Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня в России идеи парламентаризма находят свое воплощение в практике конституционного строительства не только на общефедеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации, которым, в соответствии с положениями Конституции РФ, предоставлено право формировать собственные законодательные (представительные) органы государственной власти. При этом законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации занимают особое место в общей системе институтов власти, поскольку, интегрируя и соотнося свою деятельность с другими институтами власти, образуя в совокупности с ними общее правовое поле государственного строя Российской Федерации, они в то же время являются частью системы государственной власти.
Реализация законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации своей компетенции осуществляется путем применения нормативно закрепленных процессуальных правил. Поэтому от их наличия во многом зависит успех деятельности законодательных органов субъектов РФ по регулированию общественных отношений, возникающих при решении вопросов обеспечения благосостояния населения республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных округов, развития демократии, создания условий для реализации гражданами РФ предоставленных им прав и свобод, укрепления законности и правопорядка. В связи с этим сложилась определенная система процессуальных правил, обеспечивающих реализацию региональными парламентами законодательной, контрольной и иных функций.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере парламентских процедур в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы являются нормы права, регулирующие парламентские процедуры в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является анализ парламентских процедур в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие и значение парламентских процедур;
– исследовать становление и развитие парламентской процедуры в Российской Федерации;
– рассмотреть форму и содержание парламентской процедуры;
– проанализировать парламентские процедуры в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
При написании работы использовались общенаучные и частно-научные методы, применяемые в юриспруденции: историко-юридический, сравнительно-правовой, логический, обобщения судебной практики, анализ, синтез, и другие научные методы исследования.
Теоретической основой исследования стали труды таких авторов, как: И.А. Воротилова, Н.С. Лазарева, Ю.В. Плюта, А.Г. Мельников, А.В. Сероус, С.И. Ушаков, А.В. Чепус и др.
Нормативно-правовой базой являются: Конституция РФ , иные нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена характером поставленной цели, логикой изложения материала, является отражением поставленных задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и становление парламентских процедур в Российской Федерации
§ 1. Понятие и значение парламентских процедур
В государствах с парламентской системой правления, когда действует так называемая «мягкая система разделения властей» или «слияние власти» особое значение придается парламентским процедурам как существенному элементу в структуре «сдержек и противовесов». При такой модели правления парламентские процедуры уравновешивают полномочия исполнительной власти, являясь своего рода «балансиром». Они позволяют разрешить разногласия между законодательной и исполнительной ветвями власти мирным способом.
Парламентские процедуры придают легитимность всем решениям парламента, поскольку данные решения приняты с соблюдением определенного порядка, зафиксированного в конституции, регламенте и других нормативных актах.
А.В. Серус считает, что «парламентская процедура является юридически регламентированным порядком, на основании которого парламент и его палаты, если он имеет сложную структуру, осуществляют входящие в их компетенцию права» .
Причем, этот порядок охватывает ряд последовательных действий, совершаемых парламентом и его палатами при осуществлении ими своих функций.
Таким образом, парламентские процедуры придают правовую форму деятельности парламента, обеспечивают выполнение его функций как представительного, законодательного и контрольного органа государственной власти.
Парламентские процедуры являются также вспомогательным средством установления порядка и единообразия в работе парламента, тщательному рассмотрению законопроектов. Нарушение парламентских процедур в процессе принятия закона ведет к признанию его нелегитимным. Из этого следует, что основной функцией парламентских процедур является обеспечение эффективности работы парламента.
В большинстве стран нормы парламентской процедуры зафиксированы в конституции и регламенте законодательного органа власти. В зависимости от форм их закрепления парламентские процедуры бывают:
1) первичные процедуры, закрепленные в конституции (регламентируют порядок созыва и роспуска парламента, его компетенцию, взаимоотношения с другими органами государственной власти, структуру парламента, его численный состав, основные формы работы парламента, прядок принятия зако
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.
3. Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле» // Собрание законодательства РФ. 13.05.2013. № 19. Ст. 2304.
II. Основная и специальная литература
4. Воротилова И.А. Парламентские процедуры на стадии законодательной инициативы // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 72-76.
5. Лазарева Н.С. Парламентские процедуры и легитимность принимаемых парламентом решений // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского / Под общей редакцией Д.А. Пашенцева. 2016. С. 431-434.
6. Мельников А.Г. Особенности реализации представительской функции в региональных парламентах субъектов РФ // Человек в Российской повседневности: история и современность VIII Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Отделение историко-филологических наук РАН; Научный совет по исторической демографии и исторической географии; Институт российской истории; Пензенский государственный университет архитектуры и строительства; Межотраслевой научно-информационный центр; научный редактор: С.Д. Морозов, В.Б. Жиромская. 2015. С. 54-58.
7. Плюта Ю.В. Конституционно-правовые основы парламентского контроля в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. Челябинск, 2016. 86 с.
8. Сероус А.В. Парламентские процедуры в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2016. № 2. С. 14-17.
9. Сероус А.В. Роль и значение парламентских процедур в законодательном (представительном) органе государственной власти // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. № 6. С. 23-30.
10. Удод А.Д. Парламентский контроль и парламентское расследование в Российской Федерации // Вестник научных конференций. 2017. № 3-2 (19). С. 117-120.
11. Ушаков С.И. Становление отечественной парламентской процедуры в начале XX в. в Государтсенной Думе // Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 4-5 (9). С. 72-73.
12. Фомичева О.А. Механизм осуществления контрольной власти парламентом // Lex Russica. 2017. № 4 (125). С. 52-60.
13. Чепус А.В. Конституционно-правовое регулирование парламентских расследований деятельности Правительства РФ // Российский юридический журнал. 2014. № 5. С. 135-142.