Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В системе современного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в образовательных организациях, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Тем не менее, вопросы адаптации детей к образовательному процессу в школе остаются актуальными и неизменными, особенно, если речь идёт о младших школьниках.
Способность к адаптации - это одно из основополагающих качеств человека, включающее все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности. Эти процессы обеспечиваются определенными физиологическими реакциями. Основным условием эффективности процесса адаптации - является способность индивидуума удовлетворять актуальные потребности реализовывать, связанные с ними значимые цели. Над этим вопросом работали учёные и исследователи Е.А. Лисина, В.А. Ананьев, Н.М. Аскарина и др.
Основным показателем адаптированности ребенка к школе, является его успеваемость. У слабо адаптированных детей успеваемость всегда низкая. Психологи это связывают со сменой игровой деятельности ребёнка, на учебную. Е.С. Маклах, Е.А. Бугрименко, В.А. Недоспасова и др. в своих работах говорят об игровой деятельности. Игра, являясь ведущей деятельностью всего дошкольного периода развития ребенка, готовит его к принятию новой деятельности - учебной. В возрасте 6,5 - 7 лет ребенок продолжает играть, хотя эта деятельность перестает быть ведущей. Способ восприятия и мышления детей с разным уровнем адаптации к школе отличаются, что не может сказаться на их личностных особенностях. Чаще всего эти особенности начинают проявляться в момент поступления ребенка в школу. Проблема успешности обучения не может сводиться только к вопросу об адаптации, но специалисты рассматривают её как основную.
Цель работы: теоретически и практически обосновать процесс адаптации младших школьников к условиям школьной жизни.
Объект исследования: процесс адаптации младших школьников к условиям школьной жизни.
Предмет исследования: формы и способы адаптации младших школьников к условиям школьной жизни.
Гипотеза исследования: процесс адаптации младших школьников к условиям школьной жизни будет успешным, в случае использования педагогами и психологами разнообразных форм работы с детьми, в том числе – игровых. Процесс должен осуществляться при активном взаимодействии семьи и школы.
Задачи:
1. Изучить адаптацию ребёнка к школе как психологическую проблему.
2. Рассмотреть психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Представить содержание деятельности педагога и психолога на этапе адаптации младших школьников.
4. Представить цель, задачи и методики исследования.
5. Провести описание и анализ первичной диагностики младших школьников.
6. Разработать программу адаптации младших школьников и провести анализ повторной диагностики.
Методологической основой исследования являлись:
- личностно ориентированный подход (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);
- системно – деятельностный подход (Б.П. Битинас, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.).
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
Теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и научных работ по теме исследования; классификация; моделирование;
Эмпирические – опросные методы, педагогический эксперимент.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезам; репрезентативностью выборки; апробацией результатов исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1. Адаптация ребёнка к школе как психологическая проблема
Роль адаптации к школе при обучении младших школьников чрезвычайно велика. Вопросы детского обучения и развития ребёнка в этом процессе исследовали педагоги и психологи Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т. С. Комарова и др. Детскую школьную дезадаптацию специалисты рассматривают как проблему психологическую. Термины адаптация и дезадаптация достаточно широко используются как в научной теории, так и в школьной пратике. Тем не менее, нельзяговорить о том, что эта категория имеет под собой устойчивую научную основу. Процессы адаптации рассматривают в биологии, физиологии, психологии и др. Адаптация в психологии рассматривается как основополагающее качество человека. Это качество обеспечивается соответствующими физиологическими реакциями [5].
Под школьной адаптацией понимают способность приспосабливаться к постоянно изменяющимся психологическим и социальным условиям с применением необходимых знаний и умений. В психологии главным фактором, который обуславливает развитие ребёнка считают непрерывное изменение социальной ситуации развития субъекта, которое наблюдается при переходе ребёнка из дошкольной образовательной организации в начальную школу. У ребёнка происходят достаточно серьёзные изменения как в его социальном окружении, так и в тех требованиях, которые предъявляет ему школа. В жизни ребёнка появляется учитель, мнение которого для ребёнка не безразлично и с которым необходимо считаться. Отношения с близкими взрослыми также может измениться. Это уже будет зависеть от того, насколько семья принимает активное участие в жизни ребёнка, особенно в период адаптации. По мнению В.В. Давыдова, поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сразу.
Происходит постепенное становление его как школьника и вхождение в школьную жизнь. Многие дети, поступив в первый класс школы сталкиваются с определёнными трудностями. У большинства из них это связано с привыканием к новым условиям. Но трудности одних достаточно быстро уменьшаются, когда как у других становятся неразрешимой проблемой. Иногда это делает детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми [4]. С точки зрения физиологов, привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребёнка проходит через несколько этапов. В течение первых 3 недель дети испытывают «физиологическую бурю». Организм ребёнка напряжён, поскольку ребёнок находится в новой для него ситуации.
Специалисты отмечают, что все дети по - разному проживают период адаптации к начальной школе. Если первые 2-3 недели практически все дети испытывают сложности и тревогу, то уже спустя 4-6 недель примерно 25 процентов младших школьников достаточно устойчиво вписываются в этот процесс. Здесь важно отметить, что большую роль в этот период времени будет играть в жизни ребёнка сам учитель и семья школьника. Постепенно дети привыкают к школьному режиму и организм к этому режиму приспосабливается. Организм ребёнка находит близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. Всегда остаются дети, для которых школьная адаптация будет оставаться серьёзной проблемой. Эта проблема всегда связана с неуспеваемостью детей. Слабые дети с большим трудом выносят те нагрузки, которые предусмотрены для них уже в 1 классе.
Психологи отмечают период примерно в 2,5 – 4 месяца, который необходим подавляющему большинству детей для школьной адаптации. Если ребёнок здоров и у него отсутствуют проблемы с режимом дня, то, как правило, такие дети ощущают себя в школе комфортно. Все эти процессы, так, или иначе зависят от индивидуальных особенностей и развития детей. Некоторые исследователи отводят на период адаптации в первом классе до полугода.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы адаптации младших школьников [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст]/З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2001. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст]/Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.
4. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст]/ М.В. Битянова. - Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности младшего школьника: современный подход [Текст]/ М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 27.03.2023).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 24.06.2023).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
11. Долженко, А.А. Воспитание младшего школьника в современных условиях ФГОС НОО / А.А. Долженко, Н.В. Чепыжная, Н.В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание младшегошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 24.06.2023).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 24.06.2023).
13. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
14. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 24.06.2023).
15. Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
16. Ишкова, Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.И. Ишкова, Ю.Е. Красный. - Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение. - 2007. -175 с.
17. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
18. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок». - 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 24.06.2023).
19. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9. - С. 18-20.
20. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
21. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 24.06.2023).
22. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
23. Потаповская, О.М. Особенности реализации воспитания детей в современной практике образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 24.06.2023).
24. Развитие творческих способностей у детей в условиях взаимодействия семьи и школы. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 24.06.2023).
25. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 81-89.
26. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
27. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст] / П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
28. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
29. Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Издательство «Институт практической психологи РАН»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2014. — 288 с.
30. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст]/ М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.