=VJchseAmfmw.
24. Margaret Thatcher Brighton Bomb Speech 1984 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=iOizSzKZtRY.
25. Margaret Thatcher Conservative Party Conference Speech [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=WnLUN7eDJ6g.
26. Margaret Thatcher's Maiden Speech In Lords [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=qTNQsV6dIig.
27. Morreale S.P., Spitzberg B.H., Barge J.K. Human communication: motivation, knowledge, and skills / S.P. Morreale, B.H. Spitzberg, J.K. Barge. – Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2007. – 490 p.