Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последней четверти XX века внешняя политика Испании претерпела качественные изменения. Ставшая демократическим государством страна сумела выйти из международной изоляции и стать членом большинства наиболее значимых политических и экономических группировок Запада, утверждая свое влияние на международной арене. В 90-е годы эти процессы совпали с радикальными изменениями международной обстановки, связанными с окончанием «холодной войны» и исчезновением биполярной структуры международных отношений. В этих условиях Испания стала проявлять заметную внешнеполитическую активность, стремясь быть в «авангарде» европейской интеграции, предпринимая шаги по изменению своей модели членства в НАТО и т.д. Видные политические деятели страны были выдвинуты на руководящие посты в ряде крупных международных организаций. В этой связи развитие отношений с Испанией представляло для Соединенных Штатов очевидный интерес .
Целью данной работы является рассмотрение испано-американских отношений на современном этапе
Задачи:
- провести исторический обзор отношений между США и Испанией, современных политических связец между двумя странами;
- изучить вопросы безопасности в политике между США и Испанией;
- сделать анализ современных геополитических вызовов и их влияние на отношения между США и Испанией;
- сделать обзор экономических связей между США и Испанией, торговля и инвестиции между двумя странами;
- провести анализ современных экономических вызовов и их влияние на отношения между США и Испанией;
- описать перспективы будущих экономических отношений между двумя странами;
- рассмотреть обзор культурных и образовательных связей между США и Испанией ;
- описать роль культурных связей в развитии отношений между двумя странами;
- провести анализ современных вызовов и перспектив в развитии культурных и образовательных связей между США и Испанией .
Объект исследования – испано-американские отношения. Предмет исследования – специфика испано-американских отношений на современном этапе.
Глава 1. Политические отношения между США и Испанией
1.1 Исторический обзор отношений между США и Испанией, современные политические связи между двумя странами
Позиция США в отношении испанской колониальной системы в Западном полушарии первой трети XIX в. основывалась на решении двух главных аспектов: урегулировании территориальных притязаний США по отношению к Испании и отношений с освобожденными от испанской колониальной зависимости странами Латинской Америки .
В 20-40-х годах прошлого века Соединенные Штаты, предприняв шаги по захвату пограничных с ними территорий, принадлежавших Испании, были не в состоянии распространить экспансию за пределы Североамериканского континента. Этому препятствовал ряд факторов, среди которых главными была незавершенность буржуазно-национального развития США и соперничество крупнейших европейских держав . Следует отметить, однако, что Соединенные Штаты в ближайшие годы смогли проявить большую независимость в вопросах внешней политики и международных отношений .
Последние несколько лет присутствие Испании на международной арене было ограниченным в силу причин внутреннего характера: взаимная блокада крупнейших партий длилась вплоть до 13 января 2020 г. Перезапуск официальной «Стратегии внешней политики» был вытеснен более важными вопросами – пандемией COVID-19.
Очевидно, что коронавирус не мог положительно повлиять на позиционирование Испании – одной из наиболее пострадавших стран в мире как с экономической точки зрения, так и в области здравоохранения, а также не способствовал ослаблению внутриполитической конфронтации. Однако стоит отметить, что сосредоточение медийной повестки на болезни и ее последствиях послужило толчком для кристаллизации целей одного из важнейших векторов внешней политики страны – европейского, а также сгладило некоторые противоречия внутри правящей коалиции .
Усиление нестабильности, а также необходимость противодействовать терроризму и экстремизму стали важными факторами, способствующими переосмыслению целей испанской внешней политики.
Президентство Дональда Трампа осложнило трансатлантические отношения Испании, вызвав серьезную напряженность после изменения тарифной политики. Реакция США на пандемию, в частности, в рамках международных институтов, и отсутствие интереса к разработке глобальных мер противостояния шли вразрез с основными постулатами внешнеполитической стратегии Испании, а потому были встречены резкой критикой. Данный фактор определил окончательный отказ от стратегии внешней политики Хосе Марии Аснара, основывавшейся на лидерстве Испании на международной арене за счет развития партнерских отношений с США. Смена администрации Белого Дома является важным фактором в выстраивании общеевропейской политики, однако Испания не является приоритетной страной для Вашингтона, а потому дальнейшее двустороннее сотрудничество будет происходить на базе международных институтов, а также благодаря стратегии испанофонии в штатах с испаноязычным населением .
Поскольку у нового председателя правительства не было официальной инаугурации – он пришел к должности после вотума недоверия – правительственная программа так и не была озвучена на официальном уровне, а приоритеты внешней политики были четко обозначены лишь в апреле этого года после подписания Кортесами «Стратегии внешней политики Испании». Внешняя политика не стала предметом освещения в СМИ, поскольку в парламенте и в обществе не было обсуждения спорных правительственных решений. Тем не менее анализ двух последних внешнеполитических стратегий позволяет выделить ключевые моменты, претерпевшие изменения:
– приоритет европейского вектора и углубление в ЕС, поскольку Европейский Союз рассматривается как элемент, определяющий всю внешнеполитическую стратегию Испании;
– развитие традиционных векторов испанской внешней политики, в первую очередь, Латинской Америки;
– активное сотрудничество и поддержка франко-германской оси в качестве гаранта принятия Испании в ядро ЕС и дальнейшего закрепления своих интересов в повестке дня;
– европеизация трансатлантических отношений и участие в разработке автономной европейской оборонной политики и, в целом, снижение веса североамериканского вектора в политике Мадрида;
– позиционирование Испании как одного из лидеров современной мировой политики на волне роста популярности социальных движений (феминизм, экология, «новая этика»);
– активное участие в мировом управлении, в особенности за счет восстановления политики сотрудничества в целях развития, как минимум до докризисного уровня.
1.2 Вопросы безопасности в политике между США и Испанией
Именно трагические события марта 2004 заставили испанское правительство по – новому взглянуть на проблему международного терроризма и обозначить для себя новые вызовы и угрозы, с которыми необходимо будет справиться в настоящий момент .
Для проведения всестороннего анализа обозначим основные направления деятельности Испании в период с 2000 года до марта 2004 г. и произошедшие изменения после прихода к власти социалистической партии. Основываться мы будем на таких доктринальных документах как: Белая книга Испании 2000 года, Directiva de Defensa Nacional 2004 года.
Итак, следуя логике последовательности развития событий (до вторжения в Ирак), перейдем к анализу Белой Книги Испании 2000 года. Согласно полученным данным, мы приходим к следующим выводам:
1. Главными приоритетами во внешней политике данного государства является: поддержание мира в Европе, воцарившегося после падения Берлинской стены, развитие демократических институтов в Европе (бывшие страны социалистического блока) и за пределами континента, а также способствование росту глобализации мировой экономики;
2. А основными угрозами считаются: экономический дисбаланс, демографический взрыв, дефицит демократии, агрессивное воздействие на окружающую среду и противостояние между разными культурами.
3. Вопросы международной безопасности тесно связаны с внешней политикой. Из чего можно сделать вывод о том, что именно этот пункт стал одной из основополагающих причин поддержи Испанией ввода войск в Ирак (т. к. официальными властями Мадрида режим Саддама Хусейна воспринимался как угроза международной безопасности).
4. Гарантами безопасности для Испании являются системы Альянсов и договоров о европейской обороне.
Следует также отметить, что акцент на вопросе борьбе с терроризмом в данной доктрине не обозначен как основной, т. к. данный документ был опубликован еще за год до террористической атаки в Нью-Йорке. Что даже находит отражение в незначительном количестве упоминания слова «терроризм» в данной доктрине: всего 7. Что не может сравниться по частоте написания с Европейским Союзом (231 раз) и НАТО (196 раз). Более того, из данного документа следует мысль о том, что Северо-Атлантический Альянс является действительным защитником национальных оборонительных интересов Испании, благодаря которому страна может эффективно защищаться от внешних вызовов и угроз .
Что касается дальнейшей ситуации, имевшей место быть уже после террористических атак в Мадриде, то приоритеты, обозначенные Х.Л. Сапатеро, резко контрастировали с позицией Х.М. Аснара. Придя к власти благодаря лозунгу о выводе испанских войск из Ирака, правящая социалистическая партия четко обозначила новые критерии проведения внешней политики Испании. Ими стали:
• Широкая общественная поддержка внешнеполитического курса Испании. Она пришла на смену единоличному принятию подобного решения главой правительства, которое имело место быть при отправке испанского военного контингента в Ирак;
• Опора на мнение ООН при решении ключевых вопросов внешней политики;
• Переориентирование вектора углубленного политического и военного сотрудничества с США на ЕС и т.д. Это нашло отражение в Directiva de Defensa Nacional 2004 года , которая по-новому обозначила основные приоритеты внешней политики Испании:
1. Главным приоритетом для участия в миротворческой деятельности за рубежом являются исключительно законные решения международного сообщества, вынесенные ООН и направленные лишь для установления мира и порядка в зоне конфликта;
2. Международный терроризм отныне считается новой угрозой для безопасности и стабильности не только Испании, но и мирового сообщества в целом. Там же упомянуты трагедии, произошедшие в Нью-Йорке, Мадриде и Беслане, которые подтверждают тезис о серьезности данного явления;
3. Гарантом безопасности для Испании является сближение с ЕС в вопросах оборонной политики. Оно должно основываться на принципах Европейской Стратегии Безопасности 2003 года. Это обусловлено тем, что в этом документе уже довольно четко обозначено, что подразумевается под новыми угрозами для ЕС (терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты, организованная преступность и т. д.). Более того, там же указаны цели и задачи для преодоления этих угроз: партнерство и сотрудничество между странами ЕС, ускоренное взаимодействие на базе общих ценностей и принципов и т.д.
4. Сближение сотрудничества со странами Латинской Америки, с регионом Средиземноморья в рамках Барселонского процесса и Атлантическим Альянсом.
1.3 Анализ современных геополитических вызовов и их влияние на отношения между США и Испанией
Испания до террористических атак в Мадриде и после них имеет уже совершенно новое видение в вопросах внешней политики. Так, например, уже в17 сентябре 2004 года по инициативе Х.Л. Сапатеро была создана организация Альянс цивилизаций. По своему являясь антитезой «Столкновению цивилизаций» Самуэля Хангтингтона, деятельность этого альянса была нацелена на построение принципиально новых принципов взаимоотношений культуры Запада и Востока. Что выразилось в ее яркой антитеррористической риторике и акценте на установлении доверительных контактов между исламским миром и западной культурой. Поскольку данная инициатива была для Испании беспрецедентной, то можно сказать о том, что у Мадрида произошло расширение внешнеполитических горизонтов и, в определенной степени, смена приоритетов на развитие взаимодействия с восточным миром в деле противодействия мировому терроризму. Более того, события марта 2004 года вынудили испанское правительство задуматься о создании Национального Координационного Антитеррористического Центра, который должен был взаимодействовать с Исполнительным Директоратом Контртеррористического Комитета ООН .
Упоминание же в таких документах как Presupuesto del Ministerio de Defensa 2004 года слова «терроризм» было (по – сравнению с Белой Книгой 2000 года) удвоено с 7 до 14 раз. ЕС 87, а НАТО 47 раз. Что косвенно, но подтверждает заявленную мысль о том, что произошло переориентирование интересов Испании с решения глобальных задач (лидером по преодолению которых объявили себя США, будучи главным локомотивом деятельности НАТО) на региональные европейские. Существует четкая взаимозависимость между выводом испанских войск из Ирака и декларируемой в «доктрине Сапатеро» необходимости широкой общественной поддержки при проведении столь значимых операций за рубежом.
Более того, был выявлен процесс перехода связи национальной безопасности Испании с глобальных позиций на регион Европейского Союза. Что выразилось в следовании принципам, заложенным Европейской Стратегии Безопасности 2003 года. На основании чего можно сделать вывод о том, что Мадрид поменял свое стратегию сближения с США на близкое взаимодействие со странами ЕС, региона Средиземноморья и Латинской Америки. Что в дальнейшем выразится в активной поддержке Испанией проекта «Альянса Цивилизаций» в 2005 году, направленного на тесное взаимодействие всех наций и культур во благо всего человечества.
Перед нами возникает определенная модель поведения государства на международной арене. На основании вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что данная модель выражается в прямой взаимозависимости между угрозой национальной безопасности (в виде прямого столкновения с террористической угрозой) и резкой смене внешнеполитических приоритетов. Что позволяет нам по новому оценивать и прогнозировать действия иностранных государств.
Глава 2. Экономические отношения между США и Испанией
2.1 Обзор экономических связей между США и Испанией, торговля и инвестиции между двумя странами
Под влиянием процесса интернационализации как в Испании, так и в США значительная доля производимых в этих государствах товаров и услуг выходит за пределы национальных границ. В результате международного обмена связываются экономики стран мира. Не всем известен тот факт, что испанские и американские компании для более активного освоения внешних рынков эффективно используют различные типы свободных экономических зон (СЭЗ), в