Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Во многих странах мира туризм занимает ведущее место в национальных программах развития экономики и является одной из наиболее рентабельных отраслей, приносящих огромные прибыли. Кроме того, следует подчеркнуть и роль туризма в создании большого числа новых рабочих мест.
В России до недавнего времени индустрия туризма рассматривалась как второстепенная отрасль, хотя практика других стран свидетельствует об огромном потенциале данной индустрии бизнеса. Состояние туристской отрасли России без поддержки и эффективного участия со стороны государства привело к тому, что Россия, главным образом, является поставщиком туристов в другие страны, где туризм особо развит. Следствием такого состояния дел в туризме выступает отток за границу крупных сумм валюты при одновременном снижении доходов от иностранного туризма.
В последнее время набирает все большую популярность событийный туризм, как направление, вовлекая все большее количество туристов. Предполагается, что в ближайшем будущем число участников событийных туров может превысить число участников экскурсионных туров. Суть событийного туризма состоит в принятии участия или посещение определенного мероприятия в рамках готового тура, где особо значимыми являются крупные события в спортивной сфере, показы мод, выставки и фестивали, музыкальные мероприятия, а также народные, национальные праздники, которые имеют особенную самобытность.
В России формирование направлений событийного туризма стало составляющей общей туристической стратегии в развитии региона. Событийные мероприятия туристической сферы становятся важным показателем формирования положительного имиджа и инвестиционной привлекательности территории регионов.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что развитие событийного туризма на данный момент является приоритетным в Российской Федерации, в том числе и Республика Удмуртия, которая на сегодняшний день считается одним из самых привлекательных для посещений регионов России, обладающим богатым природным и историко-культурным наследием, как центр событийного туризма. Именно поэтому существует необходимость исследовать привлекательность и перспективность событийного туризма в данной республике.
Объектом исследования выступает событийный туризм.
Предмет исследования - развитие и перспективы событийного туризма в Республике Удмуртия.
Целью данной работы является характеристика потенциала и перспектив развития событийного туризма в Удмуртской Республике.
Задачи работы следующие:
-рассмотреть сущность и виды событийного туризма;
-рассмотреть особенности событийного туризма в России;
-охарактеризовать географическое положение и природные ресурсы Республики Удмуртия;
-провести анализ рынка туров событийного туризма Республики Удмуртия;
-разработать проект тура событийного туризма «Музеи Удмуртии».
Основными методами при написании данной работы послужили анализ литературных источников, метод наблюдений, сравнения, и прочие методы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА
1.1. Сущность и виды событийного туризма
В последнее время все большую популярность набирает такое направление туризма как событийный туризм. Суть данного направления заключается в посещении или в участии в рамках готового тура какого-либо проводимого мероприятия. Самыми популярными среди населения являются крупные спортивные события по проведению состязаний, олимпиад, матчей по футболу, хоккею, и прочее (рис.1). Но к событийным турам также относятся посещение различного рода выставок, модных показов, концертов звезд эстрады, карнавалов и фестивалей, национальных праздников и прочее.
Рис.1. Тематика событийного туризма
Событийный туризм является направлением сравнительно молодым, динамичным, и весьма увлекательным и интересным. Уникальность подобных туров состоит в том, что они сочетают в себе и традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты [4, c.132].
Современный человек, как бы он не был занят работой и повседневными заботами, он всегда стремится организовать свой отдых так, чтобы он был ярким и неповторимым. Каждый человек хочет узнать интересное об окружающем его мире, расширить уровень своих знаний, поэтому он едет в путешествие, в другие страны, и даже не ради моря, исторических памятников и достопримечательностей, а на конкретное, определенное мероприятие: фестивали классической музыки, красочные карнавалы, международные кино-форумы, уникальные художественные выставки. Каждый город, каждая страна создает свои праздники так, которые забыть невозможно.
Ежедневно в разных странах планеты происходит огромное множество интересных и захватывающих событий, свидетелем и участником которых при желании может стать любой человек, это например, карнавал в Бразилии, фестиваль корриды в Испании, теннисный турнир в английском Уимблдоне и велогонка «Тур де Франс» во Франции и прочие. Практически в каждой стране мира хотя бы раз в год случается одно, а то и несколько традиционных событий, которые привлекают внимание не только местных жителей, но и туристов из разных стран. А если таких событий даже и нет, то их стараются придумать, разрекламировать для привлечения туристов, так как в последнее время событийный туризм стал одним из самых доходных в отрасли туризма.
Последние тенденции в развитии событийного туризма свидетельствуют о том, что интерес туристов к культурным и спортивным мероприятиям постоянно возрастает, что говорит о том, что событийный туризм становится все более развивающейся отраслью экономики, и эта тенденция определенно сохранится в ближайшее время.
Социологи уверенно заявляют, что самыми успешными компаниями станут те туристические компании, которые основной упор сделают на расширение ассортимента туруслуг именно за счет событийного и спортивного туризма. Наиболее прогрессивным, по статистике, становится молодое поколение 25-35 лет, которые активно интересуются спортом, музыкальными фестивалями, кинопоказами, событиями в мире культуры и искусства [9,c. 45].
Рынок поездок, привязанных к различным событиям, растет, в среднем, на 10% в год. «Событийные» туристы готовы заплатить весьма солидные суммы за возможность посетить за границей футбольный матч или побывать на карнавале в Бразилии. А так как этот сегмент туризма относится к высокодоходным, то многие туроператоры стремятся в нем поучаствовать и получить часть своей прибыли.
В настоящее время в мире постоянно идет борьба за проведение различного рода зрелищных событий глобального значения, например, Евровидения, спортивных чемпионатов, олимпиад и прочее.
Многие туроператоры занимаются продвижением туров в тех или иных странах как раз за счет событийного туризма. Например, в феврале традиционно возрастает интерес к Бразилии и Италии, так как именно в это время проводятся два самых знаменитых карнавала - Бразильский и Венецианский. Франция проводит Неделю высокой моды в Париже, Каннский фестиваль, куда со всего мира съезжаются и знаменитости и желающие на них посмотреть.
Интересы клиентов событийных туров делятся на две категории - спортивные соревнования и историко-культурные мероприятия, тематические фестивали. Соотношение между спортсменами и «культурщиками» составляет примерно 4:1, что отражает реальную динамику, когда огромное количество болельщиков, фанатов посещает выездные матчи российской сборной, клубных команд в Еврокубках.
Российские туристы все чаще предпочтение отдают уникальным турам, которые взаимодополняют традиционный отдых и участие в известных культурных или спортивных мероприятиях. Как правило, приверженцами событийного туризма становятся люди, которым не нужен пляжный отдых и тихое проведение времени в отеле.
Если традиционный отдых включает спокойное пребывание на морском побережье или в отеле, то событийный туризм предполагает действие вне зависимости от этого традиционного отдыха: это участие в важном для туриста событийном мероприятии. В развлекательном аспекте такой вид поездок несёт в себе активное интеллектуальное развитие, новые знакомства, открытие невиданных ранее мест в той или иной стране.
Практика работы турагентств показывает, что для россиян событийный туризм сегодня является преимущественно рабочим мероприятием: большинство событий, ради которых жители России покидают пределы страны, так или иначе связаны с бизнесом, например, это разнообразные отраслевые семинары, выставки и фестивали, конференции по обмену опытом, творческие симпозиумы и прочее. А вот посещение культурных мероприятий в рамках индивидуального путешествия пока так развито, не каждый россиянин имеет возможность посетить карнавал в Бразилии, или побывать на турнирах в Уимблдоне [3, c.127].
Один из самых востребованных видов событийного туризма – это участие в разнообразных фестивалях, которые проходят в течение года на всех континентах планеты и представляют особый познавательный интерес для их участников. Эти событийные мероприятия по своей тематике делятся на арт-, кино- рекламные, музыкальные, цветочные и прочие мероприятия. Любители массовых развлечений с удовольствием посещают красочные карнавалы, которые проходят зимой в теплых странах и потому представляют достойную альтернативу летнему отдыху.
У событийного туризма в России также есть достаточный потенциал для развития: национальные обычаи, многовековые народные традиции проведения праздников, этнография народов страны, многочисленные крупные события.
1.2. Особенности событийного туризма в России
Событийный туризм дает уникальный шанс стать свидетелем величайших событий в мире спорта, культуры и искусства и прочих событий. Такие мероприятия остаются в памяти человека на долгие годы, а иногда и до конца жизни [3, c. 142].
Однако для привлечения в страну туристов еще более эффективной является технология организации планируемого «событий», которая в последние годы часто применяемая на официальном уровне разных стран. Технология эта достаточно проста – сначала турист приезжает в какую-либо страну, привлеченный каким-то шоу или мероприятием мирового значения. Затем, впечатлившись этим событийным мероприятием, турист вновь приезжает именно в эту же страну, он возвращается сюда на следующий год или через несколько лет уже в качестве обыкновенного туриста, пытаясь узнать как можно больше о самой стране, хотя в первое посещение его привлекло именно определенное событие [7, c. 83].
Но в России, особенной популярностью пользуются туры на спортивные мероприятия, поэтому российские болельщики всегда рады тому, когда в России проводятся крупнейшие спортивные мероприятия.
Современный рынок туризма предлагает огромное число событийных туров за рубеж, в разные страны.
Италия имеет репутацию одной из самых «праздничных» стран Европы, так как итальянцы умеют веселиться и национальные праздники превращают в настоящее красочное шоу. Тем более что карнавалы – это всегда хороший способ заработать на туризме, особенно в зимний сезон.
Лидером среди итальянских карнавалов является венецианский, который ежегодно проходит зимой, в феврале. Карнавал максимально точно, насколько это возможно в наши дни, воссоздает атмосферу празднеств XVIII века: десять дней традиционные церемонии, всевозможные парады и маскарады сменяют друг друга на шумных и пестрых улицах города.
В России событийный туризм пока что ограничен территориальными рамками и можно назвать немногие места, которые привлекают российских туристов событиями: это фестивали и праздники в Москве и Санкт-Петербурге, в последние годы стали популярными поездки на родину Деда Мороза и масляничные туры с пикниками и зимними развлечениями.
Такие крупные события, как 300-летие Санкт-Петербурга, привлекшее внимание огромные массы туристов со всего мира, бывают весьма редко, то туристские предприятия разрабатывают такие программы, которые сочетают одновременно и событийный и культурный туризм.
Однако России необходимо уже целенаправленно заняться организацией ежегодного событийного туризма