Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Нашей стране нужны высокообразованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности и устойчивой гражданско-патриотической позицией.
Школа призвана помочь учащимся формировать «готовность к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, совершенствовать многообразные способности, центральное место в которых занимают способности быть субъектом общественных отношений, участвовать в социально полезной деятельности». Одним из способов достижения этой цели является ориентация образовательного процесса на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей.
Следовательно, создание условий для формирования познавательного интереса и творческой активности учащихся через применение современных образовательных технологий на уроках истории и во внеурочное время является требованием времени.
Главной целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Каждый педагог старается сделать собственный урок ярким, запоминающимся и интересным для того, чтобы полученные знания усваивались и были практически применимыми в дальнейшей деятельности.
Одной из форм обучения, которые могут развить подобные умения, является театрализация, которая выражается в духовно-эмоциональном аспекте для обучающегося и позволяет погрузиться в ту или иную историческую обстановку для большего восприятия.
Цель данного исследования: изучение возможностей использования театрализации как метода развития познавательной активности на уроках истории.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить вопросы познавательной активности активность учащихся на уроках истории;
• Проанализировать театрализацию как метод развития познавательной активности;
• Выявить особенности применения театрализации на различных этапах урока истории;
• Рассмотреть элементы театрализации на различных этапах урока истории.
Объект исследования - процесс изучения истории в школе.
Предмет исследования - применение метода театрализации в учебном процессе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы и проблемы исследования
1.1. Познавательная активность учащихся на уроках истории
Разработка и внедрение стандарта второго поколения изменила процесс преподавания всех школьных предметов, в том числе и истории. Так, в стандарте сказано, что одним из основных моментов системно-деятельностного подхода является активная учебно-познавательная деятельность обучающихся.
Познавательная активность учащихся зависит от многих факторов, но определяющая роль принадлежит социальным. Среди них наиболее важными выступают семья, школа и друзья обучаемого. Преобладание того или иного фактора может влиять на познавательную деятельность как положительно, так и отрицательно. Но все же решающими является тот стиль и манера преподавания, которые выбрал педагог. Также немалую роль оказывают внутренние убеждения и настроение ученика.
В процессе обучения можно выделить два вида деятельности: учение (деятельность ученика) и преподавание (деятельность учителя). Для улучшения познавательной активности обучаемого важную роль играет преподаватель. Он самостоятельно отбирает учебный материал, обрабатывает и адаптирует его под индивидуальные способности учащихся, организовывает процесс обучения, стимулирует познавательную деятельность учеников. От его педагогического мастерства зависит степень активизации познавательной деятельности обучаемых .
Таким образом, можно сказать, что, выполняя свои непосредственные функции, учитель способствует активизации познавательной деятельности обучаемых. При помощи различных приемов и методов педагог активизирует познавательные возможности своих учеников. Можно выделить следующие способы формирования познавательной активности учащихся:
1. Использование нетрадиционных форм урока. В педагогической литературе выделяется огромнейшее количество нетрадиционных форм урока. По их названиям можно представить, какая методика используется, в чем состоит смысл такого занятия и какие цели и задачи преследует данная форма урока .
2. Применение игровых методов и приемов обучения. Игра позволяет ученику раскрыться, преодолеть робость и стеснение, развлекая обучить школьника. Она создает дух состязания, который сподвигает учащегося активизировать полученные знания, сопоставлять, думать, анализировать. Можно выделить дидактические, ролевые, воспитывающие, развивающие, организационно-деятельные и многие другие виды игр.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахметова Г.К., Исаева З. А. Педагогика для магистратуры университетов – Алматы: Казахский национальный университет 2006. – 327 с.
2. Баханов К. А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», № 4, 1990.
3. Бирюков М. Ю. Развитие художественно-творческих способностей как основа эстетического воспитания школьников// Технологии воспитания в общеобразовательных организациях- 2017. — С. 124- 128.
4. Борзова Л. П. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003. - 160 с.
5. Воробьева А. А. К проблеме выявления свойств личности, связанных с ее творческим развитием// Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сб. ст. по материалам III Всероссийского научно-практического семинара., Москва / Сост. Криницына А.В. – М., ИХОиК РАО, 2016. – 31-39 с.
6. Высоковский А.А. Из опыта работы: "Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры." // Инфоурок. 2017.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., Владос, 2000.
8. Есенова, Г.С. Развитие познавательного интереса учащихся путем применения театрализации на уроках истории в 6-х классах [Текст] / Г.С. Есенова // Сборник трудов молодых ученых. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2018. – С. 43-45
9. Есенова, Г.С. Эффективность использования театрализации на уроках истории на примере обобщенного педагогического опыта [Текст] / Г.С. Есенова // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки. – Астрахань: «Астраханский государственный университет», 2018. – С. 101-103
10. Ислямова, Э. И. Нетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории / Э. И. Ислямова // Вопросы науки и образования. - 2016. - №. 1. - С. 72-74.
11. Кондращенко, А. И. Применение на уроках истории технологии проблемного обучения / А. И. Кондращенко, С. О. Тупикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № VII. - С. 1-5.
12. Ляшенко, М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы / М. В. Ляшенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2019. - Том 11. - №. 1. - С. 53-73.
13. Мальцева, А.И. Театрализация на уроках истории как способ достижения метапредметных и личностных результатов [Текст] / А.И. Мальцева, С.Ю. Семья // Актуальные вопросы гуманитарных наук. – М.: ООО «Книгодел», 2022. – С. 347-355
14. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - Москва : Педагогика, 1982. - 208 с.
15. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. - 358 с.