Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Высокая распространенность преступлений в сфере дорожного движения и их общественная опасность свидетельствуют о необходимости создания надежной системы выявления и предупреждения таких преступлений и их квалификации. Это обусловлено тем, что Уголовный кодекс РФ в совокупности с другими законодательными актами гарантирует безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Среди норм уголовного права особое значение имеет ст. 264 УК РФ. Правовое понимание норм ст.264 УК РФ во многом обеспечивает неотвратимость уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предотвращает ошибки в признании деяний и позволяет вывести критерии отграничения от смежных составов преступлений.
С 2019 года оставление места дорожно-транспортного происшествия, повлекшее смерть или причинение тяжкого вреда здоровью, стало преступлением, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Таким образом, появление новой квалификации - это совмещение деяний по статье 264 УК РФ. Это было обусловлено необходимостью заполнить законодательный вакуум, согласно которому лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения и скрывшееся с места ДТП, может быть освобождено от ответственности, если к моменту его задержания невозможно было установить факт опьянения путем медицинского освидетельствования. До введения данной нормы, даже если водитель находился в состоянии опьянения в момент ДТП, распознать это было невозможно, так как к моменту задержания он, как правило, был трезв. Таким образом, в настоящее время оставление места ДТП, в котором потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть, влечет за собой такую же ответственность, как если бы эти последствия наступили в результате поведения пьяного водителя. У водителя может не быть другого выбора, кроме как покинуть место ДТП, например, чтобы доставить пострадавшего в ДТП в службу спасения. Однако если водитель не возвращается на место происшествия после оказания первой помощи пострадавшему, считается, что он покинул место происшествия. Совершение запрещенного законом действия в состоянии крайней необходимости устраняет элемент незаконности. Заявители часто указывают на обстоятельства, которые, по их мнению, оправдывают оставление места происшествия, однако суды не склонны признавать большинство приведенных обстоятельств крайней необходимостью.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по уголовному праву, такие как: Боровиков В.Б., Смердов А.А., Долгих Т.Н., Сверчков В.В., Хромов Е.В., Чучаев А.И. и другие авторы.
Целью исследования является анализ проблем нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать уголовно-правовую характеристику транспортных средств;
2.рассмотреть основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
3.исследовать объект и объективную сторону преступления за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
4. исследовать субъект и субъективную сторону преступления за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие особенности уголовно-правовых проблемы нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы уголовного права, регулирующие проблемы нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство в сфере уголовного права; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании предотвращения нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Уголовно-правовая характеристика транспортных средств
В юридической литературе обсуждается вопрос о значении и месте транспортного средства как признака состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ . Многие авторы определяют транспортное средство как орудие или средство совершения преступления. Такое мнение основано на положении о том, что в принципе основными непосредственными объектами преступлений в сфере дорожного движения и управления транспортными средствами являются жизнь и здоровье человека.
Иными словами, "транспортное средство служит лишь средством, с помощью которого осуществляется дорожное движение". Однако орудия и средства указывают на целевую сторону преступления. В то же время эксплуатация транспортного средства и транспортного средства с нарушением правил дорожного движения является условием уголовной ответственности по признакам субъекта - водителя транспортного средства. Кроме того, преступления, предусмотренные ст.264 УК РФ, являются неосторожными. Использование транспортного средства для достижения определенного преступного результата является основанием для предварительного определения умышленности деяния и отграничения его от преступлений против жизни и здоровья.
В этой связи следует отметить, что Пленум Верховного Суда РФ придерживается позиции, согласно которой транспортное средство не может рассматриваться в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения рассматриваемого преступления для целей применения п. "г" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.
Так, С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ. Суд первой инстанции, сославшись на п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ, признал автомобиль, принадлежащий С., средством совершения преступления и принял решение о его конфискации в доход государства. Апелляционным постановлением указанное решение было отменено .
Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой предметом признается транспортное средство.
Предмет нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - механическое транспортное средство. Учитывая комплексный характер положений ст.264 УК РФ, для толкования понятий, используемых Уголовным кодексом РФ, необходимо обращаться к нормативным правовым актам других отраслей права.
В Правилах дорожного движения под механическим транспортным средством обычно понимается устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дороге людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Этот термин также применяется к тракторам и самоходным машинам, о чем законодатель дополнительно сообщает в примечании 1 к ст. 264 УК РФ.
В то же время УК РФ, определяя предмет рассматриваемого преступления, использует выражение "транспортное средство, управляемое в соответствии с законодательством о безопасности дорожного движения, которому предоставлены специальные права". Так, в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" эксплуатация автомобилей, троллейбусов и трамваев наделяется специальными правами в соответствующей категории или подкатегории. Поскольку к механическим транспортным средствам относятся и самоходные машины, то для управления самоходным транспортным средством необходимо иметь удостоверение тракториста-машиниста.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые источники
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954
3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 02.06.2023) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") // https://base.garant.ru/1305770
4. Приговор Николаевского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2020 г. по делу № 1-1-7/2020 (по пп. "а", "б" ч. 4 ст. 264 УК РФ). URL: https://sudact.ru/regular/doc/w7ZFs7LYxV5J/.
5. Приговор Зеленогорского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 августа 2020 г. по делу № 1-21/2020 (по пп. "а", "б" ч. 4 ст. 264 УК РФ) // ГАС РФ "Правосудие".
6. Приговор Раменского городского суда Московской области от 24 января 2020 г. по делу № 1-56/2020 (по пп. "а", "б" ч. 4 ст. 264 УК РФ). URL: https://sudact.ru/regular/doc/fL2EA4hZVyH№/.
7. Приговор Петуховского районного суда Курганской области от 11 февраля 2020 г. по делу № 1-10/2020 (по п. "б" ч. 2 ст. 264 УК РФ). URL: https://sudact.ru/regular/doc/3BhxpkhkLigj/
8. Приговор Ярославского районного суда Ярославской области от 10 июня 2021 г. по делу № 1-95/2021 (по п. "б" ч. 6 ст. 264 УК РФ). URL: https://sudact.ru/regular/doc/8iVucR0YxGLt/.
9. Приговор Советского районного суда г. Липецка от 15 июля 2020 г. по делу № 1-219/2020 (по п. "б" ч. 2 ст. 264 УК РФ). URL: https://sudact.ru/regular/doc/UVwmSLhoJgW6/
Научная и учебная литература
10. Актуальные проблемы Общей части уголовного права. Учебник. / под ред. Подройкина И. А., Фаргиев И. А. - М.: Проспект. 2020. 544 с.
11. Боровиков, В.Б. Уголовное право. Общая часть : учебник для среднего профессионального образования / В. Б. Боровиков, А. А. Смердов ; под редакцией В. Б. Боровикова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 265 с
12. Ваняшин, И. С. К вопросу об истоках ответственности за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / И. С. Ваняшин, А. В. Клочков // Государственная служба и кадры. – 2023. – № 1. – С. 156-158.
13. Долгих. Т.Н. Привлечение к уголовной ответственности // СПС КонсультантПлюс. 2023.
14. Какая ответственность применяется к виновнику ДТП? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
15. Конин, В. В. Дополнительные элементы, входящие в предмет доказывания по преступлениям, предусмотренным статьей 264 УК РФ / В. В. Конин, Л. И. Суханкина, Н. С. Феоненко // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. – 2022. – № 1(35). – С. 53-60.
16. Коростелева, Т. И. Содержание субъективной стороны преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / Т. И. Коростелева // Материалы Афанасьевских чтений. – 2023. – № 2(45). – С. 78-82.
17. Кострова, М. Б. Законотворческие ошибки в конструировании российской уголовно-правовой нормы об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и возможности использования зарубежного опыта для их исправления. Часть первая / М. Б. Кострова // Правовое государство: теория и практика. – 2023. – № 3(73). – С. 97-106.
18. Поплавская В. Верховный Суд запретил наказывать водителей, если они скрылись с места ДТП // Административное право. 2020. № 2. С. 35 - 40.
19. Сверчков, В.В. Уголовное право. Особенная часть : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Сверчков. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 280 с.
20. Степанова Е.Е. Оставление в опасности: проблемы квалификации // Российский следователь. 2020. № 6. С. 37 - 39.
21. Узун, К. Г. уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / К. Г. Узун, А. Д. Павловский // Вестник науки. – 2023. – Т. 3, № 4(61). – С. 374-378.
22. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов / В. В. Векленко [и др.] ; под общей редакцией В. В. Векленко. - 3-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 512 с.
23. Хромов Е.В. Уголовно-правовые последствия оставления места ДТП // Уголовное право. 2023. № 5. С. 66 - 80.
24. Хромов Е.В., Зябликов А.Ю. О причинной связи в преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 4. С. 120 - 132.
25. Чучаев А.И. Оставление места совершения дорожно-транспортного происшествия // Уголовное право. 2020. № 1. С. 105 - 112.