Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Уникальное геополитическое и географическое положение России – это фундаментальные факторы, обуславливающие необходимость экономического развития предприятий морского транспорта в целом, и морских терминалов в частности. В настоящее время обозначилась необходимость удовлетворения потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования и развития инновационной инфраструктуры морских портов.
В данной работе рассматриваются некоторые пути решения задачи повышения эффективности логистических операций примере морского контейнерного терминала ООО «НУТЭП».
Проведенный анализ текущего состояния транспортного обслуживания в морских терминалах Азово-Черноморского бассейна говорит о перспективности развития и наличия потребности в повышении эффективности портовой хозяйственной деятельности.
Анализ объемов грузовой переработки во многих морских портах РФ говорит о растущей потребности в контейнерных перевозках.
С учетом современных реалий степень проработанности данной тематики явно недостаточна для претворения в жизнь уже запланированной Стратегии развития транспорта до 2030 г.
В этой связи актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.
Цель данной работы заключается в создании эффективной системы транспортного обслуживания в морских портах на примере контейнерного терминала ООО «НУТЭП» .
Научная новизна данной работы заключается в системном подходе к разработке механизмов повышения эффективности транспортного обслуживания в морских портах.
Предметом исследования данной работы является оператор морского терминала – предприятие ООО «НУТЭП».
Объект исследования – транспортное обслуживание в морских портах и пути повышения его экономической эффективности.
Теоретическая и практическая значимость данной курсовой работы заключается в выработке конкретных рекомендаций по повышению эффективности транспортного обслуживания на примере контейнерного терминала ООО «НУТЭП».
В процессе достижения поставленной цели нами были последовательно решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы оценки экономической эффективности транспортного обслуживания в морских портах;
- выполнен анализ основных подходов и методов к оценке экономической эффективности транспортного обслуживания;
- рассмотрены и проанализированы ключевые вопросы, связанные с механизмом расчета показателей эффективности транспортного обслуживания в морском порту на примере контейнерного терминала ООО «НУТЭП»;
- проведена оценка существующего транспортного обслуживания на контейнерном терминале ООО «НУТЭП» и намечены методы ее совершенствования;
- проведена оценка вложений в инвестиции, направленные на совершенствование транспортного обслуживания в морском порту;
- рассмотрены основные вопросы, связанные с оптимизацией распределений ресурсов при выполнении транспортного обслуживания в разных условиях работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Понятие транспортного обслуживания и методические основы оценки его эффективности
1.1. Морской порт как узловой субъект транспортного обслуживания экономики
Согласно Федерального закона №261-ФЗ от 8 ноября 2007 года под морскими портами понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания (КТМ).
В соответствии с КТМ под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Объекты инфраструктуры морского порта – это здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании;
Морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров [19, с.29]
Оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.
Транспортное обслуживание является одним из основных видов деятельности любого морского терминала.
Для оценки экономической эффективности транспортного обслуживания можно применить следующую систему показателей.
1. Выполнение погрузо-разгрузочных работ. Показатели:
1.1. Интенсивность обработки транспортных средств
1.2. Скорость обработки транспортных средств
1.3. Надежность и регулярность выполнения перегрузочных работ
2. Уровень сохранности груза в порту
3. Оформление документов, касающихся прихода-отхода судов, приема и отправки грузов, таможенных формальностей.
4. Уровень претензий.
5. Эффективность взаимодействия со смежными видами транспорта.
6. Квалификация персонала.
Морской порт (МП) является важнейшим хозяйствующим субъектом транспортной системы страны [21, с. 12].
Морские порты являются ключевым звеном транспортной системы РФ и представляют собой крупный транспортный узел с комплексом сооружений и устройств [20, с.24]. Основные функции МП заключаются в следующем:
- обеспечение необходимых условий для надлежащей стоянки судов;
- обеспечение быстрой и удобной обработки грузов и их хранение, подготовка и комплектация;
- обслуживание находящихся в порту судов.
Рассмотрим особенности функционирования операторов морских терминалов, как одной из составляющих транспортной системы России.
Современные морские терминалы отличаются наличием сложных перегрузочных комплексов и достаточно развитой инфраструктурой.
Осуществление сложных производственно-технологических процессов с использованием высокомеханизированной или автоматизированной обработки транспортных средств (судов, вагонов, автомобилей) является повседневной деятельностью современных предприятий данного типа.
В настоящее время экономическая деятельность современных портов, настолько диверсифицирована, что зачастую они трансформируются в центры международной торговли.
В современном мире условия хозяйствования меняются очень быстро. Каждый вид транспорта, который проходит грузовую обработку в современных морских терминалах постоянно модернизируется и совершенствуется. Это дает определенный толчок к технологическому развитию и совершенствованию эксплуатационной деятельности морских портов.
Обязательным условием эффективного функционирования порта, как предприятия морского транспорта, является поддержание портовых сооружений в работоспособном состоянии в условиях непрерывной эксплуатации.
Грузооборот морских терминалов постоянно растет: 1985 г. – 5 миллиардов тонн, 1995 г. – 7 миллиардов тонн, 2005 г. – 10 миллиардов тонн, 2022 г. – 65-75 миллиардов тонн.
Отметим, что грузооборот растет - не только за счет увеличения транспортировки традиционных грузов, таких как нефть, железная руда, зерно, уголь, минеральные удобрения, природный газ и другие, но и за счет появления новых, таких как: сжиженные газы, нефтепродукты, химические и контейнерные грузы.
В настоящее время в мире насчитывается значительное число морских терминалов: Европа – 573 порта, Северная Америка – 302, Южная Америка – 103, Юго-Восточная Азия и Австралия – 322, Ближний Восток – 97, Африка – 131, Страны СНГ и Балтии – 26, Россия – 44 порта.
В Российской Федерации в настоящее время имеется 44 морских грузовых терминалов.
Правильная оценка потребностей Российской Федерации в перевозках грузов и пассажиров является фундаментом для осуществления модернизации всей транспортной системы страны и ее перехода на использование новых инновационных технологий.
Кроме того, крайне важно решить следующие основные задачи:
- выполнить оценивание ускорения развития транспортной системы;
- оценить координацию развития всех видов транспорта при оказании транспортных услуг. Отметим, что в последнее время довольно быстрыми темпами развиваются мультимодальные перевозки с участием нескольких видов транспорта;
- оценить общие закономерности развития транспортных систем. Перспективы развития транспортной системы являются привлекательным фактором для привлечения дополнительных инвестиций.
С учетом программы «Модернизация транспортной системы России 2002-2030г.» в районе г. Новороссийска (Южная Озереевка) уже создан комплекс для перевалки нефти казахстанских и российских месторождений мощностью первой очереди 15 млн. тонн в год с перспективой до 60 млн. тонн.
Что касается сухогрузов, порты Южного бассейна увеличили переработку таких грузов, как: металлы и зерно.
В Южном регионе России основными портами являются: Новороссийск, Туапсе, Тамань и др.
В данной работе нами будут рассмотрены основные вопросы, связанные с повышением эффективности транспортного обслуживания на примере оператора морского контейнерного терминала ООО «НУТЭП».
1.2. Оценки качества транспортного обслуживания в морском порту и пути его повышения
Правильная оценка экономической эффективности является залогом повышения конкурентоспособности услуг, оказываемых предприятиями морского транспорта.
Как уже было отмечено выше, в общем виде морской терминал представляет собой специально построенное и оборудованное на побережье предприятие, предназначенное для укрытия, погрузки-выгрузки и обслуживания флота.
В современных условиях морской терминал – это сложная транспортно-производственная система, которая включает в себя предприятия и организации различных форм собственности.
Морской терминал обеспечивает и реализует:
- комплекс административных и коммерческих функций, связанных с перемещением товаров внешней и внутренней торговли с сухопутных видов транспорта на морские суда, и обратно;
- обслуживание пассажиров, морских судов и других транспортных средств, обеспечением экономической, экологической и других видов безопасности государства, включая безопасность морского торгового мореплавания.
В свою очередь морской терминал - это сложная система, которая характеризуется следующими особенностями [14, c. 31]:
1. Многообразие структуры элементов, таких как терминалы, хозяйства, участки, службы и т.д.
2. Многосвязность элементов - производственная и экономическая системы терминала, характеризуются множеством связей между элементами структуры.
3. Динамичность системы – производственно-экономическое состояние системы непрерывно изменяется, под воздействием множества внешних и внутренних воздействий.
4. Многокритериальность – влияние различных критериев, их оценка на характеристику системы в целом.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на функционирование морского терминала и эффективность его хозяйственной деятельности.
Данные факторы могут быть как внутренние, так и внешние.
Основные факторы, влияющие на эффективность функционирования морского терминала представлены в табл. 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеенко, А. Е. Обоснование средств механизации и технологии перегрузочных работ / А. Е. Алексеенко // Логистика - евразийский мост : Материалы XVI Международной научно-практической конференции, Красноярск-Енисейск, 28 апреля – 01 2021 года. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. – С. 215-219. – EDN JLPPRI.
2. Антонова, Е. И. Модель перегрузочных процессов при организации грузовых работ на контейнерном терминале / Е. И. Антонова, И. А. Васильев // . – 2019. – № 59. – С. 149-157. – EDN CBSBQX.
3. Бабенков, В. И. Математическая модель функционирования транспортно-технологических систем воинских перевозок во внепортовых условиях / В. И. Бабенков, Ю. Д. Кравец, Д. Ю. Кравец // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. – 2020. – № 3-4(141-142). – С. 25-31. – EDN VCGWXR.
4. Берлин, Н. П. Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных и складских работ на железнодорожном транспорте : учебное пособие / Н. П. Берлин, В. Я. Негрей, Н. П. Негрей ; Министерство образования Республики Беларусь. – Гомель : Учреждение образования "Белорусский государственный университет транспорта", 2010. – 227 с. – ISBN 978-985-468-803-9. – EDN RBRFRJ.
5. Валькова, С. С. Технология и организация перегрузочных процессов : по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», для обучающихся по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов», уровень образования - «бакалавриат» / С. С. Валькова, В. Е. Вальков ; ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ; Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет. – Владивосток : Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 2022. – 160 с. – ISBN 978-5-88871-755-4. – EDN GMJGBM.
6. Володькин, П. П. Совершенствование технологии и организации перегрузочных процессов в транспортных узлах с использованием автомобильного транспорта / П. П. Володькин, Е. В. Киселева, О. А. Широкорад. – Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет, 2023. – 132 с. – ISBN 978-5-7389-3644-9. – EDN GEEWNT.
7. Зиновьев, В. Е. Особенности проведения погрузочно-разгрузочных и складских работ с различными грузами : учебное пособие / В. Е. Зиновьев. – Ростов-на-Дону : Ростовский государственный университет путей сообщения, 2005. – 60 с. – EDN WIZXRJ.
8. Зиновьев, В. Е. Принципы подбора средств механизации для повышения производительности погрузо-разгрузочных работ / В. Е. Зиновьев, К. С. Фисенко // Транспорт: наука, образование, производство : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 20–22 апреля 2020 года. Том 3. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2020. – С. 329-332. – EDN FPRSBB.
9. Зуб, И. В. Модель организационно-технических мероприятий по техническому обслуживанию портового перегрузочного оборудования / И. В. Зуб, Ю. Е. Ежов // Имитационное и комплексное моделирование морской техники и морских транспортных систем (ИКМ МТМТС-2019) : Пятая международная научно-практическая конференция. Труды конференции, Санкт-Петербург, 10 июля 2019 года. – Санкт-Петербург: Издательство "Перо", 2019. – С. 63-67. – EDN WNYDHU.
10. Зуб, И. В. Организационно-технические мероприятия на терминале, обеспечивающие скорость обработки транспортных средств / И. В. Зуб, Ю. Е. Ежов // Логистика: современные тенденции развития : Материалы XVII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 12–13 апреля 2018 года. Том Часть 1. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, 2018. – С. 190-193. – EDN XZNHUT.
11. Кузнецов, А. Л. Анализ оптимизационных стратегий складирования контейнеров / А. Л. Кузнецов, А. Д. Семенов, А. З. Боревич // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. – 2019. – Т. 11, № 5. – С. 803-812. – DOI 10.21821/2309-5180-2019-11-5-803-812. – EDN ZYVKOL.
12. Кузнецов, А. С. Сравнительная оценка эффективности различных вариантов организации транспортировки зерна от зерноуборочных комбайнов. (ФРГ) / А. С. Кузнецов // . – 2005. – № 2. – С. 441. – EDN HUTPOJ.
13. Куренков, П. В. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление / П. В. Куренков, А. Ф. Котляренко. – Самара : Самарская государственная академия путей сообщения, 2003. – 634 с. – ISBN 5-901267-36-2. – EDN TUSPDT.
14. Ларионова, К. М. Анализ организации перегрузочных работ в порту / К. М. Ларионова // Актуальные аспекты и приоритетные направления развития транспортной отрасли : материалы молодежного научного форума студентов и аспирантов транспортных вузов с международным участием, Санкт-Петербург, 14–15 ноября 2019 года. – Моска: Издательство "Перо", 2019. – С. 92-95. – EDN GCTEWL.
15. Мерганов, А. М. Сопоставление вариантов перевозки тарно-штучных грузов / А. М. Мерганов // . – 2020. – № 11-2(80). – С. 19-21. – DOI 10.32743/UniTech.2020.80.11-2.19-21. – EDN OPIVXY.
16. Панов, С. И. Совершенствование скалярного управления частотно-регулируемого асинхронного электропривода с улучшенными динамическими характеристиками / С. И. Панов, В. И. Рубцов // Символ науки: международный научный журнал. – 2017. – № 5. – С. 41-48. – EDN YUMZCB.
17. Производство погрузочно-разгрузочных работ. Терминалы / Н. П. Берлин, В. Я. Негрей, Н. П. Негрей, В. Н. Кирик ; Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный университет транспорта. – Гомель : Учреждение образования "Белорусский государственный университет транспорта", 2014. – 502 с. – ISBN 978-985-554-350-4. – EDN HDQDAC.
18. Садкина, В. А. Характеристика контейнерных перегрузочных терминалов на направлении Китай - Европа / В. А. Садкина, Н. В. Куклева // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2022. – Т. 1. – С. 149-153. – EDN QYPDHX.
19. Система мониторинга и управления швартовными операциями в составе технологического процесса эксплуатации перегрузочного комплекса на морской составляющей терминала / С. И. Биденко, Г. А. Зеленков, В. В. Устинов, Е. В. Хекерт // Морские интеллектуальные технологии. – 2018. – № 4-2(42). – С. 104-114. – EDN SMDAIR.
20. Титов, А. В. Создание методологии технического и технологического оснащения транспортных терминалов / А. В. Титов, М. С. Турпищева // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2006. – № 2(31). – С. 91-94. – EDN JPIWJV.
21. Устинов, В. В. Имитационная модель техносферы порта / В. В. Устинов, В. В. Попов // Транспортное дело России. – 2012. – № 3. – С. 75-82. – EDN QYRCPZ.
22. Файзрахманов, Р. А. Оценка качества выполнения упражнений на компьютерном тренажере перегрузочной машины с использованием нечетких множеств / Р. А. Файзрахманов, И. С. Полевщиков // Инженерный вестник Дона. – 2012. – № 4-1(22). – С. 83. – EDN PRXLML.
23. Царев, М. К. Особенности организации морских перевозок с выгрузкой на необорудованный берег / М. К. Царев, Ю. В. Петров // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2020. – Т. 1. – С. 54-57. – EDN JIFXAC.
24. Щербакова, О. В. Комплексная механизация транспортных терминалов. Организация складских работ / О. В. Щербакова, Л. В. Пахомова ; Сибирский государственный университет водного транспорта. – Новосибирск : Сибирский государственный университет водного транспорта, 2022. – 84 с. – EDN ZUQELR.