Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На данный момент для Российской Федерации остро стоят вопросы перераспределения доходов в муниципальные и региональные бюджеты, а также справедливой системы бюджетных отношений. Правительство смогло добиться результатов в урегулировании межбюджетных отношений. Но ситуация в стране до сих пор далека от совершенной системы межбюджетных отношений, которая в данных условиях непременно требует эффективной реформы.
Бюджетный процесс является центральной процедурой, ежегодно проводимой властями любого государства. Он является основой функционирования государства, и в зависимости от его регулирования можно говорить о подлинном существовании в государстве принципов местного самоуправления, разделения властей, федерализма и других основ конституционного строя.
Большая часть государств регулируют бюджетный процесс, исходя из многих обстоятельств: особенностей исторического развития, формы государственного устройства и правления, территориального статуса и т. д.
Российская фискальная практика пребывает в состоянии постоянной эволюции. Кодекс, являясь основным документом в этой сфере, ежегодно подвергается неоднократным корректировкам, при этом Министерство финансов РФ давно выступило с инициативой принятия нового Бюджетного кодекса .
Целью данной работы является рассмотрение вопроса бюджетного устройства и развития межбюджетных отношений в современной России.
Несомненно, проблема межбюджетных отношений в РФ является актуальной и ее изучением занимались ведущие российские и зарубежные ученые. Наибольшее внимание они уделяли вопросам распределения полномочий по уровням бюджетной системы РФ, закрепления за местными бюджетами собственных доходов и источников финансирования дефицита.
Задачи:
- описать бюджетное устройство и систему Российской Федерации в условиях реформирования;
- рассмотреть сущность межбюджетных отношений; принципы бюджетной системы;
- изучить направления совершенствования бюджетного процесса в РФ;
- описать проблемы развития межбюджетных отношений в и перспективы их решения;
- проанализировать предложения по совершенствованию межбюджетных отношений в целях выравнивания условий для социально-экономического развития и стимулирования инвестиционной активности в субъектах РФ (на примере Оренбургской области).
Объект исследования – бюджетное устройство и межбюджетные отношения в России. Предмет исследования – проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в России.
Глава 1 Сущность бюджетного устройства и межбюджетных отношений
1.1 Бюджетное устройство и система Российской Федерации: структура, специфика
В бюджетном законодательстве Российской Федерации нет понятия «бюджетного устройства». Но раздел первый Бюджетного кодекса называется «Структура бюджета Российской Федерации». На основании анализа данного раздела и на основании резюме можно сказать, что такое понятие, как бюджетное устройство, включает в себя три элемента:
1) Бюджетная классификация;
2) Структура бюджетной системы Российской Федерации;
3) Принципы бюджетной системы.
Бюджетная система является взаимосвязью между бюджетами всех уровней.
Бюджетная система представляет собой совокупность государственных бюджетов, административно-территориальных образований, фондов и самостоятельных государственных учреждений, которые основаны на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Отсюда следует, что бюджетная система Российской Федерации состоит из 3 бюджетных уровней:
1) Федеральный бюджет;
2) Бюджет субъектов Российской Федерации (Автономные области и округа, республик, областей);
3) Бюджеты муниципальных образований (поселковых, городских, районных) .
Централизация бюджетной системы обосновывалась необходимостью проведения эффективной финансовой политики государства, которая связана с созданием (в послереволюционный период), а позднее (после Великой Отечественной войны) с восстановлением народного хозяйства.
Последовательная реализация государственной политики централизованного управления и планирования народным хозяйством тормозила социально-экономическое развитие территорий, а также порождала зависимость и не создавала заинтересованности в формировании собственной финансовой базы.
Внедрение принципов настоящего федерализма в сферу политического устройства потребовало серьезной реформы бюджетной системы и межбюджетных отношений в России. Продолжением непоследовательного, недостаточно грамотного выстраивания межбюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма стало введение механизма формирования доходов бюджета за счет собственных и нормативных доходов, когда нормы отчислений от нормативных налогов не учитываются, особенности развития регионов и коммун и постоянно меняются. Создают ситуацию непредсказуемости при формировании бюджетов и негативно влияют на экономическое развитие административно-территориальных единиц и происходящие в обществе процессы. При этом отсутствует четкое разделение функций и полномочий между уровнями политической власти и местного самоуправления. В такой системе межбюджетных отношений невозможно решить проблемы финансового обеспечения территорий.
Если посмотреть с одной стороны, то перераспределение доходов консолидированных бюджетов субъектов регионы частично компенсируют экономическое неравенство. С другой стороны, это создает неравенство в правах регионов в отношениях с федеральным центром и приводит к разрушению системы федеративных отношений. Данная проблема ещё связана с передачей ряда полномочий субъектам, неподкрепленным дополнительным финансированием из федерального бюджета, это негативно сказывается на их реализации.
Возникает замкнутый круг прямой зависимости бюджета субъекта от федерального бюджета, а бюджета муниципальных образований от прямого финансирования региона.
Таким образом, создается ситуация, когда местные и муниципальные органы власти не могут должным образом выполнять поставленные задачи, так как не могут получить достаточного финансирования от региона, который сам нуждается в федеральных кредитах и грантах .
Одним из путей решения проблем построения бюджетного федерализма является реформа налоговой системы. Существующий налоговый режим с фиксированной ставкой тормозит развитие промышленности, а также способствует усилению отрицательных тенденций экономического развития в регионах.
Депрессивный экономический климат, сочетаясь с неравномерно развитой социальной инфраструктурой, приводит к миграции населения с периферии в крупные города или за границу и, как следствие, к ухудшению положения в кризисных и депрессивных регионах нашей страны. Однако, наиболее перспективным решением этой проблемы считается формирование комплексной региональной политики. Такой подход предполагает концептуальный сдвиг во взаимоотношениях Центра и регионов: отказ от бюджетных моделей стран Южной и Западной Европы, для которых характерна значительная финансовая зависимость от регионов от центрального бюджета, к модели, в котором региональные и местные органы власти обладают относительно большей автономией, поддерживаемой широкими налоговыми полномочиями, существующими сегодня в Канаде, Австралии и Соединенных Штатах
Соответственно, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов разных уровней с закрепленным за ними рядом функций, в том числе правовых структур и подотчетности государству в целом.
Формирование эффективной бюджетной системы жизненно необходимо России в сложных экономических условиях санкционной политики зарубежных стран и роста социально-экономической напряженности.
1.2 Сущность межбюджетных отношений. Принципы бюджетной системы
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты, документы
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 18.08.2023)
2) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 18.08.2023)
3) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 18.08.2023)
4) Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. No 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – No 31. – Ст. 4773.
5) Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 N 2998-р <Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления>// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399192/ (дата обращения 18.08.2023)
6) Указ Президента РФ от 21 июля 2020 No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – No 30. – Ст. 4884.
7) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 18.08.2023)
Статьи, монографии
8) Абдулхуссейн А. Т. А. Современные подходы к понятию «межбюджетные отношения»: административный аспект / А. Т. А. Абдулхуссейн // Очерки новейшей камералистики. – 2022. – No 1. – С. 37-40
9) Аганбегян А. Г. Главная задача – возобновить устойчивый социально-экономический рост (интервью) / А. Г. Аганбегян // Среднерусский вестник общественных наук. – 2021. – Т. 16. – No 2. – С. 17-20
10) Адырахева А. Т. Система межбюджетных отношений: условия формирования, актуальные проблемы и перспективы развития / А. Т. Адырахева, Н. А. Мардеян // Инновационные научные исследования. – 2022. – No 5-1(19). – С. 118-120
11) Беликов Е. Г. Влияние использования цифровых технологий на содержание правосубъектности участников бюджетных отношений // Модернизация правового регулирования бюджетных отношений в условиях цифровизации экономики: сб. научн. труд. по матер. Межд. научн. практ. конф. в рамках V Саратовских финансово-правовых чтений научн. школы имени Н. И. Химичевой (Саратов, 23 июня 2020 г.). С. 34-40
12) Бисултанова А. А., Садыгов Э. М. Бюджетный федерализм в России: проблемы и перспективы//СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 50-летию создания экономического факультета. Грозный, 2022. С. 149-154
13) Гаджиева К.А. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации в условиях реформирования / К.А. Гаджиева, Ю. Мехтиева // В сборнике: Совершенствование управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народнохозяйственных комплексов сборник статей X Международная научно-практическая конференция. – Пенза, 2019. – С. 70-73
14) Государственные финансы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. — 2022. — № 5. — С. 8-10
15) Долженков А., Силуанов не испугался высоких ставок // Эксперт. — 2022. — № 6. — С. 44-46
16) Журавлева Т. А. Отдельные меры стабилизационной денежно-кредитной политики по преодолению признаков финансового кризиса в экономике России / Т. А. Журавлева, Л. Л. Гарина, Н. В. Парушина // Вестник ОрелГИЭТ. – 2020. – No 4(54). – С. 108-115
17) Караулова Ю. В. Сущностные основы межбюджетных отношений / Ю. В. Караулова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – No 4-1. – С. 69-75
18) Кинсбурская В. А. Теоретическое осмысление целесообразности применения технологии блокчейн в бюджетных отношениях (на основе изучения опыта Нидерландов) // Финансы и управление. 2020 No 1 С. 71-75
19) Левашова К. А. Цифровизация бюджетного процесса: достоинства и недостатки//СОВРЕМЕННАЯ НАУКА, ОБЩЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 158-165
20) Маммаева М. Б. Этапы развития межбюджетных отношений / М. Б. Маммаева // Аллея науки. – 2022. – Т. 2. – No 5(68). – С. 59-65
21) Омелёхина Н.В. Цифровизация бюджетной сферы как предмет правового воздействия // Журнал российского права. 2020. No 8. С. 127-130
22) Осипова К. Ю. Бюджетная политика как составляющая финансовой политики// ШКОЛА МОЛОДЫХ НОВАТОРОВ. Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. Том 1. Юго-Западный государственный университет; Межрегиональная просветительская общественная организация "Объединение православных ученых" ;Орловский госуниверситет имени И.С. Тургенева; Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева; Московский политехнический университет. Курск, 2021. С. 183-190
23) Рябова Е. В. Бюджетное устройство Российской Федерации: учебное пособие для вузов / Е. В. Рябова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 248 с.
24) Спахов С.В. Финансовые инновации: российский опыт и проблемы развития /С.В. Спахов, В.Э. Юшкова, О.А. Федотова // Трансформация системы учетно-аналитического, финансового и контрольного обеспечения в условиях цифровизации экономики: материалы национальной (всероссийской) научно-практической и методической конференции (1 февраля 2022 г.). - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2022. – С. 269-274
25) Твердохлеб В. В. Предложения по совершенствованию межбюджетных отношений в целях выравнивания условий для социально-экономического развития и стимулирования инвестиционной активности в субъектах РФ в условиях внешнего санкционного давления//НАУКА МОЛОДЫХ - БУДУЩЕЕ РОССИИ. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 99-103
26) Тимушев Е.Н. Федеральные межбюджетные трансферты и уровень внутрирегиональной бюджетной децентрализации в России // Финансовый журнал.— 2019.— № 6.— С. 27–42
27) Ткаченко Р. В., Межбюджетные отношения и программно-целевое бюджетное планирование в России: вопросы теории и практики // Финансовое право. — 2022. — № 2. — С. 21-25
28) Федотова О. А., Паршина М. С. Бюджетное устройство и система Российской Федерации в условиях реформирования//ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АПК. Материалы национальной научно-практической конференции. Том Часть IV. Воронеж, 2022. С. 299-303
29) Хасенова, Л. Х. Бюджетная система: сущность и понятие / Л. Х. Хасенова// Молодой ученый. – 2018. – No 45 (231). – С. 194-200