Фрагмент для ознакомления
2
Проблема психологических характеристик профессионального самоопределения в юности является относительно разработанной в психологии. Исследования в этой области позволяют лучше понять процессы, связанные с выбором профессии и формированием профессиональной идентичности у молодых людей. Профессиональное самоопределение играет важную роль в жизни каждого человека, особенно в период юности. В юношеском возрасте молодые люди начинают задумываться о своем будущем, выборе профессии и достижении успеха.
Психологические характеристики профессионального самоопределения в юности являются актуальной и важной темой исследования. В современном обществе, где профессиональные возможности и выбор карьеры становятся все более разнообразными, необходимо понять, какие факторы влияют на процесс профессионального самоопределения у молодежи.
Цель исследования: выявление психологических характеристик, которые влияют на профессиональное самоопределение в юности.
Задачи исследования:
1. Изучение современного состояния профессионального самоопределения в юности.
2. Анализ психологических факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения в юности.
3. Выявление взаимосвязи между психологическими характеристиками и профессиональным самоопределением в юности.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение в юности.
Объект исследования: психологические характеристики, которые влияют на этот процесс.
Гипотеза исследования: между психологическими характеристиками подростков и выбором профессионального пути, который они совершают существует взаимосвязь.
Теоретическая значимость: Данное исследование поможет расширить понимание процесса профессионального самоопределения в юности и выявить ключевые психологические характеристики, которые на него влияют. Результаты исследования будут полезны для психологов, педагогов и других специалистов, работающих с молодежью, а также для разработки программ и методик, направленных на поддержку и развитие профессионального самоопределения в юности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОСТИ.
1.1 Феномен профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе
Термин «самоопределение» рассматривается как выбор обучающимися собственной роли и позиции в структуре общественных отношений, обосновывающей их включенности в данную структуру на основе уже сформированных потребностей и личностных интересов [26, с.108].
Самоопределение – это процесс, в котором личность реализует свой выбор, основываясь на осознании и соотнесении личных потребностей, а также имеющихся возможностей и способностей с запросами общества, что и определяется системой его ценностных ориентиров. Это сам процесс и его результат поиска его общественного, профессионального и личностного статусов в жизни.
Попытка создания общего подхода была предпринята Г.П. Никовым. Его подход, который исходит из характеристики самоопределившейся личности, означает действия, осуществляемые на основе собственных убеждений, ценностей и жизненных целей. Такая личность является самостоятельной и независимой, принимает осознанные решения и не опирается на внешние влияния для своего развития.
В противовес этому подходу, Р. Бернс, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс считают основным компонентом в осознании сути самоопределения самоотношение человека, от которого зависит его взаимоотношения с окружающими [26, с.125]. При этом они подчеркивают. Что в зависимости от того,каким образом складывается система отношений, зависит самоопределение и социальная личностная активность.
Другой подход выдвинули Э.Д. Днепров, Е.В. Малкина и Л.Ю. Мургазаянова и др., они описывают термин «самоопределение» как независимый этап социализации, в основе которого индивид приобретает психологическую готовность к созиданию. Они соотносят самоопределение с пониманием и осознанием личностью своих собственных возможностей.
В общем виде под самоопределением личности понимается осознанный акт выявления и подтверждения личной позиции в проблемных ситуациях, ключевой механизм становления зрелой личности, обоснованный осознанным выбором человека своего места в многообразной структуре общественных взаимоотношений.
Феномен профессионального самоопределения является одним из ключевых понятий в психолого-педагогической литературе, поскольку он связан с процессом выбора и определения своей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение представляет собой комплексный процесс, включающий в себя осознание личностью своих интересов, ценностей, способностей и предпочтений в сфере трудовой деятельности, а также выбор профессии, соответствующей этим характеристикам [9, с.62]. Этот процесс включает в себя самоанализ, осознание внутренних мотиваций и целей, изучение внешних возможностей и требований профессий, а также принятие решений по определению своего профессионального пути.
В психолого-педагогической литературе феномен профессионального самоопределения исследуется с разных точек зрения [30, с.307]. Например, психологи изучают влияние мотивации, самооценки, личностных характеристик и различных факторов на процесс самоопределения. Педагоги занимаются разработкой методов и технологий, направленных на помощь студентам и школьникам в процессе выбора профессии и самоопределения.
Одной из наиболее известных теорий самоопределения является теория Дж. Холланда, которая предлагает шесть типов личностей и шести основных видов профессий, соответствующих этим типам.
Теория самоопределения Голланда, также известная как теория профессионального выбора Голланда, разработана американским психологом Джоном Голландом в 1959 году. Эта теория в основном фокусируется на связи между личностью человека и выбором профессии, который он совершает.
Основное предположение теории состоит в том, что каждый человек имеет определенную личностную структуру, которая определяет его предпочтения, интересы и наклонности в выборе профессии [19, с.52]. Холланд идентифицирует шесть типов личности, которые он называет Реалистами (Realistic), Интеллектуалами (Investigative), Художниками (Artistic), Социалами (Social), Предприимчивыми (Enterprising) и Конвенциональными (Conventional).
1. Реалисты (Realistic): Люди этого типа предпочитают физическую работу, такую как строительство, механика или сельское хозяйство. Они отличаются практичностью, физической силой и обладают реалистическим этическим восприятием мира.
2. Интеллектуалы (Investigative): Этот тип личности ориентирован на исследования и анализ. Они часто выбирают научные или академические профессии, такие как исследователь, инженер или ученый. Интеллектуалы любят решать сложные проблемы и искать новые знания.
3. Художники (Artistic): Личности этого типа обладают творческой и художественной натурой. Они выражают себя через искусство, музыку, дизайн или писательство. Художественные личности стремятся к самовыражению и оригинальности.
4. Социалы (Social): Этот тип личности заинтересован в помощи другим людям и заботе о них [3, с.82]. Они выбирают профессии в области социального обслуживания, медицины или психологии. Социальные люди обладают внимательностью к другим и эмоциональным интеллектом.
5. Предприимчивые (Enterprising): Предприимчивые личности обладают организаторскими способностями и лидерскими качествами. Они отличаются активностью, энергичностью и предприимчивостью. Часто выбираются в качестве менеджеров, предпринимателей или продавцов.
6. Конвенциональные (Conventional): Личности этого типа предпочитают упорядоченность, правила и стандарты. Они привлекаются к работам, требующим организационных навыков и структурирования информации. Конвенциональные люди часто работают в области бухгалтерии, банковского дела или административной работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова, Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте : практическое пособие / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 126 с.
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 394 с.
3. Астапов, В. М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов, Е. Е. Вакнин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 273 с.
4. Бельницкая, Е. А. Методиеская система работы учителя химии по профориентации учащихся в условиях профильного обучения / Е. А. Бельницкая, Е. Я. Аршанский // Вестник МГИРО. – 2019. № 3 (39). – С. 3-11.
5. Бельницкая, Е. А. Профессиональная ориентация на уроках химии в профильном обучении / Е. А. Бельницкая, Е. Я. Аршанский // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 4. – С. 45-48
6. Блинов, В. И. Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 133 с.
7. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
8. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
9. Володина, Ю. А. Психология профессионального самоопределения подростков и юношей : учеб. пособие / Ю. А. Володина. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2022. – 200 с.
10. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
12. Геронтопсихология : учебное пособие: для студентов вуза, обучающихся по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» / О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. – 131 с.
13. Детская и подростковая психотерапия : учебник для вузов / Е. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией Е. В. Филипповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 432 с.
14. Елисеева, Л. Я. Педагогика и психология планирования карьеры : учебное пособие для вузов / Л. Я. Елисеева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 242 с.
15. Зверева, Н. В. Патопсихология детского и юношеского возраста : учебное пособие для вузов / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримулина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 222 с.
16. Зверева, Н. В. Патопсихология детского и юношеского возраста : учебное пособие для вузов / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримулина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 222 с.
17. Клюева, Н. В. Этика в психологическом консультировании : учебник для вузов / Н. В. Клюева, Е. Г. Руновская, А. Б. Армашова ; под редакцией Н. В. Клюевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 186 с.
18. Козловская, С. Н. Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов : монография / С. Н. Козловская. – Москва : ИНФА-М, 2022. – 145 с.
19. Кропивянская, С. О. К вопросу об эффективности профориентацинной работы в современной школе / С. О. Кропивянская // Школа и производство. – 2020. – № 5. – С. 49-57.
20. Мальцев, А. В. Профориентация в современной школе: взгляд учителя / А. В. Мальцев, Т. И. Касьянова, О. В. Закревская // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2021. –Т. 27. – № 4. – С. 206-218.
21. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
22. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
23. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 352 с.
24. Новые форматы профориентационной работы и продвижения рабочих профессий : сборник методических материалов / под редакцией М. А. Галаниной, Н. В. Бочановой, О. Ю. Чайкиной. – ТюменЮ : типография «Маяк», 2019. – 113 с.
25. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
26. Панина, С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник и практикум для вузов / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 363 с.
27. Подольский, А. И. Диагностика подростковой депрессивности : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева, П. Г. Хейманс. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 174 с.
28. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
29. Професииональное самоопределение – дорогав постиндустриальный мир : монграфия / авторы-составители В. М. Жураковский, В. Г. Мартынов, А. А. Туманов. – Москва : РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 2021. – 162 с.
30. Пряжников, Н. С. Профориентология : учебник и практикум для вузов / Н. С. Пряжников. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 405 с.
31. Психология молодежи / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, В. И. Бондин [и др.]. – Москва : РУСАЙНС, 2020. – 404 с.
32. Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. – 318 с.
33. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 413 с.
34. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
35. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
36. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : практикум / составитель Э. М. Ахмедова. – Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. – 120 с.
37. Сергеев, И. С. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи / И. С. Сергеев [и др.]. – Москва : Перо, 2019. – 20 с.
38. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 406 с.
39. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 201 с.
40. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.
41. Чвякин, В. А. К вопросу о профессиональном самоопределении подростков и старших школьников. Монография / В. А. Чвякин, А. С. Филонова, Н. Ю. Григорьев. – Москва : Мир науки, 2019. – 22 с.
42. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
43. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.