Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что высокий уровень конкуренции в современных СМИ вызывает необходимость постоянного повышения качества каждого из них различными средствами, методами и инструментами.
Интервью является одним из самых востребованных публицистических жанров, который привлекает многих читателей своей жизненностью, эмоциональностью, субъективностью и детальностью.
Степень изученности проблемы. Изучением интервью как жанра журналистики занимались такие исследователи как: И.М. Аверьянова, Е.Е. Шалапина, С.И. Никифорова, А.М. Агафонова, Е.Н. Рассказова, Г.А. Боровкова, Е.Н. Голованова, А.М. Чибисова, С.С. Николаева, П.А. Гуляева, С.В. Демиденко, А.В. Щедрина, Г.В. Минигараева, А.А. Смыслова, М.И. Чуворзина, Е.Н. Пахмутова, И.С. Чередниченко, С.С. Абрамович, А.А. Пирогова и многие другие.
Цель исследования – провести анализ интервью как особого жанра журналистского произведения.
Объект исследования – интервью.
Предмет исследования – особенности интервью как особого жанра журналистского произведения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Дать характеристику интервью и его видов.
2. Рассмотреть структуру интервью.
3. Охарактеризовать журнал «Хоккей в городе».
4. Проанализировать виды и особенности интервью в журнале «Хоккей в городе».
Материал исследования: номера журнала «Хоккей в городе».
Хронологические рамки исследования: 2022–2023 годы.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением научной литературы по проблеме изучения интервью как публицистического жанра, его видов и структуры. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена выработкой алгоритма анализа особенностей интервью на примере спортивного журнала «Хоккей в городе». Данный алгоритм является универсальным и может применяться для исследования других изданий.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
В первом разделе, «Интервью как публицистический жанр», раскрываются такие вопросы как характеристика интервью и его видов, а также структура интервью.
Во втором разделе, «Практическое исследование интервью в журнале «Хоккей в городе»», дается общая характеристика журнала «Хоккей в городе», а также анализируются виды и особенности интервью в журнале «Хоккей в городе».
РАЗДЕЛ I. ИНТЕРВЬЮ КАК ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР
1.1. Характеристика интервью и его видов
1.1.1. Содержание понятия «интервью»
Интервью – это способ ведения беседы, разговора между двумя и более людьми. Проведение интервью, как правило, предполагает присутствие двух сторон: интервьюера, основная задача которого состоит в постановке вопросов, и собеседника (или нескольких собеседников), который просто дает на них ответы.
В зависимости от обстоятельств, в которых проводится интервью, оно может быть записано на видеокамеру или микрофон, проводиться как обычная преднамеренная беседа или транслироваться в прямом эфире .
В современном мире интервью играют важную роль в активной жизни общества. Он используется как метод исследования, анализа во многих общественных сферах (это может включать журналистику и коммуникацию, демографию и социологию, рекламу и маркетинг). Часто работодатели прибегают к проведению интервью при собеседовании нового сотрудника. Это является причиной повышенного внимания и интереса к данному явлению .
1.1.2. Виды интервью
На данный момент в коммуникативной практике существует несколько основных типов интервью. Первый, наиболее распространенный и часто используемый, – это простой разговор. В этом случае главная задача интервьюера – правильно выстроить ход беседы: задаваемые вопросы должны быть изложены в понятной, доступной для понимания форме. Суть разговора – получить как можно больше информации .
Следующий вид интервью – это так называемый монолог. Его суть состоит в том, что интервьюер своими словами выражает суть разговора с собеседником. При этом человек, с которым было проведено такое интервью, остается как бы «за кадром». Как и в предыдущем случае, принципиальным фактором является правильная выстраивание хода разговора.
Третий вид интервью называется диалогом. В этом случае журналист общается, как правило, с несколькими людьми. Разговор, в отличие от других разновидностей, носит более глубокий характер, когда последующие вопросы обычно вытекают из предыдущих. Следует отметить, что журналист может не присутствовать при разговоре. В этом случае интервью – это обсуждение интервьюируемых .
Четвертый тип – это задание, которое дается группе интервьюеров. Как правило, это брифинг (короткая пресс-конференция, которая носит преимущественно информационный характер), заявление для прессы, разного рода пресс-конференции и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, И.М., Шалапина, Е.Е., Никифорова, С.И. Современные аспекты организации и проведения интервью и стилистические особенности его построения: теория и методология исследования / И.М. Аверьянова, Е.Е. Шалапина, С.И. Никифорова // Сборник статей Иркутского государственного университета. Вып. 3. Теория и практика массовых коммуникаций. – Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2023. – С. 58–70.
2. Агафонова, А.М., Рассказова, Е.Н., Боровкова, Г.А. Интервью и способы его проведения / А.М. Агафонова, Е.Н. Рассказова, Г.А. Боровкова // Современные массовые коммуникации. – 2020. – № 5. – С. 91–102.
3. Вышел в свет новый глянцевый журнал о хоккее «Хоккей в городе» // Российская хоккейная лига. – 2012. – URL: https://nhliga.org/news/view/579 (дата обращения: 10.06.2023).
4. Голованова, Е.Н., Чибисова, А.М., Николаева, С.С. Принципы проведения журналистского интервью: основные техники и жанровые особенности / Е.Н. Голованова, А.М. Чибисова, С.С. Николаева // Известия Томского государственного университета. – 2023. – № 2 (224). – С. 58–70.
5. Гуляева, П.А., Демиденко, С.В., Щедрина, А.В. Интервью как форма телевизионной программы / П.А. Гуляева, С.В. Демиденко, А.В. Щедрина // Технологии современного телевидения. Сборник статей. – Волгоград: Смена, 2021. – С. 30–42.
6. Журнал «Хоккей в городе». Лед плавится. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – 2012–2023. – URL: https://vk.com/club39736587 (дата обращения: 10.06.2023).
7. Единственный глянцевый журнал о хоккее в России «Хоккей в городе» снова с нами // Московский хоккейный клуб. – 2023. – URL: https://mhcup.ru/posts/1096092 (дата обращения: 10.06.2023).
8. Минигараева, Г.В., Смыслова, А.А., Чуворзина, М.И. Интервью как публицистический жанр: особенности организации и стилистического оформления / Г.В. Минигараева, А.А. Смыслова, М.И. Чуворзина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы массовой коммуникации». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. – С. 100–109.
9. Пахмутова, Е.Н., Чередниченко, И.С., Абрамович, С.С. Особенности подготовки интервью как проблема современной публицистики: теория и практика / Е.Н. Пахмутова, И.С. Чередниченко, С.С. Абрамович // Вестник Хабаровского государственного университета. – 2021. – № 10. – С. 46–58.
10. Пирогова, А.А. Правила проведения интервью / А.А. Пирогова. – М.: Старт, 2019. – 356 с.
11. Хоккей в городе. Журнал. Официальный сайт. – 2012–2023. – URL: https://hockey-city.ru/ (дата обращения: 09.06.2023).