Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Периодическая печать является интереснейшей сферой производства печатной продукции, поскольку эта сфера освещает совершенно разноплановые стороны жизни общества, периодика обращается и к новостной информации, и к политическим обзорам, она представляет общественные течения, освещает вопросы культуры.
При таком разнообразии материала сложно выделить некие общие тенденции функционирования периодической печати. Тем не менее, они существуют и все более видны в исторической ретроспективе.
В последние годы стремительно произошел процесс глубокой интеграции бумажных изданий, которые существовали сотни лет, и совершенно новой, никогда еще не используемой человечеством системы уникальных кибернетических устройств.
Меняется информационное пространство, в котором живет человек, в соответствии с этим меняется и представление информации, и в этом смысле периодика находится на передовой и раньше всех воспринимает изменения. Хотя не уходят в прошлое жанры периодической печати, но мы видим, что в ней происходят яркие процессы изменения: развиваются рекламные блоки, материалы меняют свой размер и формат, ориентируясь на новое мышление, новые скорости жизни.
Актуальность, злободневность, соответствие своему времени – главные черты периодической печати. Сама периодичность, необходимость обновления информационного поля говорит о том, что эта область отвечает на запрос сегодняшнего потребителя.
Города–миллионники, где печатная продукция распространяется наиболее широко и спектр ее тематик затрагивает все сферы современной жизни, в плане периодической печати дают наиболее наглядную картину, позволяют оценить востребованность периодики, популярные ее тематики, способы подачи материала.
Таким образом, обзор тенденций в периодике Санкт–Петербурга заявлен нами как позволяющий осветить общую картину функционирования современной периодической печати.
Актуальность исследования определяется гибкой подстройкой периодической печати к жизни информационного пространства общества, что определяет высокую скорость изменений в функционировании и тематике периодических изданий.
Объект исследования – периодическая печать Санкт–Петербурга на современном этапе.
Предмет исследования – специфика представления и информационного наполнения периодических изданий.
Задачи исследования:
1. Выделить классификации периодических изданий,
2. Отметить частотность тематики и охват аудитории для разной периодики,
3. Осветить специфику представления информации в современной периодике.
Методологической базой исследования стали работы Ильченко С.Н., Киреевой С.А., Павлушкиной Н.А., Тертычного А.А. и др.
Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
1. Классификации периодических изданий
Периодическая печать в рыночной издательской структуре является, пожалуй, самым прибыльным и стремительно развивающимся сегментом. Ориентированная на широкую аудиторию, разные слои населения, она привлекает рекламодателей.
Периодическую печать относят к печати информационной в самом широком значении данного термина.
Главным критерием выделения разных направлений печати здесь является аудиторный признак. Выделяются универсальные или специализированные по функциям и тематике издания. Их аудитория включает значительную часть населения. «Качественные» издания адресованы представителям бизнес-элиты и лицам умственного труда [14, 39].
Издания, специализированные по отдельным аудиторным группам в промышленности, сельском хозяйстве и в других отраслях производства, предназначены представителям различных профессий.
В их числе и активно развивающиеся корпоративные печатные СМИ.
Периодика бульварного типа ориентируется в значительной мере на психологию толпы, ее потребности, интересы, на более низкие уровни массового сознания.
В соответствии с типологией изданий Я.Н. Засурского деление периодики может быть ограничено двумя своеобразными осями координат [13, 54]. По характеру аудитории издание адресуется общественным группам, образуемым на основе разделения труда. Это не только профессиональные группы, но и группы умственного и физического, организаторского и исполнительского труда (например, элитарные и массовые издания).
По характеру передаваемой информации периодические издания представляют собой публикации, отражающие все основные сферы жизни общества.
Типология изданий А. И. Акопова строится на основе десяти основных типоформирующих признаков: издающий орган, читательская группа, задачи и программа, авторский состав, внутренняя структура, жанры, оформление, периодичность, объем одного номера, тираж [12, 129].
В совокупности все эти признаки дают полное представление о типе издания. Но суперпризнаком исследователь считает все же «читателя». Это главное понятие в определении основного деления. Не менее важными признаками выступают тематическое направление и целевое назначение.
В.В. Тулупов в качестве особых типологических признаков выделяет графический дизайн издания и рекламу [12, 130]. Дизайн издания выступает важным признаком для периодической печати, инициируя визуальную «узнаваемость» издания и обеспечивая стабильность аудитории, по мнению исследователя, он напрямую зависит от типа СМИ. А содержание и характер рекламы влияет на содержание и характер газеты издания.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бобков А.К. Газетные жанры. Учебное пособие. – Иркутск: Иркут. ун–т, 2005. – 64 с
2. Гришин О.Е., Воронова А.А. Инструментальная функция средств массовой информации и блогосферы в политическом информационном пространстве // PolitBook, № 1, 2012, с. 100–111.
3. Губанков А.Н. Культурное пространство города в сетевых средствах массовой информации // Вестник Санкт–Петербургского государственного университета культуры и искусств, № 2, 2011, с. 54–62.
4. Ильченко С.Н. Концентрация электронных СМИ в Санкт–Петербурге: политическая необходимость и экономическая целесообразность // Известия Алтайского государственного университета, № 4–1, 2009, с. 263–266.
5. Ильченко С.Н. Проблема концентрации электронных СМИ: Петербургский опыт // Вестник Санкт–Петербургского университета. Язык и литература, № 4–1, 2008, с. 153–156.
6. Киреева С.А., Кузина К.А. Имидж региона: теоретический аспект // Вестник Астраханского государственного технического университета, № 1, 2007, с. 233–235.
7. Кулибанова В.В., Тэор Т.Р. Инновационные каналы продвижения бренда территории // Научно–технические ведомости Санкт–Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки, 10, № 6, 2017, с. 162–171.
8. Лагутина О.В. Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2014. – 278 с.
9. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Современная местная газета: типология, особенности функционирования и перспективы развития. Учебное пособие. – СПб., 2011. – 130 с.
10. Митягин С.А., Змиевский А.Ф., Гарадаглы И.Э. Информационно–аналитическое обеспечение органов власти, с использованием слабоструктурированной информации // Объектные системы, № 10, 2015, с. 118–124.
11. Новаторов В.Е. Традиции и новации в системе культурного взаимообмена центра и регионов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, № 3 (53), 2013, с. 30–38.
12. Павлушкина Н.А. Массовая пресса на печатном рынке Санкт–Петербурга: проблемы самоидентификации // Вестник Санкт–Петербургского университета. Язык и литература, № 1–1, 2009, с. 127–135.
13. Полухина М.Ю. Книготорговля, периодика. – М.: Статус-Кво 97, 2007. – 114 с.
14. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 310 с.
15. Тертычный А. А. Форматирование жанров в периодических печатных средствах массовой информации в России // Российский гуманитарный журнал, № 2, 2013, с. 117–130.
16. Черешнева Ю.Е. Промоушн печатных СМИ. – М.: Рип–холдин, 2006. – 262 с.
Информационные ресурсы
17. Деловой Петербург. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.dp.ru Дата обращения 12.05.2018