Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие конкурентоспособности деятельности предприятия 5
1.2. Основы эффективности функционирования предприятия 8
1.3. Основы анализа конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия 10
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИП ГАТИЯТУЛЛИН Р.Л. 16
2.1. Краткая характеристика ИП Гатиятуллин Р.Л. 16
2.2. Анализ показателей финансового предприятия 17
2.3. Оценка финансовых результатов и основных показателей деятельности предприятия 23
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ГАТИЯТУЛЛИН Р.Л. 27
3.1. Анализ обобщающих показателей эффективности и конкурентоспособности предприятия 27
3.2. Оценка частных показателей эффективности и конкурентоспособности предприятия 31
3.3. Направления улучшения эффективности и конкурентоспособности предприятия 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИ-ЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие конкурентоспособности деятельности предприятия
Конкуренция является центром тяжести всей системы рыночных отношений. Конкуренцию ведут продавцы и покупатели между собой для того, чтобы добиться каждый собственной цели за счет их конкурентов. Та цена, которая установилась в ходе ведения данной конкурентной борьбы, выполняет функцию по регулированию спроса и предложения. В ходе соперничества на рынке происходит заключение сделок и изменение доли участия на рынке .
При конкуренции не должны использоваться приемы ведения борь-бы на рынке, которые носят недобросовестный характера. Закон требует от организаций ведение честной, упорядоченного характера конкурентной борьбы.
Ведущаяся борьба за выживание и процветание в условиях рыноч-ных отношений – рыночный закон. Конкуренция вместе с ее противоположностью монополиейсуществует только при определенного рода рыночном состоянии. Разного рода виды конкуренции и монополии находятся в зависимости от определенных показателей рыночного состояния. При этом разделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции. На рынке совершенной конкуренции должны соблюдаться такие условия :
- на данном рынке должно быть представлено большое число компаний-производителей, у каждой из которых имеется незначительный вес в сравнении со всем рыночным объемом;
- барьеров рынка быть на нем не должно, т.е. должны быть только свободные вход и выход на рынок;
- представленные на рынке продукты по собственным характеристикам должны быть однородны;
- на рынке покупатели и потребители должны быть достаточно хорошо осведомленными по поводу рыночных предложений;
- производителями и потребителями могут формироваться собственные решения независимого характера.
В условиях современной экономики на реальных рынках все пред-ставленные выше условия обычно не соблюдаются, в связи с чем рынков со свободной конкуренцией почти не существует.
Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка.
Цель конкурентной борьбы достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. Конкурентная позиция - сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента. Высокая конкурентная позщиция достигается при высоком уровне конкурентоспособности современной организации.
Конкурентоспособность может рассматриваться как способность ор-ганизации эффективно использовать внутренний потенциал в качестве ос-новы для укрепления существующих и формирования новых конкурент-ных преимуществ с целью успешного ведения конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг .
Таким образом, можно дать такое определение: конкурентоспособ-ность фирмы (предприятия) представляет собой возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конку рентного рынка. Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количествен-ных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка.
В экономических литературных источниках «конкурентоспособ-ность» применяют к разным объектам. С экономической точки зрения наиболее значительным является конкурентоспособность товара, предпри-ятия, отрасли, региона и страны. Конкурентоспособность применительна к всякому предмету, к кому бы она не рассматривалось, обозначает потен-циальную или реальную способность данного предмета выдержать конку-ренцию .
Предприятие, выступающее на рынке, как правило, находится в конкурентной среде, т.е. это сам рынок или его часть, где продавцы со-перничают за право реализовывать товары потребителям. Сама среда ха-рактеризуется рыночной деятельностью некоторого числа независимых покупателей и продавцов. Продавцы борются между собой за право и возможность продать свой товар. Покупатели, в свою очередь, могут вести спор между друг другом за право покупки товара. С увеличением участ-ников рынка острее ощущается соперничество между ними.
Решающим фактором успешности организации на рынке, является потребитель, именно он выбирается более подходящий ему товар. На ос-нове выбора покупателей, среди компаний одного сегмента рынка, опре-деляется конкурентная позиция каждой компании.
При наличии конкуренции, организация должна обеспечить свою конкурентоспособность, т.е. способность объекта конкурировать с похо-жими объектами на локальном рынке.
1.2. Основы эффективности функционирования предприятия
Конкурентоспособность современного предприятия связывают с по-нятием эффективности его функционирования. В современных условиях экономики с целью проведения оценки перспектив развития организаций выполняют оценку их эффективности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru.
2. Алашкина Д.С. Система анализа и оценки конкурентного по-тенциала предприятия / Д.С. Алашкина // Экономика и предприниматель-ство. – 2022. - №3. – С.1109-1114.
3. Антелеева Т.А. Система показателей, характеризующих эконо-мическую эффективность деятельности организации / Т.А. Антелеева, К.Р. Шевякова // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизационный аспект: материалы II всероссийской науч.-практ. конференции. - М.: ИД «ИМЦ», 2021. - С.195-198.
4. Галушкина А.И. Эффективная деятельность предприятия / А.И. Галушкина // Экономика и предпринимательство. – 2022. - №4. – С.1211-1216.
5. Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельно-сти предприятия: учебное пособие / Е.Б. Герасимова, М.В. Мельник. – М.: Инфра-М, 2019. – 208с.
6. Коршикова И.С. Понятие и сущность эффективности деятель-ности предприятия / И.С. Коршикова // Перспективы цифровой трансфор-мации науки и образования: сборник научных трудов. – Казань: САН-ТРЕМ, 2023. - С–233-237.
7. Магомадов Э.М. Экономический анализ эффективности дея-тельности предприятия / Э.М. Магомадова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. - №3. – С.171-177.
8. Маккаева Р.С.А. Роль экономического анализа в эффективности управления организацией / Р.С.А. Маккаева, М.А. Эзербиева // Актуаль-ные вопросы современной экономики. - 2021. - №2. - С.15-22.
9. Мочаева Т.В. Экономика организации и менеджмент / Т.В. Мо-чаева. – М.: Инфра-Инженерия, 2022. – 112с.
10. Новиков Д.В. Способы повышения экономической эффективно-сти предприятия / Д.В. Новиков // Аллея науки. - 2021. - Т.1. - №4. - С.398-401.
11. Пыркина С.С. Маркетинговая стратегия как инструмент повы-шения конкурентоспособности организации / С.С. Пыркина // Вестник науки. – 2022. – Т.1. - №11. – С.35-39.
12. Сапрыгина А.А. Оценка эффективности деятельности коммер-ческой организации и пути ее повышения / А.А. Сапрыгина // Приоритет-ные направления инновационной деятельности в промышленности: сбор-ник научных статей V междун. научной конференции. - М.: КОНВЕРТ, 2021. - С.177-179.
13. Сидоркин А.Е. Пути повышения конкурентоспособности орга-низации на рынке / А.Е. Сидоркин, С.Н. Гагарина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №5-3. – С.65-67.
14. Столярова А.Н. Методы и методики комплексной оценки эко-номической эффективности деятельности организации / А.Н. Столярова, М.А. Пономарева // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: сборник научных трудов. - Майкоп: Электронные издательские тех-нологии, 2021. - С.388-397.
15. Турысбекова Р.К. Основные аспекты оценки и анализа эффек-тивности финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Р.К. Туры-сбекова // Приднепровский научный вестник. – 2023. – Т.2. - №4. – С.3-7.
16. Шеркунов А.В. Конкурентоспособность: сущность, значение, пути повышения конкурентоспособности / А.В. Шеркунов // Развитие со-временной экономики: актуальные вопросы теории и практики: Сборник статей III Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвеще-ние, 2022. – С.99-101.