Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Теоретические аспекты девиантного поведения подростков 5
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии 5
1.2 Причины и особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте 7
1.3 Методики коррекции девиантного поведения у подростков 11
Список использованной литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Подростки сталкиваются с наибольшими трудностями в приспособлении к современной сложной экономической, политической и духовной жизни. Девиантное поведение подростков, с одной стороны, является результатом разнообразных и многосторонних процессов, происходящих в обществе в целом, и, с другой стороны, изменений, происходящих в их ближайшей среде - семье и школе.
Современный мир преобладает жестокость и агрессивность среди молодежи, которая часто выражается в качестве мести за не полученную родительскую заботу и внимание. В случаях, когда семейная среда отличается физическим насилием, подростки выливают свою злость на окружающих. Преступность резко возросла, и все чаще подростки становятся замеченными в рэкете, проституции, экстремистских движениях, а даже в сотрудничестве с мафией. Вредные привычки, такие как токсикомания и наркомания, стали широко распространенными среди подростков. К учебной и трудовой деятельности они уже не придают значения, предпочитая получать больше благ и привилегий при минимуме усилий.
Подростки больше всего страдают от сложившейся ситуации в стране, однако родители играют огромную роль в этом процессе. Как правило, чем сильнее родитель опекает ребенка и считает его маленьким, тем больше подросток стремится вырваться из-под его опеки в попытке проявить свою самостоятельность и независимость. Это может привести к негативным и порой катастрофическим последствиям.
Вместе с этим возрастает конфликтность отношений между подростками и их родителями. Подросткам не интересно слушать мнение своих родителей, они больше предпочитают признание и внимание своих сверстников, которых они считают авторитетами.
Дети, которым не была уделена достаточная ласка и внимание в семье, начинают искать общество друзей, иногда даже бегая из дома. Они пренебрегают учебой и проводят все свое свободное время на улице, занимаясь не всегда полезными делами. Девиантные подростки те, кто систематически отклоняется от нормального поведения, что имеет социально-негативный оттенок.
Таким образом, подросткам очень трудно адаптироваться к правилам и нормам современной жизни. Девиантное поведение является следствием взаимосвязи, изменений в семье, школе и обществе.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: причины возникновения и пути преодоления девиантного поведения подростков.
Цель нашего исследования: изучение причин возникновения и путей преодоления девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие девиантного поведения в психологии;
-описать причины и особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте;
-разобрать методики коррекции девиантного поведения у подростков.
Методы исследования: анализпсихолого-педагогическойлитературы по проблеме исследования; эмпирические методы: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. – А.Н. Орел) и «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» (ДАП-П).
1 Теоретические аспекты девиантного поведения подростков
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии
Проблема девиантного поведения, несмотря на обширные исследования в различных областях научного знания, является одной из самых сложных и актуальных. Каждый год наблюдается увеличение числа детей, проявляющих отклонения в поведении.
Термин "девиантное поведение" изучался разными научными направлениями и школами под разными названиями, такими как "отклоняющееся поведение", "антисоциальное поведение", "делинквентное поведение" и др. Определение этого понятия является предметом дискуссий и разных точек зрения. Разнообразие теорий и подходов позволяет рассматривать явление девиантного поведения более полно, изучая его причины, особенности проявления и формирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абраменкова, В.В. Социальная психология детства - М.: Пер Сэ, 2019 – 428 с.
2.Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 2021 – 250 с.
3.Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности,
наркотизма, самоубийств и других отклонений: монография. − М.: Юридический центр Пресс, 2020 – 525 с.
4.Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2019 – 220 с.
5. Еникеева, Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков − М.: Академия, 2020 – 112 с.
6.Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. − М: Просвещение, 2019 – 128 с.
7. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. − СПб.: Питер-Юг, 2020 – 352 с.
8.Каминер, А.М. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодѐжи. − М.: АПКиППРО, 2021 – 83 с.
9.Ларионова C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 1-1. – С. 90-94
10. Ларионова И.А. Формирование готовности социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях: монография. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т 2020. – 194 с.
11.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. − М.: Медицина, 2021 – 124 с.
12.Мельникова, Э. Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом: советы юриста. − М.: БЕК, 2022 – 303 с.
13.Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. − СПб.: Речь, 2019 – 445 с.
14.Павлова, М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. − Волгоград.: Учитель, 2021 – 232 с.
15.Санников, А.Л. Агрессия как фактор проявления девиантного поведения подростков − Архангельск: СГМУ, 2021 – 60 с.
16.Селецкий, А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. − Киев, 2021. – 98 с.
17.Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. − М.: Флинта, 2019 – 96 с.
18.Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М.: Педагогическое общество России, 2020 – 128 с.
19.Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения: монография. – Мн., 2020 – 321 с.
20.Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. − М.: ВЛАДОС, 2021 – 35 с.
21.Хабибова, Н.Е. Наркомания в контексте девиации // Вестник башкирского университета. − 2023 – №4 – С. 23-24