Фрагмент для ознакомления
2
Актуальностью работы является опыт стран с демократическим правовым режимом показывает, что наряду с представительством граждан и территорий в них создана и развивается система представительства интересов.
Целью данной работы является: показать роль групп интересов в политике.
Задачи исследования:
1. Определить роль и место заинтересованных групп в политическом процессе;
2. Выявить основные типологии и функции групп интересов;
3. Проанализировать Механизмы лоббистской деятельности;
4. Изучить историю правового регулирования деятельности групп интересов в современной России;
5. Изучить опыт лоббизма в США.
Объектом работы является: лоббизм в России и в США.
Предметом работы является: влияние групп интересов, как политических субъектов на политический курс государства.
Различные группы интересов располагают широким спектром ресурсов для оказания влияния на власти, доведения потребностей и просьб населения до лиц и органов, принимающих политические решения. Такие ресурсы могут включать в себя их экономические и финансовые возможности, информацию или опыт участия их членов в политической жизни, организационные структуры и т.д. Те группы интересов, которые имеют возможность поддерживать постоянные связи с правительством, чаще всего становятся органичной частью механизма управления обществом.
Среди литературы, которая в большей степени использовалась Блондель Ж, Дюверже М, Толстых П.А, Васильева С.В, Заблюк Н.Г, Малько А.В.
Глава 1. Группы интересов как субъект политического процесса
1.1. Роль и место заинтересованных групп в политическом процессе
В политологии и политической мысли существуют два основных подхода, которые по-разному интерпретируют роль групп интересов в политической жизни и дают различную нормативную оценку этому институту представительства. [2].
Представители первого подхода считают их существование негативным явлением, оказывающим негативное влияние на функционирование демократической политической системы в связи с тем, что они служат каналами частного влияния на принятие политических решений. Все, что происходит в мире политики, рассматривается представителями этого подхода как следствие происков различных бизнес-групп, корпораций, мафии и т.д.
Аргументы, приводимые сторонниками этого подхода, в целом можно резюмировать следующим образом: [9]
- Во-первых, существование групп интересов создает неравенство возможностей для различных групп влиять на процесс принятия политических решений; в частности, бизнес-группы имеют больше таких возможностей, в то время как группы, не обладающие достаточными ресурсами, имеют значительно меньшие.
- Во-вторых, существование групп интересов способствует неэффективности экономической политики и препятствует реализации активной социальной политики: более "сильные" группы интересов добиваются экономических и иных выгод, начинают еще больше препятствовать перераспределению и переменам, а действительно нуждающиеся остаются без поддержки.
- В-третьих, существование групп интересов может привести к утверждению монополии на представительство групповых интересов или неокорпоративизма, когда заинтересованные группы присваивают право на монопольное представительство интересов общества. При этом извращается сам принцип представительства, который сводится к сделкам заинтересованных групп и бюрократии.
Члены общественной группы связаны друг с другом, прежде всего, принадлежностью к сообществу, и устремлениями. Можно сказать, что человек рождается уже будучи членом группы. Племенные и некоторые этнические группы, которые действительно существуют, можно считать близкими к таким группам. [1]
Группы интересов - это объединения индивидов, основанные на общих интересах, стремящихся влиять на политические институты с целью принятия наиболее выгодных для себя решений.
Лобби (как субъект влияния) - это разновидность сформировавшихся негосударственных субъектов (лоббистов), целенаправленно оказывающих давление на государственную власть с целью достижения выгодного для себя политического решения.
Группы интересов (давление) и лобби. Для достижения конкретных результатов для своих членов группа интересов, формально не становясь группой давления и, следовательно, не предпринимая активных действий самостоятельно, может обратиться к профессиональным посредникам, которые, обладая определенными навыками, обеспечат принятие необходимых законодательных и административных решений.
В этом случае профессиональные посредники становятся эффективным инструментом групп интересов в достижении своих целей в политическом процессе.
Стоит отметить, что в странах с развитой системой представительства интересов под термином профессиональный посредник чаще всего понимается профессиональная лоббистская фирма - коммерческая организация, предоставляющая на платной основе услуги по представлению интересов заказчика в органах государственной власти.
В США, Канаде, Австралии, Польше, Европейском союзе и ряде других стран деятельность лоббистских фирм законодательно регламентирована: существует строгая отчетность о клиентах и подрядчиках фирмы, суммах, потраченных на политическое влияние, и т.д.
Французский политолог Ж. Блондель делит группы интересов на четыре типа (таблица 1). [3]
Таблица 1 – Группы интересов
№ Группы Значение
1. группы по обычаю возникают на основе общинных, кастовых, клановых сообществ. Во многих развивающихся странах состав этих групп определяется определенными наследственными факторами (пол, раса, унаследованный социальный статус).
2. институциональные группы основаны на формальных организациях внутри государственного аппарата К ним относятся лоббистские группы в парламенте и правительстве.
3. правозащитные группы стремятся отстаивать интересы своих сторонников Эти ассоциации представляют в первую очередь экономические и социальные интересы (ассоциации производителей, банковские союзы, общества защиты прав потребителей, профсоюзы).
4. группы поддержки ориентированы на строго ограниченные цели (экологические и антивоенные движения, ассоциации "за" или "против" чего-либо).
«Участвуя в деятельности групп по интересам, граждане делают шаг от социальной к политической активности. Чем шире представлены социальные потребности группами интересов, тем более разносторонними являются отношения между обществом и государством. Чем оптимальное выполнение своих функций, тем гибче государственные институты реагируют на социальные потребности населения». [3].
В то же время там, где правительство в большей степени вовлечено в решение социальных и экономических проблем, группы давления, как правило, обладают большими возможностями и большим влиянием на политические решения. Более того, в дополнение к внутренним группам интересов при исполнительных и представительных государственных органах также могут действовать ассоциации, выражающие интересы зарубежных стран, мировых экономических и финансовых центров и другие группы, способствующие решению различных международных проблем. [1]
Различные группы интересов располагают широким спектром ресурсов для оказания влияния на власти, доведения потребностей и просьб населения до лиц и органов, принимающих политические решения. Такие ресурсы могут включать в себя их экономические и финансовые возможности, информацию или опыт участия их членов в политической жизни, организационные структуры и т.д.
В зависимости от важности для конкретной политической системы соответствующих властных ресурсов групп интересов, последние имеют определенный вес при принятии управленческих решений. Те же самые группы интересов, которые, используя свои ресурсы, имеют возможность поддерживать постоянные контакты с правительством, чаще всего становятся органичной частью механизма управления обществом. Напротив, "заявки" на власть со стороны ряда маргинальных, нетрадиционных групп интересов, которые игнорируют принятые в обществе нормы и ценности, могут оказать разрушительное воздействие на систему политического управления обществом и быть отвергнуты им. [14].
В целом, действия различных групп интересов способствуют усложнению структуры политической системы:
1. Это происходит из-за увеличения предпосылок для появления партий (особенно небольших) и усиления фракционности в этих политических институтах;
2. Дифференциация функций и рационализация организационной структуры правящих структур; стимулирование формирования многопартийных систем и т.д. [5]
Напротив, сужение поля действия групп интересов, препятствия для граждан в создании этих объединений ужесточают режим правления, изолируют правящую элиту от населения и создают предпосылки для создания
Фрагмент для ознакомления
3
1. Автономов А.С. Азбука лоббирования / Права человека. М., 2014 г – 109 с.
2. Автономов А.С. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 2017 г – 189 с.
3. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу / М.: Российская академия управления. 2017 г – 135 с.
4. Вавочкина И.Д. К истории регулирования лоббизма в США // Новая и новейшая история. 2017 г – 211 с.
5. Васильева С.В. Правовой институт лоббизма в России: оценка законодательства и перспектив формирования // Сравнительное конституционное обозрение. 2018 г – 250 с.
6. Васильева С.В Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных//Право. Журнал Высшей Школы Экономики. 2019 г – 178 с.
7. Горелов А. А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2019 г – 156 с.
8. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // МЭ и МО. 2004. №1.
9. Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. - М.: Академический Проект, 2018 г. - 538 с.
10. Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт // США: ЭПИ. 2015. №1,2. – 134с.
11. Колосова Н.М. Лоббизм и коррупция // Журнал Российского права. 2014. No 2. – 190 с.
12. Кумс К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта. // Бизнес и политика. 2017 г. No 1. – 165 с.
13. Любимов А.П. Гражданский лоббизм: процедуры и технологии обращения граждан. М., 2017 г – 132 с.
14. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. –М., 2019 г – 125 с.
15. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. –М., 2016 г – 109 с.
16. Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике. Спб., 2018 г – 146 с.
17. Перегудов С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России //Полис. 2017 г. №4 – 207 с.
18. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2021 г – 131 с.
19. Семененко И.С. Лоббизм в политической системе России // МЭиМО. 2018 г. No 9 – 209 с.
20. Субочев В.В. Лоббизм как инструмент отстаивания законных интересов // Право и политика. 2017 г. No 3 – 148 с.
21. Толстых П.А. GR: практикум по лоббизму в России. М., 2017 г – 101 с.