Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Предпосылки и создание Временного правительства
1.1 Особенности политической обстановки в России после свержения монархии
В начале XX века, Россия оставалась монархией, и первая статья свода законов страны гласила, что "император обладает абсолютной властью". Власть передавалась по наследству, предоставляя преимущество мужскому полу.
Главной фигурой в стране был Император, который обладал основными полномочиями в управлении государством. Династия Романовых и их связи оказывали существенное воздействие на императора и формирование политики России. В соответствии с законами того времени, членами правящей династии могли быть только православные, и поэтому представителей других вероисповеданий при вступлении в династию крестили в православную веру.
С 1810 года в России действовал Государственный Совет, консультативный орган, представляющий законодательные идеи императору. Однако окончательное принятие законов оставалось в ведении исключительно императора .
Исполнительная власть сосредотачивалась в руках министерств, не имевших правительства и премьер-министров. Каждый министр отчитывался непосредственно перед императором, что характеризовало имперскую систему. Важнейшие министерства Российской империи в конце XIX - начале XX века включали в себя внутренние дела, военное, иностранные дела, финансы и народное просвещение. Эти министерства создавали значительное количество чиновников, и официальная статистика указывала, что на каждые три тысячи человек населения приходился один чиновник. Это был один из крупнейших бюрократических аппаратов в мире, и низкие заработные платы способствовали коррупции и взяточничеству. Недостатком большого числа чиновников была их неспособность быстро принимать важные решения.
Судебная система страны, начиная с времен Петра I, была под юрисдикцией Сената, который выполнял функции судебной власти, надзора и толкования законов. Несмотря на принципы равенства, суды присяжных и открытости, в реальности законы Российской Империи оставляли простор для адвокатов, и тот, кто мог позволить себе нанять хорошего адвоката, обычно побеждал в судах.
Отдельно следует отметить, что политических преступников (каких угодно) подвергали особой процедуре судопроизводства, особенно после убийства Александра II, когда был принят закон "О поддержании порядка и общественного спокойствия". Согласно этому закону, политические заключенные подвергались рассмотрению не в суде, а административными чиновниками.
Система местного самоуправления базировалась на законах 1860-х годов. Местные органы, такие как земства, занимались исключительно локальными вопросами, такими как строительство дорог и школ. Однако, к началу XX века, функции земств стали ограничиваться бюрократическим аппаратом, который полностью контролировал деятельность местных органов власти .
Система местного самоуправления включала городские органы, такие как Городские Думы, в которые избирались только владельцы домов в городе, и сельские органы, известные как "миры". Со временем, роль местных органов стала уменьшаться, и над ними появлялись новые контрольные организации.
Вопросами внутренней безопасности занимался Департамент полиции, аналог современного Министерства внутренних дел. Полицейская сеть была сложной, но не всегда эффективной в своей работе, как свидетельствуют многочисленные покушения на членов императорской семьи.
В начале XX века численность армии Российской Империи достигла более 900 тысяч человек. Армия оставалась регулярной и формировалась на основе принципа воинской повинности. Повинность касалась всех граждан, но существовали некоторые исключения. От службы в армии освобождались единственные сыновья в семье, кормильцы, учителя и врачи . Несмотря на утверждения о том, что армия России была лучшей в мире, это утверждение вызывает сомнения. Вспоминая русско-японскую войну, видно, что существовали серьезные проблемы в армии и ее управлении. Кроме того, Первая мировая война выявила ограниченность командования, особенно в плане артиллерии, которую командование считало малозначимым видом вооружения. Тем не менее, на практике 75% всех потерь во время войны были связаны именно с артиллерией.
Проблемы, характерные для России в конце XIX века, также нашли свое отражение в экономическом развитии страны в начале XX века. Этот период был свидетелем двух революций и значительного недовольства среди населения. Существуют три точки зрения на экономику этой эпохи.
Первая точка зрения, поддерживаемая имперскими чиновниками и историками, утверждает, что экономика страны развивалась с выдающимися темпами, и "экономическое чудо" конца XIX века должно было оказать долгосрочное положительное воздействие на страну. Однако это мнение далеко не соответствовало реальности.
Вторая точка зрения, связанная с Советским Союзом, утверждает, что экономическое развитие Российской империи было противоречивым и направлено на эксплуатацию бесплатного или очень дешевого труда. В некотором смысле это мнение также содержит элементы правды.
Третья точка зрения, представленная западными исследователями, характеризует экономику Российской империи в конце ее существования как период поздней индустриализации, с отсутствием среднего класса и квалифицированных рабочих.
Если выделить основные черты экономики России того времени, то можно выделить следующие: формирование монополий, сохранение в значительной степени крепостной системы в сельском хозяйстве, полная зависимость экономики от государства и неравномерное развитие различных регионов страны.
Государство предпринимало попытки решить накопившиеся экономические проблемы, в частности с помощью реформы Витте и аграрной реформы Столыпина. Однако эти меры не смогли кардинально изменить ситуацию, и в начале XX века в России наблюдался спад производства и уровня жизни большинства населения. Именно здесь кроется социальный конфликт, который привел к революциям 1917 года.
1.2 Создание Временного правительства
С образованием Петроградского совета и Временного комитета Государственной думы 27 февраля начал складываться сценарий двоевластия. До 1 марта 1917 года Совет и Комитет действовали независимо друг от друга. Однако ночью с 1 на 2 марта начались переговоры между представителями Исполнительного комитета Петроградского совета и Временного комитета Государственной думы о создании Временного правительства. Представители Советов выдвинули условия, согласно которым Временное правительство должно было немедленно объявить о гражданских свободах, амнистии для политических заключенных и о созыве Учредительного собрания. После того, как Временное правительство согласилось выполнить эти условия, Совет принял решение поддержать его. Формирование состава Временного правительства было поручено Временному комитету Государственной думы, и оно было сформировано 2 марта. Временное правительство в России было высшим органом исполнительной и законодательной власти и существовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары. Оно также выполняло законодательные функции. 3 марта Временное правительство обнародовало свой состав, включая 10 министров и 2 главноуправляющих центральными ведомствами. Из этих 10 министров 9 были депутатами Государственной думы. Первыми Временное правительство было признано Францией и Великобританией как "выразитель истинной воли народа и единственное правительство России". В начале марта США, Италия, Норвегия, Япония, Бельгия, Португалия, Сербия и Иран также признали Временное правительство. Председателем Временного правительства и одновременно министром внутренних дел был князь Г.Е. Львов. Другими министрами были П.Н. Милюков (иностранные дела), А.И. Гучков (военные и морские вопросы), А.И. Коновалов (торговля и промышленность), Н.В. Некрасов (пути сообщения), А.А. Мануйлов (народное просвещение), А.И. Шингарев (земледелие), А.Ф. Керенский (юстиция), В.И. Родичев (дела Финляндии), В.Н. Львов (обер-прокурор Св. Синода) и И.В. Годнев (государственный контролер). В итоге, кадеты заняли 7 из 10 ключевых министерских постов, октябристы получили 3 поста, а остальные представители других партий занимали 2 поста. Этот период стал временем "звездного часа" кадетов, которые на короткое время (всего два месяца) оказались у власти. 3 марта Временное правительство опубликовало свою программу деятельности, в которой заявляло о "преемственности власти", стремлении завершить войну "до победного конца" и подтверждало российские союзы с другими странами . Программа также прославляла конституционализм и демократию в стране.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учеб. пособие. М.: Инфра-М; Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997. 269 с.
2. Волобуев П.В. Экономическая политика Временного правительства // Вестник МГУ: Экономика. 2009. №4. С. 18-23.
3. Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. 1996. № 5-6.
4. Вторая половина XIX - XX вв. Курс лекций . Ч. I1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун - т, Екатеринбург, 1995. 243с.
5. Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март- апрель 1917 г.) // Отечественная история. 2001. № 2.
6. Давыдов К. Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти в 1917г. // Исторические исследования. 2009. №8. С. 5-19.
7. Денисенко Т. Политика и власть в момент революции 1917г. // Социология и власть. 2011. №14. С. 15-26.
8. Игнатов В.Г. История государственного управления России. М.: Приор, 2002. 413 с.
9. Измозик B.C. Временное правительство. Люди и судьбы //Вопросы истории. 1994. № 6. С. 34-38.
10. История государственного управления в России: Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1997. 318 с.
11. История политических учений. /Под. ред. проф. О.М. Мартина, М. Юрист, 1994. 405 с.
12. История России в вопросах и ответах. Курс лекций. Учебное пособие. Составитель С.А. Кислицын. Ростов- на-Дону, изд-во «Феникс», 1997. 248 с.
13. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М. 2010. 320 с.
14. Куликов В.И. История государственного управления в России. М. :Изд-кий центр, 2003. 272 с.
15. О волостном земском управлении // Вестн. Времен. правительства. 1917. No 62 (108). 25 мая (7 июня). С. 1.
16. Революция, открывшая новую эру / под ред. Минц И. И. М. 2009. 245 с.
17. Саати М.А. Революция в России. М.: Наука. 2008. 189 с.
18. Сидоров А.Л. Финансовое положение России в годы первой мировой войны (1914-1917). М. 2009. 278 с.
19. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. Отдел первый. № 137. 14 июня 1917 г. Ст. 730. С. 1167-1177.
20. Урванцева Н.П. Власть в период революции // Архив русской революции. 2009. №3. С. 15-19.
21. Шутов А. Ю. Земские выборы в истории России (1864–1917 гг.): Исследование избирательных систем. М., 1997. С. 201–203.
22. Щепетев В.И. История государственного управления в России М.: Юридический центр Пресс, 2004. 592 с.