Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Успешное развитие и благополучие дошкольника напрямую зависит от его семьи и дошкольной образовательной организации, которую он посещает. Взаимодействие семьи и детского сада необходимо в направлении формирования полноценной и гармонически развитой личности. В психолого-педагогической литературе понятие «взаимодействие» достаточно часто рассматривается через такие категории, как «отношение», «общение», «совместная деятельность», в настоящее время появилась категория «партнерство». Партнерство, а именно социальное партнерство дошкольной образовательной организации и семьи, предполагает активное взаимодействие всех ее участников: педагогов, детей, родителей, специалистов разного уровня. Однако координирующая и организующая роль в проектировании и реализации взаимодействия партнеров принадлежит педагогам дошкольной образовательной организации. Социальное партнерство есть особый тип совместной деятельности между родителями и дошкольной образовательной организацией, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.
Построение партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи является неотъемлемой частью обновления содержания работы с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. (далее ФГОС ДОО) Изменение нормативно-правовой базы, которая регулирует эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги. Дошкольная образовательная организация (далее ДОО) как открытая педагогическая система закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками педагогического процесса.
Практика взаимодействия педагогов и родителей свидетельствует о том, что родители часто не готовы стать полноправным субъектом образовательного процесса. Это обусловлено такими факторами, как отсутствие знаний о возрастных особенностях развития детей, не сформированной внутренней позицией, готовностью принимать активное участие вместе с педагогами в образовательном процессе, осваивать педагогические методы и приемы и др.
Между тем, условия организации воспитательно-образовательной работы предполагают активное участие родителей в совместных формах образовательной работы. Таким образом, выявляется противоречие между наличием возможностей совместного участия в образовательно-воспитательном процессе педагогов и родителей, и недостаточной их готовностью к взаимодействию в ДОО. Данное противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования.
В рамках указанной проблемы определена тема исследования:
«Проектирование взаимодействия дошкольной организации с семьей».
Объект исследования –взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – осуществление взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – рассмотреть особенности проектирования взаимодействия дошкольной организации с семьей.
задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «социальное взаимодействие семьи и ДОО»
2. Обобщить педагогический опыт работы деятельности ДОО по осуществлению социального взаимодействия семьи и ДОО
3. Разработать рекомендации по осуществлению социального взаимодействия (социальное партнерство) семьи и ДОО.
Теоретические основы исследования: - исследования в области семейной педагогики (К.Н.Вентцеля, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Т.В.Лодкиной, В.А.Сухомлинского, и др.);
- теория педагогического взаимодействия (В.В.Горшкова, Л.А.Николаенко, Н.Ф. Радионова и др.)
- теория и методика организации социального партнерства в сфере образования (Т.И. Андреева, Е.П. Арнаутова, Г.В. Атаманчук, Ю.В. Атемаскин, Е.М. Волкова, Н.С. Мишина и др.).
- разработка проблемы привлечения социальных сил в сферу дошкольного образования с целью повышения эффективности данного взаимодействия. (Т.И.Андреевой, Е.П. Арнаутовой, Г.В.Атаманчука, Ю.В.Атемаскина, Е.М.Волковой, Н.С. Мишиной и др.)
Методы исследования:
теоретические – анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовой документации, анализ и синтез, обобщение;
эмпирические - методы сравнительного анализа.
Структура: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений
Объем курсовой работы представлен 36 страницами печатного текста компьютерного набора, 20 наименованиями списка литературы, и 2 приложениями.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущностно - содержательная характеристика понятия «социальное взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации»
Трансформация ценностей и ориентиров в современном обществе требует перестройки многих социальных отношений. Основным лозунгом в ускоренном ритме жизни является «развитие», закладывающее основу для непрерывного образования, в связи с этим образовательные услуги становятся одним из самых востребованных направлений удовлетворения потребностей общества. Основными субъектами образовательной деятельности являются дети, родители и педагоги.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» родители являются первыми педагогами, поэтому одним из важных требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) к уровню компетенции педагогических работников образовательных учреждений является взаимодействие с родителями. Необходимость поиска новых схем сотрудничества является ценным базисом для построения эффективных траекторий на всех уровнях образовательного процесса. Дошкольное образование является первым уровнем в системе образования, поэтому именно на данном этапе актуально сформировать результативный опыт на перспективу, для эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] Г. А. АнтиповаВоспитатель ДОУ.—2011.—н.12.-с.88-94.
2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. [Текст] Е. П. Арнаутова. Управление ДОУ.—2006.—н.4-с.66–70.
3. Ахьямова И. А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми / / Педагогическое образование в России. 2010. № 1.
4. Бабынина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — М.; ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.
5. Барчева А.А., Фомина Н.И. Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 18.04.2018)
6. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия [текст] Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. Дет. сад управление.—2007.—н.2.—с.5-6.
7. Ваймер Е. В., Петрова Г. А., Полукчи М. А. Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1430-1432. — URL https://moluch.ru/archive/115/31131/ (дата обращения: 18.04.2018).
8. Ганичева А.Н. Современный детский сад в системе партнерских отношений Международная научная школа психологии и педагогики # IV, 2014
9. Гузова О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 103-105. — URL https://moluch.ru/archive/177/46178/
10. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. – Улан-Уде: ВСГТУ, 2015. – 100 с.
11. Дешеулина Р.П., Козлова А.В. Работа ДОУ с семьёй. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.
12. Джатиева З.Ю.Современные условия и формы взаимодействия педагогов с родителями вдошкольном ... 1 1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова». 2014
13. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья. М.: Мозаика-синтез, 2017.
14. Логинова Л. А. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 184-187.
15. Пантелеева Н.Г. Социальное партнерство детского сада и родителей [Электронный ресурс] // Психо- логическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Panteleeva.phtml
16. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). —Пермь: Меркурий, 2012. —С. 7174.
17. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Активные формы взаимодействия детского сада и семьи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1901–1905.
18. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
19. Шеладева, С. Родители и воспитатели – партнеры. / Шеладева С., Пономарева О., Слободскова Н. // Дошкольное воспитание – 2012. - № 12. – С. 51 – 54.
20. Юревич С.Н., Москвитина Е.П. Семейные ценности и традиции как предмет взаимодействия доо и семьи // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3