Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Административное право занимает особое место в правовой системе и отличается от других отраслей права не только предметом регулирования, но и максимальной мобильностью и широким спектром нормативных актов.
Административное взыскание - это мера ответственности, которая применяется к лицу, совершившему административное правонарушение, в установленном законом порядке. Система административных взысканий включает в себя санкции различного характера, степени тяжести и правовых последствий. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) выбирать меру наказания за мелкое правонарушение с учетом характера совершенного преступления, личности правонарушителя, степени вины, состояния имущества, обстоятельств, снижающих и отягчающих ответственность.
Объект исследования составляют общественные отношения в сфере правовых аспектов системы мер административных взысканий.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы системы мер административных взысканий.
Целью исследования является исследовать систему мер административных взысканий.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие системы мер административных взысканий ;
2.исследовать содержание и виды взысканий;
3.рассмотреть порядок и правила наложения взысканий за административное правонарушение;
4.выявить особенности порядка наложения взыскания за множественность административных проступков.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Маказиева З.Д., Попова Н.Ф., Смоляков П.Н., Кононова П.И., Гусаков С.Ю. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем системы мер административных взысканий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере регулирования системы мер административных взысканий.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1.Общая характеристика административных взысканий
1.1.Понятие системы мер административных взысканий
Административные взыскания - это те меры, которые дают субъектам хозяйствования и гражданам наиболее значительное влияние на обеспечение законопослушного поведения и предотвращение совершения правонарушений другими лицами [6; C.4].
На протяжении всей истории развития административного права система административных взысканий претерпевала соответствующие изменения.
Профессор Крамник А.Н. понимает систему административных взысканий как установленный законом исчерпывающий перечень, который организован в определенном порядке в зависимости от его тяжести.
Система объединяет различные виды административных взысканий в единое целое. Все вместе взятое, административные взыскания характеризуют административную ответственность.
По своей природе административные взыскания неодинаковы, поэтому их можно классифицировать на основе разных критериев. К ним относятся: характер правовых ограничений, порядок применения, сведения о субъекте, к которому применяются административные взыскания, время воздействия, юридическое значение.
Среди достаточно полной и обоснованной классификации административных взысканий уделим особое внимание классификации, учитывающей характеристики субъекта, к которому применяются административные взыскания.
В целом систему административного взыскания можно представить как внутренне организованное единство относительно независимого типа иерархически упорядоченного множества, совокупность которого представляет собой сложное функциональное назначение административного взыскания в социальной среде.
Приведенное выше определение подразумевает основную черту, раскрывающую определение этого образования как "системы административного взыскания".
Первый признак (внутреннее организованное единство) является общей и выражает логику системообразующих связей элементов любой системы, в том числе административных взысканий. Виды административных взысканий как элемент системы административных санкций сочетаются и находятся в объективно связанном состоянии по определенным существенным причинам, характеризующим их характеристики и особенности отношений. Виды административных взысканий, описанные в КоАП РФ, имеют много общих черт, например, порядок однократного наложения, одинаковую цель применения; все они являются мерами административной ответственности, которые устанавливаются государством, но, в зависимости от правовых последствий, существует дифференциация в круг субъектов, имеющих право их применять [6; C.6].
Второй признак - структурное и иерархическое единство. Система административных взысканий имеет два уровня, то есть простую систему, тип которой формирует второй уровень системы. Что касается первого уровня этой системы, то он включает категорию административных взысканий в ее собирательном смысле, которая формируется на основе "сложения" признаков каждого формального вида административных взысканий. Система образует единство благодаря структурному и иерархическому упорядочению элементов типа административного распоряжения, что определяет ее функциональную зависимость и взаимодействие. Административные взыскания, включенные в рассматриваемую систему, являются точной мерой ответственности за совершение административного правонарушения. В связи с этим подчеркиваем, что ни в системе в целом, ни в какой-либо из ее составляющих вид административного взыскания не может быть определен каким-либо иным способом, вне административного регулирования. Сама система взысканий, на первый взгляд, построена путем размещения различных видов таких взысканий в определенном сравнительном порядке: в зависимости от степени их тяжести.
Точно так же, как это делается в уголовном и трудовом праве, Д.Н Бахрах сказал, что в КоАП РФ перечень приведен в определенном порядке. Другими словами, законодатель выстраивает "лестницу взысканий", которая учитывается как законодательным органом, так и многочисленными должностными лицами, вводящими такие взыскания [3; C.102].
1.2.Содержание и виды взысканий
Административное взыскание - это мера ответственности, установленная государством за совершение административных правонарушений, которая применяется для предотвращения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Часть 1 ст.3.2 КоАП РФ предусматривает девять видов административных взысканий, каждое из которых отнесено законодателем к определенному виду: основному, основному и дополнительному или только дополнительному административному наказанию. Рассмотрим подробнее (см.Приложение).
Предупреждение в качестве меры административного наказания будет наложено за впервые совершенное административное правонарушение, даже если оно прямо не предусмотрено санкциями статьи особенной части в качестве административного взыскания, если административное правонарушение не влечет за собой ситуацию обострения, и если административное правонарушение не влечет за собой носят характер тотального административного правонарушения.
Административный штраф как мера административного наказания. В то же время из десяти видов наказаний, представленных в настоящее время в административном праве Российской Федерации, административные штрафы, как и в прошлые десятилетия, признаны наиболее распространенными в современной юрисдикционной практике. Кроме того, благодаря своей универсальности, соизмеримости, массовому применению и другим характеристикам, включая простоту внедрения, он постепенно стал основным звеном этого списка, его определением.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Административное право России : учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.] ; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 484 с.
4. Гусаков С.Ю. О практике исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности // Вестник исполнительного производства. 2022. № 1-2. С. 43 - 57.
5. За что может быть дисквалифицирован руководитель организации // СПС КонсультантПлюс. 2023.
6. Какие виды административных наказаний могут быть назначены только судом // СПС КонсультантПлюс. 2023.
7. Какой порядок (особенности) привлечения к административной ответственности юридических лиц // СПС КонсультантПлюс. 2023.
8. Маказиева, З. Д. Административные взыскания за нарушения ограничений и запретов, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции / З. Д. Маказиева // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 10. – С. 492-494.
9. Попова, Н. Ф. Административное право : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ф. Попова. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 333 с.
10. Смоляков П.Н. Обязательные работы в УК РФ и КоАП РФ // СПС КонсультантПлюс. 2023.
11. Смоляков П.Н. Административное выдворение как вид наказания // СПС КонсультантПлюс. 2023.