Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Темперамент - одна из самых важных черт личности. Интерес к этой проблеме возник более двух с поло-виной тысяч лет назад. Это было вызвано очевидным существованием ин-дивидуальных различий, обусловленных особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, уникальностью социальных связей и контактов. Биологически детерминированные структуры личности включают, прежде всего, темперамент.
Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, включая интенсивность и стабильность эмоций, эмоцио-нальную впечатлительность, темп и энергию действий, а также ряд других динамических характеристик. Несмотря на то, что предпринимались неод-нократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, эта проблема до сих пор остается одной из спорных и не до конца решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует множе-ство подходов к изучению темперамента.
Однако при всем разнообразии существующих подходов большин-ство исследователей признают, что темперамент является биологической основой, на которой личность формируется как социальное существо, и что личностные качества, обусловленные темпераментом, являются наибо-лее стабильными и долговечными. Темперамент - это биологическая осно-ва, на которой формируется личность как социальное существо, а личност-ные качества, обусловленные темпераментом, являются наиболее стабиль-ными и долговечными.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наибо-лее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить взаимосвязь темперамента и по-ведения.
Объектом исследования является влияние темперамента на поведе-ние человека.
Предметом исследования являются основы и принципы взаимосвязи темперамента и поведения.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для выявления взаимосвязи темпе-рамента и поведения.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть темперамент как явление в различных учениях;
- изучить общее понятие о темпераменте;
- детально проанализировать физиологические основы темперамента;
- рассмотреть типы темперамента и их свойства;
- изучить взаимосвязь темперамента и эмоционально-поведенческих проблем;
- проанализировать влияние темперамента на поведение человека.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в разви-тии личности[Текст] / Психология личности в трудах отечественных пси-хологов. – СПб.: Питер, 2000. c. 178-188.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихоло-гического анализа[Текст]/Александр Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.
3. Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий: от тем-перамента – к характеру и типологии личности.[Текст]/Анатолий Батаршев. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
4. Белоус, В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие./ Белоус В. В. Психологические симптомо-комплексы и инварианты темпе-рамента: Автореф. докт. дис. М., 1982.Пятигорск. 1990 г.
5. Дронов, В.М., Крупнов, А.И. Соотношение различных пере-менных настойчивости со свойствами активности темперамен-та[Текст]/В.Дронов, А.Крупнов, Вестник РУДН, Серия: Психология и педа-гогика, 2006. - № 3. - с. 103-110.
6. Кирина Н. П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов : дис… . канд. психол. наук : 19.00.01 / Н. П. Кирина ; Российский университет дружбы народов. – М., 2009. - 142 с.
7. Коваленко Е. А. Особенности общительности при различных типах акцентуации характера: Дис…. канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. А. Коваленко; Российский университет дружбы народов. - М.: 2007. - 181 с.
8. Комплексные исследования свойств личности. Научная школа А. И. Крупнова / Сборник научных статей посвященных 70-летию А. И. Крупнова. – М.: РУДН, 2009. – 439 с.
9. Контроль поведения как субъектная регуляция: монография для специалистов в разных областях психологии и человекознания ; РАН, Ин-ститут психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 352 с.
10. Лютова, С. Н. Социальная психология личности (теория и прак-тика): курс лекций / МГИМО(У) МИД РФ, каф. философии. - М.: МГИМО, 2002. - 175 с.
11. Маклаков, А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2011. – 583 с.
12. Немов, Р.С. Психология[Текст]/Роберт Немов, Книга 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688 с.
13. Общая психология: Учебное пособие для вузов;под общ. ред. проф. Е. Н. Рогова, МО РФ.-М.-Ростов н/Д: МарТ, 2008. - 560 с.
14. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов, обу-чающихся по педагогическим специальностям (ОПД. Ф. 01 «Психология»); рец.: Е. А. Климов, Л. В. Тарабакина, УМО по специальностя. - М.: Акаде-мия, 2010. - 285 с.
15. Основы общей психологии / Под ред. К. А. Абульхановой, В. Д. Шадрикова. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.
16. Первин Л. А. Психология личности : теория и исследования / пер. с англ. М. С. Жамкочьян. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 606 с.
17. Петросян, Е. Ю. Диапазон пластичности темпераментальных свойств при воздействии на человека различных факторов: автореф. дис. докт. мед. наук / Е. Ю. Петросян. - Томск, 2007. - 35с.
18. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
19. Психология личности: Учебное пособие для вузов. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. - 575 с.
20. Русалов В. М. Темперамент и эффективность вероятностного прогнозирования в индивидуальной и совместной деятельности // Индиви-дуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека / Под ред. В.В. Белоуса и др. Пермь, 1982. С. 115—117.
21. Русалов, В. М. Атрибутивные стили и характер / Владимир Ру-салов// Психологический журнал, 2008. - Т. 29. - № 4. - с. 44 -53.
22. Русалов, В.М. Взаимосвязь характера и темперамента в струк-туре индивидуальности./Владимир Русалов// Психологический журнал.-2005 г.,№3.-с.65-73.
23. Русалов, В.М. О представлении типов психической деятельно-сти в различных моделях темперамента./Владимир Русалов// Психологиче-кий журнал.2011 ,№3 с.74-84.
24. Русалов, В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности[Текст] / Владимир Русалов. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. c. 66-75.
25. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии[Текст]/ Стреляу Ян – Москва: Прогресс, 1982 – c. 231.
26. Тутушкина, М. К. Современная практическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. К. Тутушкина, Е. А Со-ловьева, О. Б. Годлиник и др.; Под ред. М. К. Тутушкиной. - М.: Издатель-ский центр «Академия», 2005. – 432 с.
27. Ярзуткин, С.В. Стабильность и динамика темпераментального и личностного уровней индивидуальности[Текст]: дис …. канд. псих. наук / Сергей Ярзуткин. – М.,РГБ ОД. 2001. - 165 с.