Фрагмент для ознакомления
1
Актуальность темы исследования. В современном стандарте общего начального образования (ФГОС НОО) особое место отводится активному подходу к обучению детей младшего школьного возраста в обычных и внешкольных классах. Как известно, природа способствует раскрытию потенциала ребенка и развитию способностей к самостоятельному исследованию окружающего мира. Поездки на природу помогают осознать и открыть для себя эти возможности в начальной школе.
Роль экскурсий на природу в воспитании младших школьников трудно переоценить. Поездки на природу считаются классической формой знакомства с окружающей средой. Поездки на природу имеют много преимуществ, но главное преимущество заключается в том, что дети могут не только наблюдать явления и предметы в естественной среде, но и одновременно рассматривать их в сочетании с другими объектами природы. На экскурсиях создаются все необходимые условия для осознания научной и познавательной значимости природы, ее эстетической ценности и правильного поведения в природной среде. Экскурсии помогают убедить детей в единстве и разнообразии природы.
При этом у всех учащихся развиваются наблюдательные способности, формируется чувство прекрасного, появляется интерес к изучению окружающей среды, обогащается личный опыт. Природа дает богатейший материал для развития эстетических чувств, эмоций, наблюдательности, воображения детей. Есть и такие великие педагоги, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и другие. Они отметили положительную роль экскурсий в образовании и воспитании.
Образовательная экскурсия (от лат. эксурсио - это форма организации образовательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения и изучение различных объектов и явлений в природных условиях или в музеях, на выставках и т. д. Благодаря экскурсиям повышается интерес к знаниям, появляется мотивация к обучению, расширяется кругозор учащихся. Дети имеют возможность рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сопоставлять их, делать обобщения, выводы и т. д.
Развитие и распространение экскурсионного метода связано со стремлением учителей преодолеть односторонность книжного и устного обучения. В современных образовательных программах наблюдения являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Такие популярные авторы, О.Т. Поглазова «Окружающий мир» УМК «Гармония», как А.А. Плешаков «Окружающий мир» УМК «Школа России», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.А. Раутиан, С.В. Тырин «Окружающий мир» УМК» Школа 2000 … 2100», считают, что наблюдениям нужно выделить особое значение. Тема «Окружающий нас мир» - это мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также предоставляет широчайшие возможности для развития и развития его личности. Изучая этот курс, младшие школьники формируют научный взгляд на окружающий их мир.
Ученики приходят к выводу, что этот мир действительно существует, развивается, его можно познать, и поэтому одним из ведущих методов познания мира является метод наблюдения за окружающим миром, один из ведущих методов. Наблюдения за природой являются основой формирования естественнонаучных знаний у младших школьников. Экскурсия основана на непосредственном восприятии предметов и явлений, изучаемых учащимися в естественной или искусственно созданной среде. Благодаря способности младшего школьника наблюдать, замечать, различать как отдельные составляющие природы, так и их взаимосвязи, у него развиваются наблюдательность, любознательность и интерес к природе.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия применения методик изучения младшими школьниками способов изучения природы.
Объектом исследования является процесс применения методики изучения младшими школьниками способов изучения природы.
Предметом исследования являются основы и принципы методики изучения младшими школьниками способов изучения природы.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для использования методик изучения младшими школьниками способов изучения природы.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть методологическую основу методики изучения природы;
- изучить характеристику методической системы изучения окружающего мира учащимися начальной школы;
- детально проанализировать природоведческую экскурсию как одну из форм наблюдений за природой младшими школьниками и методику ее проведения;
- изучить характеристику урока-экскурсии на уроке окружающего мира в начальных классах.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СПОСОБОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
1.1 Методологическая основа методики изучения природы
Методологической основой методологии исследования окружающего мира является философская эпистемология, ключевым стержнем которой является отражение окружающего мира в сознании человека.
Природа (Вселенная, жизнь, разум) - это естественное движение изменения материи во времени и пространстве, совокупность объектов и явлений, которые находятся в сложных, разнообразных отношениях друг с другом и образуют микромегасистему. Человеческое сознание может в определенной степени и систематически отражать эту закономерность, если разработает специальную концепцию научного знания, естественнонаучную картину мира, объединяющую систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе сохранения природы [12].
Современная философия уделяет особое внимание человеку как активному субъекту истории и познания (психоанализ, философская антропология, экзистенциализм, философия жизни и другие области). Философия естествознания также развивает новые парадигмы научного познания.
Современной науке известны такие типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни материи, как: элементарные части и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, геологические системы, планеты, звезды, внутригалактические системы, галактики, межгалактические системы, а также особые типы материальных систем живой и социально организованной материи. Известно, что сырьем для жизни являются материя и энергия, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Человечество не может указать момент зарождения жизни на нашей планете, появления первых мыслящих существ в биосфере, поскольку все качественные изменения в развитии Вселенной проходят незамеченными. Однако осознание появилось естественным образом. Вся история космоса привела к возникновению мысли как высшей формы отражения объективного мира, к совершенствованию форм активного отражения реальной действительности, хотя в этом процессе еще много противоречивого и неизученного (Кууси Пекка, П.В. Алексеев, И.Т. Фролов, В.М. Лейбниц, Печчеи Аурелио, А.В. Панин и др.).
Многие поколения людей задаются вопросом: зачем человек живет? Какова его роль в построении мира? Поиски ответа на этот вопрос привели человечество к формированию общего представления о космическом доме, которое позже стало известно как мировоззрение.
В настоящее время существуют различные подходы к проблеме восприятия окружающего мира: аксиологический, синергетический, герменевтический, диалектико-материалистический и др.
Знание в философии рассматривается как особая система, необходимая человеку для ориентации в окружающем мире, планирования и осуществления деятельности, предвидения событий, получения новых знаний.
Понимание знания как основы идеального плана практической преобразующей деятельности является исходным принципом теории познания, позволяющим раскрыть сущность единства знания и реальности. Функционирование знаний как основы идеального плана действий обеспечивает обратную связь от реальности к нашим знаниям о ней. В процессе установления этих связей знания человека об окружающем его мире уточняются, пересматриваются и совершенствуются. Таким образом, знание возникает, совершенствуется в процессе активной практической деятельности человека и не остается продуктом пассивного созерцания реальности [18].
В науке выделяют две составляющие процесса познания: сенсорную (ощущения, восприятия, представления) и рациональную (мышление в различных формах: концепции, суждения, умозаключения, гипотезы, теории).
Фрагмент для ознакомления
2
Развитие региональных авиаперевозок является неотъемлемой составляющей развития многих регионов по всему миру. Этот процесс имеет ряд важных причин и преимуществ. Во-первых, региональные авиаперевозки способствуют экономическому развитию путем создания новых рабочих мест и стимулирования туристической и бизнес-деятельности. Это в свою очередь укрепляет местные экономики и повышает уровень жизни жителей региона.
Во-вторых, развитие региональных авиалиний улучшает доступность и соединяемость отдаленных районов с городами и центрами развития. Это особенно важно для регионов, где нет надежной инфраструктуры общественного транспорта, и авиация становится наиболее быстрым и удобным способом перемещения. Благодаря этому жители могут получить лучший доступ к медицинским услугам, образованию, культурным событиям и другим возможностям, которые могут быть ограничены в отдаленных районах.
Третий аспект - развитие регионального туризма. Разветвленные авиалинии позволяют открывать новые возможности для туризма, привлекая больше посетителей в регион. Это способствует развитию гостиничного бизнеса, ресторанов, магазинов сувениров и других смежных отраслей, создавая новые рабочие места и стимулируя экономику.
Наконец, развитие региональных авиаперевозок способствует обмену культурой, идеями и знаниями между разными регионами, а также развитию межкультурного понимания, расширению горизонтов каждого человека и созданию более связанного и гармоничного мира.
Таким образом, развитие региональных авиаперевозок имеет огромное значение для регионального развития, экономики и социального прогресса. Оно способствует созданию новых возможностей, повышению уровня жизни и расширению горизонтов каждого жителя региона.
Глава 1. Оценка внешней среды решения поставленной задачи
1.1. Географическое положение
Подвижность населения во многом определяют эффективность экономической системы и социальные условия жизни населения. В общем случае, потребность любого человека в передвижении зависит от уровня развития общества, социальной структуры, уклада жизни, градостроительного развития территории и других факторов [13].
Передвижения населения на территории любого муниципального образования имеют сложную комбинированную структуру. Пешеходное передвижение сочетается с транспортным движением. Последнее включает в себя индивидуальный и общественный транспорт.
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности экономического комплекса и социальной сферы.
Стратегия развития транспорта является единой иерархической системой стратегического планирования транспортной отрасли.
Стратегия является одним из элементов государственного управления транспортным хозяйством [17].
Транспортная безопасность страны оценивается не только отношением количества дорожно-транспортных происшествий на численность населения того или иного муниципального образования, но и скоростью доставки грузов и пассажиров, обеспечением качества доставки товаров и перемещающегося населения, а также рядом других факторов.
Современный регион – это, прежде всего, развитая транспортная инфраструктура: миллионы людей ежедневно вынуждены пользоваться транспортными услугами, эксплуатировать различные виды транспорта и использовать транспортные коммуникации [5].
Общая тенденция глобализации мировой экономики и непрерывно происходящие интеграционные процессы на международных рынках способствуют стремительному увеличению значимости технологического роста транспортной отрасли для Российской Федерации.
Экономический комплекс современной России в настоящее время испытывает потребность в совершенствовании управления транспортным процессом при перемещении людей и грузов [9].
Татарстан расположен на востоке Восточно-Европейской равнины, в месте слияния двух крупнейших рек – Волги и Камы, г.Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от г.Москвы.
Общая площадь республики составляет 6783,7 тыс.га. Максимальная протяженность территории – 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Границ с иностранными государствами Татарстан не имеет.
Территория Татарстана представляет собой возвышенную ступенчатую равнину, расчлененную густой сетью речных долин. Широкими долинами Волги и Камы равнина разделена на три части: Предволжье, Предкамье и Закамье. Предволжье с максимальными высотами 276 м занимает северо-восточную часть Приволжской возвышенности. В Восточное Предкамье с севера заходят южные окончания Можгинской и Сарапульской возвышенностей, разделенные долиной р.Иж. Наибольшие высоты достигают здесь 243 м. Самой высокой в Татарстане (до 381 м) является Бугульминская возвышенность в Восточном Закамье. Самый низкий рельеф (в основном до 200 м) характерен для Западного Закамья.
17% территории республики покрыто лесами, состоящими из деревьев преимущественно лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью. На территории Татарстана обитают 433 вида позвоночных, а также несколько тысяч видов беспозвоночных животных.
Территория Татарстана характеризуется умеренно-континентальным типом климата средних широт, с теплым летом и умеренно-холодной зимой. Самым теплым месяцем является июль со средней месячной температурой воздуха по территории 18 – 20 °С, самым холодным – январь со средними месячными температурами от -13 °С. Продолжительность теплого периода (с устойчивой температурой выше 0 °С) колеблется по территории в пределах 198-209 дней, холодного – 156-167 дней. Осадки по территории распределяются сравнительно равномерно, годовая сумма их составляет 460 – 540 мм.
Почвы отличаются большим разнообразием – от серых лесных и подзолистых на севере и западе до различных видов черноземов на юге республики.
На территории Татарстана расположены Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Нижняя Кама». Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник расположен на территории Зеленодольского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан. Два обособленных участка заповедника - Сараловский (4170 га) и Раифский (5921 га) удалены друг от друга на расстояние около 100 км. Национальный парк «Нижняя Кама» расположен на территории двух муниципальных районов Республики Татарстан: Елабужского и Тукаевского. На территории парка намечено несколько сухопутных и водных туристских маршрутов по лесным массивам, а также водные маршруты по акватории водохранилища, по рекам Каме и Криуше.
1.2. Анализ факторов, формирующих инфраструктуру региона
Остановимся на основных характеристиках инфраструктурной освоенности Республики Татарстан. РТ занимает выгодное экономико-географическое положение на востоке европейской части России, находясь на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны, имеет достаточную ресурсную обеспеченность.
С экономической точки зрения транспортная инфраструктура является основой любой экономической системы и обеспечивает ее функционирование и развитие. Татарстан расположен в центральной части европейской России, по его территории проходят система магистральных газопроводов и нефтепроводов, федеральные магистральные железнодорожные пути и автомобильные дороги, единая водная система европейской части России с выходом к Каспийскому, Средиземноморскому и Балтийскому бассейнам, воздушные трассы, которые обеспечивают перемещение потоков грузов и пассажиров с запада на восток и с севера на юг во многие континенты мира, регионы РФ и внутри РТ. Центром пересечений указанных магистральных транспортных коммуникаций является Казанский транспортный узел, который, кроме железнодорожного узла, включает Казанский речной порт, автомобильные федеральные и республиканские дороги, аэропорт.
Социальная инфраструктура региона с точки зрения оказания услуг потребителю включает: универсальные услуги (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, спорт, досуг и пр.); целевые услуги - объекты, предназначенные для оказания услуг жизненного цикла для детей, молодежи и пожилых людей (детские сады, учебные заведения, пенсионное обеспечение); услуги для лиц с ограниченными возможностями. Что касается социальной инфраструктуры, отметим, что реализация на территории республики 4-х приоритетных национальных проектов: «Развитие АПК», «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - дало значительный эффект.
Несмотря на стабильный рост основных показателей работы производственного сектора, в республике в настоящее время имеются серьезные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее социально-экономическое развитие, а значит, стабильность экономики, уровень жизни населения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воздушный кодекс Российской Федерации (от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ, в ред. ФЗ от 08.07.2005 г. - 30.12.2012 г.)
2. "Наставления по организации международных перевозок в гражданской авиации СССР" (НОМП ГА-83).
3. "Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров"/Утв. Приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г.№104
4. Приказ Минтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов» от 05. 05. 2000 года №121( с изменениями от 07. 09, 2007 года)
5. Приказ Минтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов» от 23. 06. 2003 года №149( с изменениями от 13. 08, 2007 года)
6. Приказ Минтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры» от 24. 04. 2000 года №98
7. Приказ Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142."Требования авиационной безопасности к аэропортам".
8. «Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях СССР» (РБП-85).
9.Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». /Утв. Приказом Минтранса России от 27 июня 2007 г. № 82.
10. Федеральные авиационные правила «Правила перевозки опасных грузов ВС гражданской авиации» Приказ Минтранса РФ от 05.09.2008 N 141
11.Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации. Утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.01.98г. №85
12.Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации. Приказ ФАС России от 30.12.98г. Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.99г. С изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСВТ России от 19.02.99г. №19. Зарегистрировано в Минюсте России 054.08.99г., регистрационный номер №1854.
13.Федеральные авиационные правила “Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники” (ФАП-145). Утверждены и введены в действие приказом ФАС России от 19.02.99г. Зарегистрировано в Минюст России 13.08.99г., регистрационный номер №1871.
14. Федеральные авиационные правила по сертификации организаций, осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов. Приказ ФАС России от 30.10.98г. №342 (зарегистрировано в Минюст России 26.02.99г., регистрационный номер№1720).
15. Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». /Утв. Приказом Минтранса России от 27 июня 2007 г. № 82
16. Афанасьев В.Г. Основы внешнеэкономической и коммерческой деятельности в системе воздушного транспорта. – М.: Воздушный транспорт, 2019.
17. Афанасьев В.Г. Основы международных воздушных сообщений: /Учебное пособие М.«Авиабизнес», 2020.
18. Гаджинский А. М. Логистика: учебник. – 21-е изд. – М.: Дашков и К, 2019г. – с. 235-246.
19. Гайданенко А. А., Гайданенко О. В. Логистика: Учебник для бакалавриата. – М.: КноРус, 2019г. – с. 29-32.
20. Герами В. Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Издательство Юрайт, 2019г. – с. 117-124
21.Е.В. Костромина Управление экономикой авиакомпаний, М «Авиабизнес», 2019.
22. Елисеев Б.П. Воздушные перевозки - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020.
23.Крыжановский А.Г., Кондратьев А.А. “Международный экспедитор” Международная академия транспорта. СПб, “Партнер ВЭД”, 2019г.
24. Манукян Р.Г. Конспект лекции по Организации перевозок на транспорте - Санкт-Петербург: СПАТК ГА, 2019 г.
25. Манукян Р.Г. «Сервис на воздушном транспорте» Учебное пособие, СПб АТК ГУГА, ЗАО «Полиграфическое предприятие №3» 2018.
26.Николашин В.М. «Сервис на транспорте» Учебное пособие, Академия, 2018.
27. О.Я. Осипова «Транспортное обслуживание туристов», 2019.
28. Памбухчиянц О.В. Организация и технология торговых процессов.- М.: Маркетинг, 2018. - 320 с.
29. Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2019г.
30. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. - М.: Маркетинг, 2018. - 580с.
31.Троицкая Н.А.., Чубуков А.Б. «Единая транспортная система» учебник 2-ое издание М. Академия 2019.
32.«Учебное пособие для агентов по бронированию и продаже международных пассажирских авиаперевозок» АвиабизнесМосква, 2019г.
33. Филипов П. Иллювиева Е. Бизнес-план вашего предприятия. - СП б.: Норма, 2019 г.
34. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Хрипача. – 2 е изд. – Мн.: Экономпресс, 2018. 464 с.