Фрагмент для ознакомления
2
Симптом эмоционального выгорания СЭВ – это реакция тела, которая возникает из-за продолжительного влияния профессионального стресса средних интенсивностей. На Европейском конгрессе ВОЗ отмечается, что трудящиеся в Европейском Союзе относятся к стрессу, который является важным вопросом для примерно третьих трудящихся в Европейском Союзе, а стоимость решений проблем психического здоровья вследствие этого составляет, в среднем, 3-4% валовых национальных доходов. В США появились первые работы по данной проблеме. Американский психотерапевт Х. Фрэнденбергер описывал феномен, и дал им название «burnout» психического выгорания для того, чтобы определить психологическое состояние здорового человека, который интенсивно и тесно общается с пациентами, клиентами в атмосфере эмоционально загруженной для профессионального обслуживания. Психолог К. Маслачев определил это состояние в виде синдрома физической и душевной истощения, в том числе развитие негативного самочувствия, негативного отношения к труду, утраты понимания, сочувствия к клиенту или пациенту.
Актуальность исследований гендера на сегодняшний день обусловлена многочисленными социальными феноменами и факторами: изменение полоролевых отношений в обществе, политике, предпринимательской, культурной, образовательной сфере, более активное участие женщин в обществе, появление новых, включая нетрадиционные формы брака, рост количества разводов, обострение проблемы с одиночеством, рост числа психического, психосоматического, сексуального расстройства, включая неадекватную гендерную идентичность.
Цель исследования: выявить гендерные особенности эмоционального выгорания у супругов. Объект исследования: эмоциональное выгорание. Предмет исследования: гендерные особенности эмоционального выгорания у супругов.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что степень выраженности эмоционального выгорания в браке у женщин выше, чем у мужчин. Это предположение конкретизируется в частных гипотезах:
- Замужние женщины более эмоциональные в виду ведения домашнего хозяйства и воспитания детей;
- Женатые мужчины делают акцент на карьере.
В контексте исследования гендерных особенностей эмоционального выгорания супругов, критерий может включать следующие аспекты: Степень и предрасположенность к эмоциональному выгоранию в зависимости от пола, Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию супругов, в их зависимости от пола, проявления эмоционального выгорания в поведении, эмоциональном состоянии и физическом здоровье супругов в зависимости от пола, стратегии преодоления эмоционального выгорания в зависимости от пола.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи исследования:
1. Изучить общую характеристику понятия гендер
2. Раскрыть психологический феномен эмоционального выгорания
3. Представить программу исследования эмоционального выгорания у супругов
4. Предложить рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у супругов
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Часть 1. Теоретические аспекты проблемы гендерных особенностей эмоционального выгорания
1.1 Общая характеристика понятия гендер
Пол - одна из общих биологических различий между мужчиной и женщиной и является единой анатомической и физиологической данной, т.е. совокупной биологической данной, которая является предпосылкой для того, чтобы индивид относился к биологическим полу, мужчине или женщине.
Но кроме биологических различий между мужчиной и женщиной существует много различий, «обусловленных причинами, которые не являются биологическими по природе», т.е. существует определенная разница между социальными ролями, формами деятельности, различиями по поведению и психологическим характеристикам индивида. [1]
Для более четкого осмысления различий между биологическими, природными определениями различий между женщинами и мужчинами, а также специальным набором социально-культурных и гендерных характеристик женщин и женщин, определяющих своё поведение, введен термин «гендер». Введение гендерного термина позволяет в общем понимании разграничить две понятия – биологический и социальной пол. Гендер, от англ. гендер, означает понятие пола как социальной структуры, надстраивающейся над физиологической реальностью. [2]
Одним убедительным доказательством социальной конструации гендера стали исследования психологов, наблюдавшие за тем, как по-другому в их изучаемых обществах определялась роль матери, отца, позиция мужчины и женщины в общественном сообществе. Качества, традиционно считаемые женщинами, такие как пассивности, отзывчивости, любви и нежности к детям могли быть образцами мужской сексуальности в одной племени или вообще отрицаться в другой племени большинства женщин и большинства мужчин.
Многие следующие исследования показывают, что представление о традиционном мужском, традиционном женском поведении меняется даже в развитии истории одной и той же группы людей. Эти исследования подвергли сомнению многие века практики упрощенного пояснения традиционным аспектам поведения относительно биологического пола. Те черты, считаемые мужскими или женскими, так же мало относятся к полу, как одежду, манеру, форму головного убора, которые по-прежнему предписывают обществу.
Отметим, что, кроме биологических и социальных аспектов, на гендер влияет культурный. В широком понимании культура является тем, что человек создает в процессе познания и упорядоченности своих познаний в мире, которое, прежде всего, отличает людей от животных. [3]
В истории психологии гендера можно выделять пять этапов: 1. Разработка соответствующей идеи в философии с античных времен по концу XIX века. ;2 формирование темы и раздела женской психологии конца XIX - начала XX вв. ; 3 «фрейдовый период», связанный с названием 3. Фрейда, психоанализ начало XX века - 1930-е годы. 4 начало широкой экспериментальной работы и появились первые теории 1950-1980 годов. ; 5 Большое развитие психологии гендера: вспышка экспериментальных и теоретических исследований, обоснование эмпирического осмысления фактов, внедрение известных методик и методов для исследования гендерной проблемы и разработка специфических методик гендера с 90-х годов по настоящему времени. Отечественная наука выделяет несколько других этапов конца XIX-начала XX вв., 1920-1930 гг., 1960-1980 гг., с 1990 гг. [4]
Молодежный движений конца 60-х годов, «студентская революция 1968 года», которая ставит под сомнение ценностные и нормативные нормы старших поколений, пресловутые сексуальные революции, которая позволила открыто разговаривать о проблемах пола и открыто обсуждать запретные темы, а также оживление феминизма в начале 70-х годов повлияло на гуманитарное исследование во многих государствах мира. Объектом исследований ученых было выбрано женщина – семья и производство, система права и обучения, наука и политика, литература и искусство.
В конце 60-х термин стал необходим социологической и психологической, исторической и лингвистской, педагогической и юридической науке.
Первыми, поддержавшими новое представление в историко-психологических дисциплинах, были антропологи феминизма. Они обнаружили, что при исследовании разных обществ существует значительная разница в понимании ролей мужского и женского пола, позиции, черты характера, понимания того, есть ли мужчина или женщина в одном и том же обществе. [5]
Объект исследования феминологии – женщина. Феминология, рассматривающая социально-экономическую, политическую, правовую, социокультурную ситуацию, сложившуюся в обществе, чтобы реализовать интересы женщин, обеспечить их жизнедеятельность во всех областях общественной деятельности, должна была способствовать решения нескольких задач. [6] Кроме того, обратить внимание на экономические и политические аспекты положения женщин в обществе, а также роль в семье женщины, а также на стимулирование исследований гендерной дискриминации, гендерных асимметрий в социальной жизни, пропаганду феминистских идей равенства социальных и политических прав жен и мужей.
В современном обществе изменяются культурные ценности, включая изменение тендерной системы. Впоследствии классическая базовая гендерная договоренность вытесняется хотя бы для средних классов контрактом «равенства статуса», согласно которому на смену патриархату приходится выравнивание положений прав женщин и женщин в публичной политике, образовании, других профессиях, культурной жизни, а также в частной работе, воспитании детей и сексуальности и т.д.[7]
Социальные полы конструируются социальными практиками. В обществе появляется система поведения, которая предписывает выполнять определенные половые роли, а также возникает жёсткий ряд представлений, что в этом обществе есть «мужское» и «женское».
Гендер возникает в результате определенной системы социализации, распределения труда, принятых в обществе культурных норм, ролей и стереотипов. В обществе принятые нормы гендера и стереотипов в определенной мере определяют психологическое качество, поощряя одни, а другие негативно оценивают другие, способы, виды занятий, профессии человека, исходя из их биологических пола. Человек не рождается мужчиной или женщиной, а рождается в соответствии с социокультурным контекстом. Современные ученые полагают, что нужно говорить не об гендере и не об гендерах и подчеркивать, что понятие «бывать женщиной» и «бывать мужчиной» разные для различных этнической, религиозной, расовой групп, различные социальные слои, разные поколения. [8]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: учебное пособие Г.С.Абрамова, Ю.А.Юдчиц. - М.: Наука,2019.- 272с.
2. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике / В.А.Ананьев.-СПб.: Речь, 2019.- 320с.
3. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья / Б.А.Ананьев. - СПб.:Питер,20189. - 123с.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита/ Л.И. Анцыферова // Психологический журнал - 2021.- № 1.- С.3-19
5. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. науч.трудов.Вып.2,2021. С.82-90.
6. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / М.В. Баранова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». - М.: Издательство МГУ, 2021. - № 1. - С.54-67.
7. Бендас Т.В. «Гендерная психология»: Учебное пособие / Т.В. Бендас - СПб.: Питер, 2021. - 431с.
8. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека / Ф.Б. Березин - СПб.: Питер,2021. - 270с.
9. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология / Ж.Бержере - М.:МГУ, 2022. - 400 с.
10. Бобров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности //Психологические исследования проблемы профессионализации личности профессионала / Под ред. В.А. Боброва и др. М.: Педагогика, 2019. - 512с.
11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. //Л.Ф.Бурлачук, С.М. Морозов - СПб.: Питер,2019. - 528с.
12. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2022.- 178с.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 2022.- 188с.
14. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания // Вопросы психологии / М.В. Борисова. 2022. №2. С. 96-104.
15. Бабанов С.А. Образ жизни медицинских работников // Врач. 2022. Май (спец. выпуск).
16. Балабанова Е. С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические трудности. 2022. No 4.
17. Бодалев А. А. Познание человека человеком возрастной, гендер., этн. и проф. аспекты / ред.: А. А. Бодалев, Н. В.Васина. - СПб.: Речь, 2022. - 323с.
18. Берн Ш. М. Гендерная психология / М.Ш. Берн Секреты психологии - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2022. - 320 с
19. Водопьянова Н. Е, Старченкова Н.Е. «Субъективные репрезентации организационной культуры и динамика развития психологического стресса» Вестник СПБГУ Сер. 12. 2021. Вып. 3. стр. 356 - 363.
20. Водопьянова Н. Е. «Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека».// Вестник СПБГУ Сер.12.2019. Вып.2. С.75-86.
21. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С.Никифорова. -- СПб.: СПбГУ, 2019.- С.443-463.
22. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб.: Речь, 2019. – 120 с.
23. Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. – СПб, 2021.
24. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.vashpsixolog.ru
25. Паршикова О.В. Сходство супругов по личностным характеристикам и продолжительность брака // Психологические исследования. – 2019. – Т. 5. – №26. – С. 10. 5. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2019. – № 3. – С. 85.
26. Грановская Р.М. Практическая психология / Р.М. Грановская - СПб.: Питер, 2019. - 655с.
27. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В.Грачев - М.: Изд-во РАГС, 2022.- 125с.
28. Гройсман А.Л. Медицинская психология / А.Л. Гройсман - М.: Медицина, 2022.- 360с.
29. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина - СПб.: Питер, 2022.-464с.
30. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. СПб.: Питер, 2019.