Фрагмент для ознакомления
2
На разных этапах развития общества, видение семьи как фактора воспитания проходило определенные изменения в своем понимании. Например, в 60-х гг. XX века в отечественной психологии и педагогике высказывалось мнение о возможности и даже желательности замены семейного воспитания, воспитанием в дошкольных и школьных учреждениях (С.Я. Струмилин). На сегодняшний день накоплено достаточно большое количество убедительных свидетельств принципиальной значимости и, в определенных пределах, незаменимости семьи для формирования личности ребенка.
Родители являются для ребёнка первой социальной средой, их личность и отношение к нему играют важнейшую роль в жизни каждого человека. В то же время, чувства, которые окрашивают отношения ребенка и родителей – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфичность их заключена в том, что забота родителей является необходимой для поддержания самой жизни ребенка и потребность в родительской любви – это действительно жизненная необходимость для каждого человека, на определенном этапе. Любовь ребёнка, в свою очередь безусловна и безгранична, и, если в первый год жизни она обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то постепенно, по мере взросления, родительская любовь всё в большей степени становится функцией социального поддержания и безопасности внутреннего эмоционального и психологического мира человека. Благоприятные детско-родительские отношения, основанные на любви и повседневном гармоничном общении, становятся источником и гарантией психологического благополучия человека и поддержания его телесного и душевного здоровья.
На сегодняшний день проведено большое количество исследований зарубежных и отечественных авторов, в которых были описаны негативные последствия деструктивных детско-родительских отношений (А.Фрейд, Х.Кохут, Д.Винникот, Дж. Боулби, Н.К.Асанова, В.Я. Титаренко, А.Б. Холмогорова, Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.) Нестабильность, отвержение, эмоциональная холодность со стороны родителей, весьма негативно влияет на психологическое, физическое и личностное здоровье всех членов семьи и ребёнка в первую очередь. Семья – первичный институт социализации. Личность не может быть определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является. Социально-психологические характеристики значимым образом влияют на формирование личности в том смысле, в котором их понимали А.Ф.Лазурский, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Н.И. Сарджвеладзе. Это одно из центральных образований в структуре личности, и имеют важное значение в личностном формировании и прогрессировании. Процесс становления личности как субъекта социально-психологического взаимодействия, помогает реализации его полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание. Основы и потенциал такого благополучного состояния закладываются именно в детско-родительских отношениях.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст недаром рассматривается в особом контексте. Включение в систематическую учебную деятельность обусловливает формирование личностных образований – произвольности, рефлексии, самоконтроля, происходит формирование субъектности, появление внутреннего плана деятельности и др. Ребенок эмоционально оценивает свои достижения, которые связаны с изменением потребности мотивационной сферы. Меняются мотивы деятельности, отношение к различным видам деятельности, развитие интеллектуально-познавательной сферы, самооценки .
Младший школьный возраст трансформирует видения личностью окружающего мира. Значимым становится:
выстраивание социальных отношений (А.К. Болотова, Б.С. Волков, И.С. Кон, В.С. Мухина, О.В. Хухлаева, Э. Эриксон);
постепенное формирование самооценки и образа «Я» (Э. Эриксон);
субъектности (О.В. Суворова);
способности к усвоению социальных норм и правил поведения, социальных ролей (В.С. Мухина, Э. Эриксон).
В этот период происходит активное формирование идентичности, существует острая потребность в положительной оценке со стороны взрослого, успешности и установлению социальных отношений, детерминирующих развитие личности.
Несмотря на изученность темы влияния родителей на формирование ребенка, и младшего школьника в частности, которая является одной из базовых в психологии личности, современное общество и современные школьники отличаются от школьников, которые предыдущих поколений. Сегодня мир наполненный информацией и максимально ускоренный, включенный в киберпространство, в котором дети активно проводят время и осуществляют обучение и общение, оказывает влияние на формирование личности, на формирование социальных взаимодействий и эмоциональной сферы. Вот почему рассмотрение влияния родителей на формирование личностных качеств сегодняшних младших школьников должно рассматриваться в контексте нынешнего времени и пространства, с учетом их особенностей. То, что было актуально раньше не может однозначно в том же контексте рассматриваться сегодня. Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Влияние родителей на формирование личностных качеств у детей младшего школьного возраста».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь 2015. – 436с.
2. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов). – Автореферат дисс. доктора психологических наук. – Самара, 2011. – 52 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с
4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис... канд. психол. наук. -М., 1986. - 189 с.
5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992. – 142 с.
6. Дружинин В.Н. Психология семьи – СПб.: Питер, 2016. – 176 с.;
7. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с.
8. Коробкина Н.М. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся /Н.М.Коробкина, Е.А.Колтыкова, Ю.Н.Говорова // Вестник научных конференций. - 2019. – №10-4(50). – С. 54-55.
9. Книга для родителей / А. С. Макаренко. - Москва : Педагогика, 1988. – 300 с.
10. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 288 с.
11. Обухов А.С. Психология детей младшего школьного возраста. – М.: Юрайт, 2014. -583 с.
12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.
13. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
14. Психология и педагогика : учебно-практическое пособие / Г. В. Гарбузова [и др.] ; [науч. ред. О. А. Семерич] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Брянский гос. технический ун-т. - Брянск : Изд-во БГТУ, 2011-. Ч. 1. - 2011. – 145 с.
15. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. – Екатеринбург, 2018. – 109 с.
16. Психология детей младшего школьного возраста / Под ред. А.С. Обухова. – М., 2014. – 583 с.
17. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
18. Скоромная Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен. – дисс.канд.психол.наук. – М., 2006. – 26 с.; Филиппова, Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
19. Суворова О.В. Развитие детской субъектности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. – 2014. – № 2-2. – С. 370-373.
20. Савинова Е.Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – 180 с.
21. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012.
22. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи : Кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 270 с.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет). – М.: Учпедгиз, 1960. – 286 с.
24. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2009. – 651 с.