Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время обеспечение устойчивого экономического развития страны, укрепление внутренней экономической ситуации является одной из главных задач государства. Безусловно, конкуренция является важнейшим регулятором экономического развития, который выполняет одну из своих ключевых функций, обязывающую учитывать потребительские предпочтения.
В результате соперничества конкурирующих организаций за покупателей, как правило, происходит снижение цен на продукцию или улучшение ее качества.
Формирование устойчивого уровня конкурентоспособности организации во многом зависит от потенциала, конкурентных преимуществ, которыми она обладает, реализации стратегии развития, а также эффективных управленческих решений.
Разработке вопросов конкуренции и конкурентоспособности организации в отраслях экономики посвящено довольно большое количество научных исследований. К сожалению, вопросам изучения и оценки конкурентоспособности в сфере здравоохранения уделяется недостаточное внимание.
Поскольку здравоохранение является важнейшей отраслью экономики любого государства, играет ключевую роль в его экономическом развитии, обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов, создает основу для социального и экономического роста, возникает необходимость изучения аспектов управления конкурентоспособностью медицинских организаций.
Сегодня здравоохранение характеризуется стремительным ростом технического и технологического обеспечения (использование новых методов и технологий), развитием фармацевтического рынка. Поэтому вопрос управления конкурентоспособностью медицинских организаций становится актуальным, поскольку научно-технический прогресс приводит к росту медицинских учреждений на рынке здравоохранения.
Чтобы выжить в конкурентной борьбе, медицинским организациям необходимо объективно оценивать ситуацию на рынке, адаптироваться к изменяющейся ситуации, выявлять конкурентные преимущества и разрабатывать меры по повышению конкурентоспособности организации.
Предмет исследования работы – конкуренция в здравоохранении в Российской Федерации.
Объект исследования работы – частный медицинский центр ООО "Элеос".
Целью работы является исследование оценки конкурентоспособности фирм в здравоохранении.
Для достижения цели в ходе исследовательской работы были поставлены и решены следующие задачи:
-рассмотреть понятие конкурентоспособности организации;
-описать методики оценки конкурентоспособности организации;
-изучить особенности управления конкурентоспособностью медицинской организации;
-дать общую характеристику медицинского центра ООО "Элеос";
-выполнить анализ конкурентоспособности ООО "Элеос";
-предложить рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности ООО "Элеос".
В качестве методологической основы исследования использовались приемы и методы системного, сравнительного, экономико-статистического и структурного анализа и синтеза, опрос, метод экспертных оценок, методики оценки конкурентоспособности организаций и другие.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1.Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью организации
1.1 Понятие конкурентоспособности организации
Неотъемлемым свойством рыночной экономики является конкуренция.
Конкуренция является эффективным рычагом всей системы рыночной экономики.
В теории существует множество определений конкурентоспособности продукции, предприятий, отраслей, регионов, стран, но до сих пор нет целостного понимания конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности организаций.
М. Портер рассматривал конкурентоспособность как эффективность использования ресурсов и определил: "Конкурентоспособность определяется эффективностью, с которой местные фирмы используют производственные мощности для производства товаров и услуг" [18].
Р.А. Фатхутдинов в основу определения конкурентоспособности продукции положил способность организации производить продукцию, конкурентоспособную на конкурентном рынке [22].
Е.А. Горбашко считал, что "интегральной конкурентоспособностью предприятия по отношению к другим предприятиям является его способность занимать определенную долю продукта", рынок и способность увеличивать/уменьшать эту долю" [5].
Н.М. Розанова считала, что конкурентоспособность организации - это "способность удовлетворять потребности потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты" [19].
Основываясь на анализе понятийного аппарата определения понятия "конкурентоспособность", мы приходим к следующему выводу. Конкурентоспособность - это относительный и динамичный показатель, который напрямую зависит от внутренних и внешних факторов постоянно меняющейся конкурентной среды. Для сравнения существуют аналогичные показатели конкурентоспособности организаций-конкурентов [1].
Эффективность использования ресурсов и мощностей, имеющихся в распоряжении организации, характеризует конкурентоспособность. Анализ сильных и слабых сторон, факторов, влияющих на отношение потребителей к организации, определяет конкурентную позицию организации на рынке.
Факторы рассматриваются как движущая сила производственных и экономических процессов, которые влияют на результат хозяйственной деятельности организации. Конкурентный потенциал и конкурентоспособность организации определяются действием комплекса факторов внешней и внутренней среды.
Факторы окружающей среды и их определения представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Факторы внешней среды и их определения [12].
Факторы изменяют конкурентоспособность как за счет ее повышения, так и за счет снижения, способствуют превращению возможностей в реальность.
Согласно исследованию Майкла Портера, известного экономиста и специалиста по изучению экономической конкуренции, все факторы конкурентоспособности можно разделить на группы: базовые и развитые; общие и специализированные; естественные и искусственно созданные; внешние и внутренние.
Конкурентоспособность организации складывается из следующих факторов:
Ресурс – рассматривается как стоимость ресурсов, израсходованных на единицу готовой продукции. Организация способна контролировать повышение производительности труда, эффективности использования капитала, общей эффективности производства и, следовательно, ресурсный фактор роста конкурентоспособности.
Цена – определяет уровень и динамику цен на готовую продукцию и ресурсы. Со стороны организации этот фактор менее контролируем, поскольку уровень цен во многом зависит от экономической политики государства.
Основными составляющими являются "факторы окружающей среды": экономическая и политическая ситуация в стране, влияние государства [25].
Исходя из изученной классификации факторов, стоит отметить, что сама организация не может держать под контролем все факторы конкурентоспособности, поэтому в данном случае вмешательство государства играет особую роль.
На деятельность организации влияют факторы, возникающие при непосредственном (закрытом) контакте объекта исследования и задач управления (внутреннем), а также при открытом взаимодействии с внешней средой (экстернальном).
Внутренние факторы определяют способность организации обеспечивать собственную конкурентоспособность. К внутренним факторам относятся материально-технический, маркетинговый, производственный, научно-технический, финансово-экономический, кадровый потенциал организации [8].
Внешние факторы – это социально-экономические и организационные отношения, которые позволяют организации создавать продукты, которые будут более привлекательными для потребителей с точки зрения цены и других характеристик
Под внешними факторами следует понимать: меры государственного и административного воздействия, основные характеристики рынка деятельности организации, деятельность государственных и неправительственных институтов, деятельность политических партий, движений, формирующих социально-экономическую ситуацию в стране [15].
Следует отметить, что конкурентоспособность организации - это сочетание внутренних и внешних факторов. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособным в будущем, необходимо учитывать и координировать текущие и будущие интересы организации.
Стратегическое управление конкурентоспособностью организации ставит во главу угла эффективное взаимодействие организации с внешней средой с целью достижения на этой основе стабильных конкурентных преимуществ.
1.2 Методики оценки конкурентоспособности организации
Существующие методы оценки конкурентоспособности организаций условно делятся на 4 группы.
1. Матричные методы. Суть этой методологии заключается в том, что наиболее конкурентоспособными являются те объекты, которые занимают значительную долю рынка и работают на быстрорастущем рынке. Для оценки конкурентоспособности организаций необходимо построить матрицы в системе координат: по оси абсцисс откладываются темпы роста (или сокращения продаж), а по оси ординат - относительная доля, которую организация занимает на рынке [26].
Примерами таких матриц являются: матрица "Рыночная привлекательность/конкурентоспособность", матрица М. Портера, матрица "Стадия развития рынка/конкурентная позиция", матрица "Стадия жизненного цикла продукта/конкурентная позиция". Преимущества вышеуказанных методов заключаются в том, что они обеспечивают высокую адекватность оценки. Недостатки: невозможность проанализировать причины сложившейся ситуации, что усложняет процесс выработки управленческих решений, кроме того, данные методы требуют точной маркетинговой информации, в результате чего возникает необходимость в проведении данного вида исследований.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агеева, Т.В. Актуальные вопросы менеджмента в здравоохранении - Кемерово: Кемеровская государственная медицинская академия, 2021. - 76 c.
2 .Болодурина, В.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия. // Экономические науки. – 2021. - №5 – С.18-21.
3 .Васильева, А.В. Методики оценки конкурентоспособности предприятия. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2019. – 111 с.
4 .Воропинова, О.А. Направления повышения конкурентоспособности медицинских организаций // Концепт. - 2022. - С. 604-608.
5 .Горбашко, Е. А. Управление конкурентоспособностью: учебник. - М.: Юрайт, 2020. - 447 с.
6.Гордячков О.В. Конкурентоспособность и факторы, ее определяющие. // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2. - С. 35-39.
7.Грогуль, Я.Д. Повышение конкурентоспособности организации // Эффективное управление экономикой. - 2021. - С. 115-120.
8 .Гудов, А.Х. SWOT- анализ деятельности организации в аспекте конкурентоспособности // Вестник Росздравнадзора. - 2022. - № 1. - С. 41-45.
9.Даниленко, Н.Н. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг: теория и методика оценки: монография. - М.:РУСАЙНС, 2019. – 160 с.
10.Завиваев, Н.С. Критерии оценок конкурентоспособности // Инновационное развитие экономики. - 2020. - С. 135-137.
11.Ильина, В.Н. Конкуренция: учебное пособие.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 50 c.
12.Карамов А.С. Оценка конкурентоспособности организаций здравоохранения // Современные проблемы развития науки. - 2020. - С. 15-19.
13.Коробкова, О.К. Совершенствование конкуренции на рынке медицинских услуг // Гуманизация образования. - 2022. - № 3. - С. 100-106.
14.Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2020. - 388 c.
15.Махамбетов, Д.Ж. Систематизация методов оценки конкурентоспособности // ВШОЗ.– 2022. - №23 – С. 22-23.
16.Мельникова, Т. Ф. Конкурентоспособность предприятия: методы обоснования сущности // Молодой ученый. - 2021. - №15. - С. 431-435.
17.Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2020. –194 с.
18.Портер, Майкл Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран.- М.: Альпина Паблишер, 2020. - 948 c.
19.Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2020. - 343 с.
20.Сагимбаев, А.А. Конкурентоспособность медицинской организации- методологические подходы к оценке и управлению. // Концепт. - 2022. - № 4 (29). - С. 42-45.
21.Салихова, Э.М. Конкурентоспособность медицинской организации: объективные и субъективные критерии оценки // Социальная политика и социология. - 2020. - № 1 (102). - С. 283-291.
22.Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. - М.: Эксмо, 2019. - 544 с.
23.Харченко, Г.А. Оценка конкурентоспособности ингаляторов с использованием метода экспертных оценок // Человек и лекарство. - 2021. - С. 278-279.
24.Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий: учебное пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 799 c.
25.Чмышенко, Е.В. Теория и практика оценки конкурентоспособности : учебное пособие. - Оренбург:, ЭБС АСВ, 2019.- 150 c.
26.Щепков, И. В., Комарская, И. В. Анализ конкурентоспособности платных медицинских услуг // Молодой ученый. - 2021. - №7.1. - С. 70-73.