Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время реализуется стратегическая задача превращения Китая в глобальную торговую державу. В целях решения этой главной стратегической задачи необходимо расширение экономического обмена, прежде всего, с одним из главных торговых партнеров- Европой, в том числе значительное увеличение экспорта китайских товаров. Эта задача не противоречит стратегическому курсу КНР - переориентации на внутренний рынок в связи с провозглашенной сменой модели экономического развития. Наоборот, она рассматривается как средство, позволяющее увеличить производство и традиционных товаров (ширпотреба) и современной продукции (информационных высоких технологий), и таким образом поднять платежеспособный спрос населения.
Усиление ориентации на Европу приобретает для Китая особое значение в условиях обострения геополитического и экономического соперничества с США. К тому же сухопутная транспортная сеть, соединяющая Китай с западной частью евразийского континента, уже сейчас не соответствует растущим запросам КНР и, очевидно, еще меньше будет удовлетворять их в будущем. Поэтому первостепенной задачей Китая является ее наращивание и модернизация.
Главным средством реализации данной стратегической задачи является создание условий для безопасного и беспрепятственного транзита товаров на рынки Европы, России, Центральной Азии (ЦА) и государств Ближнего и Среднего Востока. В этих целях необходимо активное развитие транспортно-логистической инфраструктуры для обеспечения транзита товаров, формирование устраивающего Китай преференциального торгового режима при сопутствующем росте объемов торговли с государствами-соседями.
В этих условиях и появилась проект «Один пояс и один путь» (ОПОП), как предложение объединённых проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века». Собственно, долгосрочное видение китайского проекта заключается в создании экономического сухопутного пояса и морского пути «Один пояс и один путь», вовлекая по существу весь Евразийский континент, соединяющий Азию, Европу и Африку в более тесную торговую и инвестиционную интеграцию с Китаем.
Активное участие китайской дипломатии в преодолении сирийского кризиса стало важным этапом общего усиления роли КНР на Ближнем Востоке. Нынешняя политика Пекина направлена на стабилизацию положения в регионе. Она опирается на качественно возросшие экономические возможности, обладает наступательным потенциалом и способствует выдвижению КНР в центр событий, определяющих дальнейшее политическое развитие ближневосточного процесса. В ходе сирийских событий происходит изменения статуса Китая: из категории крупных участников он перемещается на положение одного из лидеров урегулирования в Сирии. Этому способствуют уникальные возможности, приобретенные Китаем в предшествующий период в результате быстрого подъема китайско-сирийского сотрудничества в политической, торгово-экономической и военной областях.
Среди ближневосточных партнеров КНР Сирия (Сирийская Арабская Республика, САР) занимает особое место. Сотрудничество с этой страной стало незаменимым «подспорьем» для решения широкого комплекса стратегических задач, стоящих перед Китаем в указанном регионе. В конце 1980-х годов и далее — по мере сокращения участия России в сирийских и ближневосточных делах — Китай предпринял ряд шагов с тем, чтобы повысить уровень своих политических отношений с САР. Наряду с активизацией политических связей, Пекин поэтапно развернул торгово-экономическое сотрудничество, произвел ряд важных военных поставок, в том числе относящихся к технологии создания баллистических ракет ближнего и среднего радиуса действия. Однако эти поставки противоречили международному режиму нераспространения ракетных технологий и были прекращены по настоянию США.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть два аспекта исследуемого вопроса:
1) динамику двусторонних китайско-сирийских отношений и некоторые особенности их развития в условиях сирийского кризиса;
2) специфику антикризисной дипломатии КНР в Ближневосточном регионе.
1. Проект «Один пояс. Один путь»: особенности и история развития
Проект ОПОП не является уникальным, это часть общей политики Китая на пространстве Евразии. Причем главную стратегическую роль несет сухопутный проект «Экономического пояса Шёлкового пути» (ЭПШП).
Все более заметной и незаменимой становится «мягкая сила» во внутренней и внешней политике государств. В 2013 г. Китай предложил миру совместно построить «Один пояс — один путь», что получило широкий отклик. Китай испокон веков уделял пристальное внимание развитию отношений с другими странами на основе «мягкой силы», хотя сам термин появился гораздо позднее, чем само явление, — лишь в 1990 г., и принадлежит профессору Джозефу Наю .
Кроме экономической выгоды Китай ставит целью получение с помощью инструментов «мягкой силы» понимания и признания народами стран Нового шелкового пути значимости проекта, а также формирование общественного мнения и социальную поддержку регионального и глобального сотрудничества. Предложенная Китаем инициатива «Один путь и один пояс» уже сейчас дает положительный результат. Согласно независимым аналитическим отчетам, в течение четырех лет больше ста стран и международных организаций разным образом включились в строительство «Одного пояса и одного пути», обеспечившего широкий консенсус в международном сотрудничестве . Вместе с тем в связи с грандиозностью и сложностью проекта в ходе его реализации страна сталкивается с немалыми препятствиями и сложными проблемами . Это обстоятельство заставляет ученых разных направлений (экономистов, политологов, специалистов в области связей с общественностью, теоретиков СМИ) обратиться к анализу первых итогов широкомасштабного проекта.
Анализ популярных статей о проекте помог рас¬крыть концепцию «Одного пути и одного пояса», ко¬торая опирается на идеи конфуцианского учения, в частности на постулаты книги «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), например, такие: «Если люди находят¬ся далеко (иноплеменники) и не признают тебя, привлекай их плодами гражданского управления и вос¬питанием народа» . На основе этой ценности страна надеялась просвещать окружающие страны и весь мир, дать им возможность принять китайскую цивилизацию и конфуцианскую идею.
Анализ многочисленных публикаций, посвящен¬ных реализации проекта «Один пояс — один путь» по¬казал, что и сегодня по-прежнему действует принцип: необходимо сначала совершенствовать себя, чтобы убедить других, не только жителей Китая, но и лю¬бой другой страны. Но проект покрывает большин¬ство стран мира, где часто не совпадают интересы национальных, религиозных, культурных и социаль¬ных структур разных стран, на этой почте постоянно возникают всевозможные конфликты, которые от¬ражаются в анализируемых СМИ. К тому же, сопер¬ничество больших держав в данном районе делает противоречие, борьбу идеологии и интересов этих стран особенно острыми. Ключом к формированию «мягкой силы» в информационную эпоху для одной страны оказывается способность быть убедитель¬ным, рассказывая о проекте, и тем
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. «Один пояс, один путь»: полный текст речи Си Цзинь- пина.— URL: http://inosmi.ru/politic/20170519/239391693. html
2. «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». Документ Госкомитета по делам развития и реформ, Министерства иностранных дел и Министерства коммерции КНР (издано с санкции Госсовета КНР). 28.03.2015. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1254925.shtml
3. Kingsley Ighobor. China in the heart of Africa. Opportunities and pitfalls in a rapidly expanding relationship. URL: http://www.un.org/africarenewal/magazine/january-2013/ china-heart-africa
4. New Silk Road: Investors plan their journey // The World Today. December 2015, Volume 71, Number 6. URL: https://www.chathamhouse.org/publication/twt/new-silk-roadinvestors-plan-their-journey
5. Starr S., Frederick. A ‘Greater Central Asia Partnership’ for Afghanistan and Its Neighbors /Central Asia–Caucasus Institute & Silk Road Studies Program – A Joint Transatlantic Research and Policy Center. Johns Hopkins University–SAIS // Silk Road Paper (Wash.). 2005. March. P. 6.
6. Анализ политических препятствий в процессе ре¬ализации «Один пояс — один путь».— URL: http://study. ccln.gov.cn/fenke/zhengzhixue/zzjpwz/zzgjzz/224648.shtml
7. Белов С.С. Китайский фактор в экономических процессах Таможенного союза ЕврАзЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://vatop.ru/docs/100/mdex6544904.html
8. Вести-Финанс. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.vestifinance.ru/articles/55259
9. Документ «Прекрасные перспективы и практические действия...»
10. Дух «Шелкового пути»: новая глава через древность и современность. URL: http://russian.people.com.cn/95181/8546618.html.
11. Китаю и Казахстану нужно создать "экономический коридор Шелкового пути" — председатель КНР Си Цзиньпин. URL: http://russian.news.cn/china/2013–09/07/c_132700808.htm;
12. Комментарий: совместно построить новый "морской Шелковый путь». URL: http://russian.people.com.cn/31520/8417089.html.
13. Лунь Юй. 16-я глава; Раздел «Родство Цзи»; «Цзи идёт войной на Чжуан Юй» / Юй Лунь.— Чанчунь, 2016
14. Лю Цзяньфэй. «Один путь — один пояс» — это путь участия Китая в глобальном управлении / Цзяньфэй Лю.— URL: http://world.people.com.cn/n1/2016/1126/c1002— 28897749.html
15. МИД КНР: Совет государственной безопасности будет учрежден с целью улучшения системы и стратегии национальной безопасности. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8455927.html.
16. Най Д. «Мягкая сила» / Д. Най.— Пекин, 2013
17. О динамике экономических процессов в нынешнем Китае и роли в них «политики открытости» см. например: Портяков В. Трансформация модели экономического роста в КНР: современные тенденции и перспективы, // Пробл. Дальнего Востока. № 4. 2014. С. 55–67.
18. Отец «мягкой силы»: Китай должен улучшить «спо¬собность страны рассказывать историю».— URL: http:// politics.people.com.en/n/2013/1224/c70731—23930952. html
19. РСМД. Новый Шелковый путь: стратегические интересы России и Китая. Интервью с Чжао Хуашэном. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2883&active_id_13=64#top
20. Си Цзинпинь выступил с речью в «Назарбаев Универ¬ситет» в Казахстане.— URL: http://www.gov.cn/ldhd/2013— 09/07/content_2483425.htm
21. Си Цзиньпин посетил выставку "Путь возрождения" в Пекине. 30/11/2012. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8041475.html; "Chinese dream" resonates online after Xi's speech. -30.11.2012. URL: http://en.people.cn/90882/8041941.html; Открытие предстоящих сессий ВСНП и ВК НПКСК станет стимулирующей силой для осуществления "Китайской мечты" — достижения великого возрождения китайской нации. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8135452.html.
22. Си Цзиньпин чуси чжунъян вайши гунцзо хуйи бин фабяо чжунъяо цзянхуа [Си Цзиньпин принял принял участие в Центральном рабочем совещании по иностранным делам и выступил с важной речью]. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_chn/wjdt_611265/gjldrhd_611267/t1215440.shtml; http://news.xinhuanet.com/english/china/2014–11/30/c_133822694_2.htm.
23. Си Цзиньпин. Совместное создание «Морского шёлкового пути XXI в.».— URL: http://news.cnr.cn/special/ xjp4/zb/zy/201310/t20131003_513743233.shtml
24. Си Цзиньпин: Китай будет продвигать дружеские отношения с сопредельными странами. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8437415.html.
25. Син Яньцзюнь. Аналитический отчёт об инициа¬тиве «Один путь и один пояс» / Яньцзюнь Син.— URL: https://xueqiu.com/4230469122/85656656
26. Сыроежкин К.Л. Присутствие Китая в Центрильной Азии: интересы, достижения, проблемы // Китай на постсоветском пространстве. Сб. докладов. / РИСИ. М.: РИСИ, 2012. С. 66-67
27. Чэн Хао. Си Цзиньпин выписал «китайский рецепт» для мировой экономики / Хао Чэн.— URL: http://russian. china.org.cn/exclusive/txt/2017—01/23/content_40159674. htm