Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Трудовая миграция на постсоветском пространстве является новым социально-экономическим явлением, и создание нормативной базы для ее регулирования в Российской Федерации с учетом всех политических, экономических, демографических и культурных особенностей этого сообщества еще не завершено. Следовательно, необходимость разработки законодательного регулирования миграции является еще одним элементом актуальности изучения данного вопроса.
Основное внимание в исследовании уделяется трудящимся-мигрантам.
Миграция - это перемещение людей, связанное со сменой постоянного места жительства.
Миграция - это гетерогенное явление. В соответствии с наиболее общими характеристиками миграционного состава можно выделить следующие категории мигрантов:
- географический состав: внешний и внутренний;
- добровольно-принудительный состав: добровольный и обязательный;
- основано на законности: законное и незаконное;
- в зависимости от времени: безотзывный и с возможностью возврата;
- по национальности: граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства [4].
Также невозможно обойти вниманием важное глобальное явление – пандемию коронавируса, которая стала серьезным ударом по мировой экономике, торговле и финансовой системе, в том числе и по российской.
COVID-19 оказал негативное влияние на миграционные процессы. Закрытие государственных границ ограничивает миграцию населения. Уже сегодня многие мигранты поставлены в трудное положение ожидания окончания ограничительных мер с туманными перспективами возвращения на родину (из-за временно закрытых границ, с одной стороны, и безработицы на родине, с другой стороны).
Целью исследования является изучение сущности и причин трудовой миграции.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
- изучить основные методы понимания причин трудовой миграции;
- дать общее описание миграционных процессов;
- рассмотреть миграционный прирост населения России в 2022 г.
- раскрыть тенденции трудовой миграции в России в первом полугодии 2023 г.;
- представить прогноз трудовой миграции на 2024 г.
Методологическую основу работы составил системный подход. Также использовались следующие методы: исторический анализ, логический, дедукции и индукции, метод научного исследования, сравнительный метод.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И ПРИЧИН ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
1.1 Основные подходы к пониманию сущности причин трудовой миграции
Миграция означает «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для учебы или работы, независимо от того, происходит ли оно под преобладающим влиянием каких-либо факторов – привлекательных или отталкивающих» [9].
Соответственно, трудовая миграция, как и любой вид миграции, характеризуется территориальным перемещением, что подчеркивается в следующих определениях.
Трудовая миграция - это «перемещение занятого населения, вызванное сменой места работы как внутри страны, так и между странами» [2]; «перемещение людей как внутри страны, так и за ее пределами, с целью осуществления оплачиваемой деятельности» [8]; «пространственное перемещение численности трудоспособного населения, вызванной изменениями в развитии и размещении производства, а также в условиях существования рабочей силы» [12].; «совокупность перемещений различных социальных групп с целью осуществления своей экономической деятельности, ограниченных сроком действия контракта, подряда, соглашения, разрешения» [13].
Наиболее распространенные причины миграции:
а) экономические, вызванные различиями в уровне жизни в пункте отправления и пункте прибытия иммигранта. Экономическая миграция может также включать миграцию, вызванную поиском работы, переездом в учебное заведение и т.д.;
б) политическая миграция, вызванная угрозой жизни и здоровью людей во время войн, революций, других политических потрясений, а также политических преследований. Политическая миграция редко бывает добровольной, почти все они являются вынужденными в форме эвакуации, депортации, предоставления статуса беженца и внутреннего переселения;
в) окружающая среда, вызванная опасностью для жизни и здоровья по экологическим причинам;
г) религиозная;
д) этническая, в первую очередь переселение отдельных этнических групп на их историческую родину;
е) демографические изменения, т.е. миграция из-за семейных отношений.
Это самая общая классификация. Более полная картина складывается при анализе понятий, используемых в различных международных и национальных законах. В законодательных актах используются следующие понятия:
Репатрианты - это лица, возвращающиеся в страну гражданства или этнического происхождения, постоянного проживания или происхождения по происхождению. Это понятие используется в международных договорах и правах соответствующих государств;
Мигранты. Это понятие используется в двусторонних договорах государств - участников СНГ. Но это понятие не имеет одинакового содержания для всех контрактов. Если в большинстве соглашений мигрант - это лицо, которое добровольно покидает государство на постоянное жительство и переезжает на территорию другого государства, то в некоторых соглашениях, например, в соглашении Российской Федерации с Республикой Казахстан, мигрант является не физическим лицом, а гражданином Российской Федерации.
Трудящиеся-мигранты - это лица, которые, согласно закону, занимаются оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются. Эту концепцию можно найти в универсальных и региональных нормативных актах, в документах СБСЕ/ОБСЕ и СНГ;
Соотечественники, проживающие за рубежом. Введение этого понятия указом Президента Российской Федерации в 1994 году показывает, что эта группа людей также нуждается в защите и, прежде всего, в свободе выбора страны проживания и гражданства;
Вынужденные беженцы. Это понятие используется в документах стран СНГ и законодательстве Российской Федерации. Содержание этого понятия ограничено, он называет сокращенный перечень обстоятельств, вызвавших миграцию;
Жертвы стихийных бедствий или техногенных катастроф непосредственно не подпадают под действие законов о беженцах и перемещенных лицах. На этих людей распространяются особые преднамеренные правила, поскольку стихийные бедствия приводят к различным потерям, которые определяют выбор социальной защиты.
Перемещенные лица. В последние годы на практике этот термин использовался Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций по делам беженцев для обозначения людей, которые были насильственно высланы или вынуждены покинуть свое постоянное место жительства, но остаются на территории страны, т.е. так называемых «внутренних беженцев», поскольку УВКБ ООН несет ответственность за оказание помощи этим людям [11].
Беженцы. Это понятие используется как в международно-правовых документах, так и в законодательстве Российской Федерации. Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 года (и Протокол к ней о статусе беженцев 1967 года) гласят: «Беженец - это лицо, которое «из-за законного опасения преследования по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к социальной группе и т.д., личности или политических убеждений находится за пределами страны».
Миграция оказывает сильное влияние на экономическую, социальную, культурную и политическую сферы стран, принимающих мигрантов, поэтому миграционные процессы и статус мигрантов должны регулироваться.
1.2 Общая характеристика миграционных процессов
Миграционные процессы - это естественное социальное явление, обусловленное многими факторами (экономическими, политическими, демографическими, социально-психологическими и др.). Рост миграции населения, особенно в современных условиях, обусловлен глобальными перемещениями товаров, капитала и инвестиций по всему миру.
Как принимающие страны, так и сами мигранты заинтересованы в миграционных потоках с целью реализации своих интересов, повышения уровня жизни и т.д.
Странами, заинтересованными в иммигрантах, является Россия, которая принимает их в основном по стратегическим соображениям, чтобы обеспечить их рабочей силой, и частично по демографическим причинам.
Для самих внутренних мигрантов основными проблемами выживания являются недостаточная профессиональная квалификация для работы в промышленности и других сферах деятельности, где требуются специалисты.
Большинство трудящихся-мигрантов трудоспособного возраста не имеют профессионального образования. У правительства нет конкретной политики в отношении трудоустройства внутренних иммигрантов, и нет никаких обязательств в отношении их трудоустройства [10].
Неконтролируемые миграционные потоки из сельской местности создают определенную проблему для социальной стабильности крупных городов, особенно при отсутствии рабочих мест.
Существует механизм ограничения регистрации (как в тогдашнем СССР), который недостаточно эффективен и часто поощряет коррумпированный механизм легализации внутренних иммигрантов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
2. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 30. – Ст. 3285.
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) // Ваше право. Миграция. – 2012. – № 13.
4. Андреев, А.В. Основы региональной экономики / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. – М. : КноРус, 2023. – 336 с.
5. Андреев, А.В. Региональная экономика / А.В. Андреев. – СПб. : Питер, 2022. – 464 с.
6. Батракова, Л.Г. Социально-экономическая статистика : учебник / Л.Г. Батракова. – М. : Логос, 2022. – 478 с.
7. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление / О. С. Белокрылова, Н. Н. Киселева, В. В. Хубулова. – М. : Юнити-Дана, 2023. – 240 с.
8. Бельтюкова, С.М. Проблемы устойчивого развития регионов / С.М. Бельтюкова // Современные тенденции в экономике и управлении : новый взгляд. – 2023. – № 14. – С. 30-34.
9. Воронцов, А.В. Демография : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.В. Воронцов. М. : Юрайт, 2023. - 287 с.
10. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление / А.И. Гаврилов. – М. : Юнити-Дана, 2023. – 238 с.
11. Глушкова, В.Г. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования / В.Г. Глушкова, В.В. Курнышев. – М. : КноРус, 2023. – 256 с.
12. Демография и статистика населения : учебник для вузов / И. И. Елисеева [и др.] ; под редакцией И. И. Елисеевой, М. А. Клупта. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 405 с.
13. Дмитриев, В. В. Политология и социология : учебное пособие для вузов / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 177 с.
14. Жеребцов, А. Н. Миграционное право России : учебник для вузов / А. Н. Жеребцов, Е. А. Малышев ; под общей редакцией А. Н. Жеребцова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 505 с.
15. Киселева, Е. В. Международно-правовое регулирование миграции : учебное пособие для вузов / Е. В. Киселева. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 241 с.
16. Корнейчук, Б. В. Рынок труда : учебник для вузов / Б. В. Корнейчук. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 263 с.
17. Макарьева, Е.А. Демография и ее роль в экономике страны / Е.А. Макарьева / Вестник магистратуры. – 2023. – № 7 (46). – С. 47-49.
18. Максаковский, В.П. Демографический кризис в современном мире / В.П. Максаковский // География ПС. – 2023. – № 23. – С. 13-14.
19. Медков, В.М. Основы демографии / В.М. Медков. – М. : Феникс, 2022. – 214 с.
20. Морковкин, Д.Е. Анализ динамических характеристик уровня жизни населения России в современных условиях / Морковкин Д.Е. // Правозащитник. – 2022. – № 3. – С. 15-18.
21. Морозова, Т.Г. Региональная экономика / Т.Г. Морозова. – М. : Юнити-Дана, 2023. – 526 с.
22. Орешин, В.П. Региональная экономика и управление / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. – М. : РИОР, 2023. – 156 с.
23. Палаш, С.В. Экономический рост и уровень социально-экономического развития национальных экономик / С.В. Палаш // Российское предпринимательство. – 2023. – № 4 (202). – С. 36-42.
24. Плисецкий, Е.Л. Региональная экономика / Е.Л. Плисецкий, И.Л. Черкасов. – М. : КноРус, 2023. – 272 с.
25. Рунова, Т.Г. Демография / Т.Г. Рунова. – М. : Омега-Л, 2023. – 214 с.
26. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения : учебное пособие для вузов / Л. Л. Рыбаковский. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 480 с.
27. Собольников, В. В. Миграционные процессы и преступность. Система противодействия : учебное пособие для вузов / В. В. Собольников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 420 с.
28. Спицына, Н.Х. Демографический переход в России / Н.Х. Спицына. – М. : Наука, 2022. – 311 с.
29. Левада Центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http ://www.levada.ru.
30. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http ://www.gks.ru.