Фрагмент для ознакомления
2
Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одним из важнейших направлений образовательного процесса. В ФГОС ДО отмечается, что одним из принципов дошкольного образования является «реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» (п. 1.2).
Для этого в ДОО должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда, включающая разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые должны обеспечивать «игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)» (п. 3.3.4 ФГОС ДО).
В научной литературе подчеркивается, что развитие познавательной активности детей дошкольного возраста возможно в условиях различных видов деятельности, среди которых особое место занимает исследовательская деятельность и экспериментирование (О.В. Дыбина, О.Л. Князева, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков). Благодаря экспериментированию, дети расширяют свой кругозор, узнают что-то новое о предметах и явлениях, которые их окружают. У дошкольников формируется целостная картина мира, он становится субъектом познавательной деятельности, проявляет активность и самостоятельность.
Эксперименты в детском саду могут быть одним из наиболее эффективных способов развития исследовательских умений у детей. Они могут быть проведены в различных областях, таких как наука, математика, искусство и технологии. Могут быть простыми или сложными, но всегда должны быть интересными для детей. Исследовательские умения помогают детям развивать свою любознательность, логическое мышление, критическое мышление, способность к решению проблем и многие другие навыки, которые будут полезны им в будущем.
В научной литературе вопросы организации экспериментирования детей дошкольного возраста для изучения явлений природы рассматриваются в работах О.В. Афанасьевой, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова и других. Различные виды экспериментирования детей дошкольного возраста раскрывают О.В. Дыбина, Н.Н. Поддьяков, Л.Н. Прохорова и другие. В то же время следует отметить, что несмотря на наличие различных программ, концепций и подходов познавательного развития детей в исследовательской деятельности, остается открытой проблема развития познаний явлений природы в процессе экспериментирования. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Эксперимент в детском саду как первичный навык развития исследовательских умений».
Цель исследования: обосновать возможности экспериментирования как средства развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: экспериментирование как средство развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) уточнить понятия «исследовательская деятельность», «экспериментирование» в психолого-педагогической литературе;
2) охарактеризовать особенности организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста;
3) выявить уровень сформированности исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
4) провести практическую работу по разработке и реализации перспективного плана экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ и синтез психологической, педагогической литературы, изучение нормативных документов; педагогический эксперимент, тестирование; методы обработки результатов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонова-Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / О.В. Артамонова-Дыбина, В.В. Щетинина, Н.Н. Поддьяков. – М.: Сфера, 2017. – 127 с.
2. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
3. Демешина А.Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии / А.Р. Демешина // Концепт. – 2017. – Т. 12. – С. 19–22.
4. Емельяненко Ю.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в детском саду / Е.Р. Емельяненко // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 4 (7). – С. 89–91.
5. Иванова, А.И. Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников / А.И. Иванова, Н.В. Уманская. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 156 с.
6. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С.И. Карпова. – М.: Сфера, 2010. – 178 с.
7. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников: для работы с детьми 4-7 лет / Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 75 с.
8. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 201 с.
9. Образовательная область «Познавательное развитие»: учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова; ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 297 с.
10. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ: тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 240 с.
11. Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников / Н.Н. Поддьяков. – М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1998. – 28 с.
12. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 304 с.
13. Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, Л.М. Кларина. – М.: Русское слово, 2015. – 128 с.
14. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников: методические рекомендации / авт.-сост. И.Д. Войтова; под ред. А.В. Можейко. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010. – 128 с.
15. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2007. -32 с.
16. Скалина, О.В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста / О.В. Скалина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 51–54.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.
18. Шайганова, А.В. Организация экспериментальной деятельности в ДОУ как средство развития познавательной сферы у дошкольников / А.В. Шайганова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 2 (8). – С. 49–51.
19. Шамарова, С.Ю. Дидактические игры как средство развития познавательной сферы детей / С.Ю. Шамарова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза 2019. – С. 287–289.
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 384 с.