Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретические основы государственных программ
1.1 Сущность и виды государственных программ
Российская Федерация - демократическое государство, и от открытости и прозрачности осуществления работы органов государственного и муниципального управления зависит доверие населения к власти. Кроме того, видимая обратная связь государственных органов с населением будет способствовать добросовестному исполнению госслужащими своих обязанностей, целевому расходованию бюджетных средств и повышению качества работы исполнительной власти на всех уровнях.
Вступление в силу Федерального закона от № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и развитие информационно-коммуникационных технологий позволило ускорить получение гражданами государственных услуг, однако по-прежнему актуальными остаются требования к качеству и удобству получения этих услуг. При этом под качеством подразумевается совокупность характеристик и свойств, способных удовлетворить потребности и запросы людей.
Необходима новая форма организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ГМУ) с качественно новым уровнем удобства, оперативности и доступностью информации о деятельности органов власти.
При этом, обратная связь, которая складывается в процессе взаимодействия органов власти и населения, позволяет оценить качество получения ГМУ. Компонентами обратной связи является информация от потребителей услуг, возникающая в случаях несоответствия их ожиданиям .
Для перехода к новой форме организации деятельности и решения накопившихся проблем по повышению доверия общества к власти, снижения административных барьеров и повышение качества предоставления ГМУ целесообразно использовать программный подход как деятельность по достижению целей в решении конкретных проблем. Программа характеризуется наличием определенной цели, достижение которой осуществляется решением поставленных задач, в определенные сроки и с определенной стоимостью ее осуществления. Реализация разработанной программы представляет собой комплекс работ по осуществлению определенных функций, основанный на планировании, координации и контролю действий с применением различных инструментов и технологий для достижения поставленной цели.
Государственные программы – это проекты или мероприятия, которые характеризуются наличием определенных ресурсов, сроков и ожидаемых результатов, и направлены на достижение целей и реализацию приоритетов долгосрочного социально-экономического развития страны .
В свою очередь, под рисками реализации государственных проектов понимают возможные процессы, наступление которых может привести к негативным последствиям в виде полной или частичной нереализации параметров программ. Как правило, она выражается в недостижении ее плановых значений в пределах установленных сроков и ресурсов.
Таким образом, управление рисками в государственном управлении представляет собой деятельность по минимизации возможных негативных последствий для эффективной реализации программ. Этот процесс, заключающийся в выявлении и минимизации рисков недостижения плановых параметров, является одной из стадий контроля за реализацией государственных программ. В отличие от корпоративного сектора, где основной целью управления рисков в проектах является минимизация потенциального ущерба для максимизации прибыли, в публичном секторе основной целью является достижение общественного блага.
При этом все государственные программы делят на два типа :
- первый тип – государственная программа (к предмету относится достижение целей и приоритетов государственной политики в конкретной отрасли или сфере социально-экономического развития). Содержит мероприятия конкретной отрасли и обеспечивает их учет, а также учет мер государственной поддержки и бюджетных расходов в определенной отрасли;
- второй тип – комплексная государственная программу (предметом является достижение приоритетов и целей межотраслевого (территориального) характера, затрагивающих реализации сфер нескольких государственных программ). Включает как собственные мероприятия, так и аналитические информационные сведения по поводу мероприятий из иных отраслевых государственных программ, которые связаны со сферой реализации комплексной программы.
Говоря о видовой характеристике государственных программ, следует отметить, что они бывают как текущими, так и перспективными.
Текущие целевые программы представляют собой комплекс мероприятий, направленных на решение насущных задач, стоящих перед государством пошагово, в настоящее время.
Перспективные программы рассчитаны на получение эффекта через определённый промежуток времени .
Важно отметить, что финансирование рассматриваемых программ ложится на плечи бюджета.
Государственные программы разделяют также на среднесрочные, ведомственные, долгосрочные и прочие. Денежные средства, которые затрачиваются на исполнение программ целевого характера, формируют соответствующий бюджет.
Особо следует отметить Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года, инструментами реализации которых являются государственные программы Российской Федерации, наиболее значимые направления реализации которых выделены в национальные проекты (программы). Отдельно следует остановиться на аспекте системы национальных проектов в субъектах Российской Федерации. Достижение целей национальных проектов, входящих в их состав федеральных проектов обеспечивается также проектами субъектов Российской Федерации, подготовка и разработка которых осуществляется, в частности, на основе Методических рекомендаций по подготовке региональных проектов. Без участия субъектов Российской Федерации, привлечения их к реализации национальных проектов достигнуть поставленных целей невозможно.
На сегодняшний день все федеральные целевые программы в рамках нацпроектов в рамках сгруппированы в три группы – «Человеческий капитал», «Комфортная для жизни среда» и «Экономический рост», в каждой из которых 3-11 проектов от субъектов Федерации. В качестве их основной цели выступает эффективность использования средств бюджета. Контроль над осуществлением проекта устанавливается при помощи критериев и индикаторов, которые могут изменяться согласно тому, какой из национальных проектов реализуется в определенный момент.
Важнейшая цель национальных проектов - рост качественного уровня жизни россиян . В целом, вопросы качества жизни приобрели в последнее время особую значимость. У качества жизни есть базовые компоненты: качество общества; качество трудовой и предпринимательской жизни; развитость социальной инфраструктуры; личная безопасность граждан; удовлетворенность качеством жизни; качество окружающей среды. В настоящее время эта концепция находится в процессе активного развития, изучается профессионалами. В качестве самого главного вопроса они выделяют вопрос о способах повышения качества жизни. И как раз государственная программа, которая реализуется на уровне отдельно взятых регионов, будет способствовать улучшению качественного уровня жизни населения. Следует отметить преимущества национальных проектов очевидного характера:
1. Комплексный подход к решению социальных проблем. В реализации национальных проектов принимают участие различные министерства и ведомства, также они осуществляются на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В связи с этим происходит выстраивание единой системы решения намеченных задач по «вертикали» и по «горизонтали».
2. Прозрачность и открытость. Принятая система индикаторов и показателей оценки эффективности национальных проектов позволяет населению оценивать итоги их реализации.
3. Проектный подход позволяет осуществлять планирование и государственное управление более гибко, с учетом актуальных требований экономики и социальной сферы.
4. В реализацию национальных проектов включены все уровни государственного управления, это предоставляет возможность интегрировать программы развития регионов и муниципалитетов в проекты общенационального масштаба.
Тем не менее, экспертами отмечаются довольно очевидные недостатки :
1. Необходимость больших финансовых вложений из федерального бюджета.
2. Слабая разработанность нормативно-правовой базы для реализации нацпроектов.
3. Необходимость в одновременной реализации национальных программ и национальных проектов, из-за чего часто возникает путаница и непонимание целей, методов и инструментов.
4. Низкая мотивация участников процесса реализации нацпроектов на нижнем уровне: бизнес-сообщества, населения, муниципальных чиновников.
5. Отсутствие качественной методики определения категорий граждан, реально нуждающихся в помощи и поддержке государства, размытость границ групп адресной помощи.
6. Значительная часть мер адресована социально незащищенным слоям населения, тогда как качество жизни как ориентир для реализации государственной политики должен охватывать все население без исключения.
Однако нужно отметить, что наибольшее значение реализация национальных программ по повышению качества жизни имеет на региональном уровне.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (в ред. от 02.11.2023 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (в ред. от 02.11.2023) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ (в ред. от 31.07.2023 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/.
5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ (в ред. от 17.02.2023 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 г. № 582 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
8. О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ: Письмо Минфина России от 30.09.2014 г. № 09-05-05/48843 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
9. Безденежных Н.А., Афанасьева О.Н., Чулиндин К.Д. Управление рисками реализации государственных программ // Наукосфера. – 2022. - №12-2. – С.194-197.
10. Борисова И., Валиуллин А.. Анализ нормативно-методической базы по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции «Немецко-российское сотрудничество. Инновации в экономике, науке и образовании». - 2019.- С.28-34.
11. Горячкина А.Ю. Разработка новой системы государственных программ для реализации в субъектах Российской Федерации // Вектор экономики. – 2022. - №12. – С.38-40.
12. Карпов Д.М. Развитие института государственных программ // Матрица научного познания. – 2022. - №9-2. – С.54-56.
13. Максименко К.А. Совершенствование предоставления государственных муниципальных услуг: программный подход // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №3-2. – С.9-11.
14. Манусаджян О.В. Актуальные проблемы оценки эффективности реализации государственных программ // актуальные вопросы современной экономики. – 2022. - №11. – С.450-460.
15. Пронин В.В., Родина Е.Е. Сущность анализа и оценки реализации государственных программ // Тенденции развития науки и образования. – 2022. - №91-5. – С.98-100.
16. Степанов М.А. Актуальные вопросы ведения государственных программ // Журнал Бюджет. – 2023. - №10. – С.50-52.