Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Герой нашего времени» – известнейший роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который стоит на стыке литературных традиций романтизма и реализма. Кроме того, в русской литературной традиции он считается одним из первых психологических романов, которые затем обретают расцвет в творчестве Федора Михайловича Достоевского.
Сюжетно-композиционным своеобразием роман обязан именно этому смешению традиций, которое позволило Лермонтову создать уникальное «переходное» произведение, тем не менее, не лишенное глубокой содержательности, философского смысла.
К литераторам-романтикам причисляют многих поэтов и писателей конца XVIII – XIX веков: В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Н. Полевого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В. Кюхельбекера, А. Одоевского, Е. Баратынского, А. Бестужева-Марлинского и многих других. Однако среди них можно выделить тех поэтов и писателей, которые определили характерные черты и основные разновидности русского романтизма. [9, 7]
Романтизм Лермонтова развивает традиции и декабристского, и пушкинского, и философского романтизма, и бунтарского романтизма байроновского типа, и имеет, помимо этого, много своего, индивидуального.
Роман «Герой нашего времени», нельзя назвать абсолютно принадлежащим традиции реализма, поскольку Лермонтов, до того в своих стихах и прозаических набросках тяготевший к романтической традиции, не смог бы так легко и одномоментно изменить привычной стилистике.
Поэтому интересен вопрос о том, какова же доля разной литературной традиции в тексте романа «Герой нашего времени», как это сказалось на перипетиях сюжета и композиции произведения, и какими художественными средствами автор формирует свой неповторимый стиль. [2, 4]
Актуальность работы заключается в том, что, привлекая для изучения повествования в литературном произведении роман М.Ю. Лермонтова, мы получаем неоценимый опыт анализа текста, находящегося на стыке стилей и обладающего множеством интересных нюансов.
Объект исследования – текст романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Предмет исследования – повествовательные особенности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Задачи исследования:
1. изучить особенности построения сюжета в романе;
2. проанализировать особенности композиционного оформления повествования;
3. рассмотреть систему персонажей.
В ходе исследования были использованы такие методы, как анализ литературного источника, анализ исторических и библиографических данных, компонентный анализ, анализ художественно-изобразительных средств текста.
Методологической базой исследования стали работы Висковатова П.А., Волкова И.Ф., Журавлевой А.И., Зуевой Л.А. и др.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Сюжетно-композиционное своеобразие романа
1.1. Фабула и сюжет в романе
Говоря о написании «Героя нашего времени», стоит упомянуть и о том, в каких условиях была сформирована личность самого Лермонтова к моменту начала работы над романом. Обучавшийся в Московском университете сперва на политическом факультете, а затем на отделении словесности, Лермонтов, безусловно, не остается равнодушен к событиям, происходящим в обществе.
Очень показательна этом смысле его студенческая драма «Странный человек». Литературное творчество он видит почвой для искреннего самовыражения, в то время как в обществе не находит чистоты, свежести, свободной мысли, способной увлечь. [9, 9]
Участие Лермонтова в общественных волнениях, столкновение с цензурой, его реакция на смерть А.С. Пушкина и одноименное стихотворение стоят упоминания в контексте разговора о прозаическом творчестве Лермонтова, поскольку закладывают фундамент одновременно для формирования взглядов Лермонтова на общество, и для его конфликта с властью, который во многом определил ссылку на Кавказ.
Здесь, на Кавказе, и начинается работа над романом «Герой нашего времени», имеющая под собой множество очень разноплановых впечатлений Лермонтова о пороках высшего света, о позиции властных структур, а так же о живописных картинах жизни горцев.
Отдельно можно подчеркнуть последний факт – рассказы о быте горцев и природные описания в романе особенно замечательны, в посвященных Кавказу строках Лермонтов предстает перед нами как состоявшийся романист, всецело владеющий слогом и умеющий использовать художественные приемы, например, олицетворение сил природы, для придания динамике повествованию.
«Герой нашего времени» уникален тем, что является единственным завершенным романом Лермонтова. С одной стороны, это ограничивает нас в возможности тщательнейшим образом проследить изменение мотивов творчества Лермонтова от отчетливо романтических к более реалистическим. С другой стороны «Герой нашего времени» — произведение настолько сильное и красочное, собравшее в себе такой широкий спектр авторских впечатлений, что само по себе может являться поводом для множества исследований. [11, 30]
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев-Кривич С.А. Кабардино-черкесский фольклор в творчестве Лермонтова. – Нальчик: Кабардинское государственное издательство, 1999. – 137 с.
2. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. – М.: Художественная литература, 1958. — 110 с.
3. Вацуро В.Э. О Лермонтове: Работы разных лет. – М.: Новое издательство, 2008. - 716 с.
4. Виролайнен М.Н., Карпов А.А. Мир Лермонтова. – Коллективная монография. — СПб.: Скрипториум, 2015. — 976 с.
5. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. — М.: Современник, 1987. — 494 с.
6. Волков И.Ф. Теория литературы. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
7. Дурылин С.Н. Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова. Комментарии. — М.: Изд-во «Мультиратура», 2006 — 296 с.
8. Егоров О.Г. Лермонтов как психологический тип. – М.: Когито-Центр, 2015. – 360 с.
9. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. – М.: Прогресс-Традиция. 2002. – 288 с.
10. Зуева Л.А. В мире Лермонтова: жизнь, творчество, эпоха. – Куйбышев: МКУК «ЦБС», 2014. — 200 с.
11. Касаткина В. Романтизм // Литература. Приложение к газете «1 сентября».- 1998. – Октябрь (№38). – С.4-9.
12. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Монография. - М.: Просвещение, 1973. - 292 с.
13. Котляревский Н. Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта и его произведения. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 352 с.
14. Кривошапова С.А. Концепция демократического героя в творчестве М.Ю. Лермонтова. – Киев: Наукова думка, 1987. — 94 с.
15. Маймин Е.А. О русском романтизме. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1975. – 102 с.
16. Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин: Проблемы преемственного развития литературы. – Л.: Советский писатель, 1987. — 399 с.
17. Ман Ю. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 206 с.
18. Маркович В.М., Потапова Г.Е. (сост.) М.Ю. Лермонтов: pro et contra. Антология. — СПБ.: РХГИ, 2002. — 1074 с.
19. Мировое значение русской литературы XIX века. – М.: Наука, 1987. – 95 с.
20. Наливайко Д. Романтизм как эстетическая система // Вопросы литературы. – 1982. - №11. – С.156-164.
21. Пугачев О.С. Нравственные миры М.Ю. Лермонтова. Монография. — Пенза: РИО ПГСХА, 2014. — 286 с.
22. Романтические тенденции в русской и зарубежной литературе. – Казань: КГУ, 1975. – 69 с.
23. Сахаров В. Под сенью дружных муз // Наш современник. – 1982. - №7. – С.180-188.
24. Сиротин В.И. Лермонтов и христианство. – М.: Сказочная дорога, 2014. — 690 с.
25. Соловьева Н.А. XIX век: романтическое сознание эпохи // Вестник МГУ. Серия «Филология». – 2001. - №1. – С.7-12.
26. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. – М.: Наука, 1991. – С. 386.
27. Справочные материалы. М.Ю.Лермонтов. Лирика. – М.: Дрофа, 1998. – 190 с.
28. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
29. Удодов Б.Т. Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж, 1973. – 198 с.
30. Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. – Л.: Художественная литература, 1967. – 326 с.
31. Филина М.Д. Сборник Фаталист. Зарубежная Россия и Лермонтов: Из наследия первой эмиграции. – М.: Русскій міръ, 1999. – 184 с.
32. Шанский Н.М. Непосланное послание // Литература в школе. –№8. – С. 16-17.
33. Штайн К.Э., Петренко Д.И. Лермонтов и барокко. – Монография. – Ставрополь: Изд-во СтГУ, 2007. – 454 с.
34. Штайн К.Э., Петренко Д.И. Метапоэтика Лермонтова. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – 504 с.