Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПУБЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие публичного контроля
Публичный контроль - это комплекс мер, направленных на деяьтельность граждан, институтов гражданского общества - средств массовой информации, политических партий и социальных групп - контролировать и верифицировать деятельность государственных и местных органов власти и обеспечивать соблюдение закона, подотчетность и, соответственно, способность выполнять свои обязанности.
Мировой опыт научил нас тому, что общественный контроль выгоден как общественным, так и национальным властям. Фактически, государство несет ответственность за работу закона, уважая и защищая права и свободы человека, тем самым заставляя их эффективно действовать на общее благо. Общественный контроль полезен и для самого государства, которое поощряет постоянное совершенствование.
Во-первых, она действует как сила влияния, сопротивляясь бесчисленным соблазнам, с которыми чиновники всегда сталкиваются в силу природы власти. Под давлением государственного управления чиновники координируют свои действия, становятся подотчетными и, следовательно, компетентными. Во-вторых, публичный контроль - это средство содействия честному и открытому диалогу между гражданами и органами власти о целях и приоритетах развития страны, благодаря обратной связи и социальной обратной связи между обществом и властью правительство может не только услышать, но и поддержать требования граждан о необходимых реформах страны. В-третьих, общественный контроль укрепляет доверие и поддержку граждан, мотивируя государство к эффективной работе. Компетентные органы полагаются на поддержку общества и на конструктивное консультирование граждан и их действий в стране.
Все это способствует созданию и развитию конкурентоспособной экономики, повышению уровня жизни людей, формированию сильного гражданского общества, укреплению национальной безопасности и повышению качества человеческого капитала. В конечном счете, страна сильная, эффективная и процветающая, отражающая национальные интересы. Государственное управление осуществляется 2 способами: прямым выражением воли гражданина и косвенным (представительным) через институт, избранный гражданином. В то же время невозможно говорить о приоритетах одного или любого другого метода государственного управления, поскольку это не менее важно для достижения ваших целей.
Прямые и репрезентативные методы государственного управления имеют различные варианты осуществления. На прямом пути государственного управления волеизъявление гражданина осуществляется непосредственно в форме:
деятельность органов власти связана с информированием граждан;
доступ СМИ;
петиция;
участие граждан в управлении посредством местных общественных организаций, собраниях граждан, ассамблей, общественных слушаниях и т.д.;
публичное обсуждение других важных вопросов общественной жизни;
народная законодательная инициатива;
публичная экспертиза законопроектов;
суд присяжных.
Косвенное представительство контроля граждан имеет свою собственную форму. Эти меры включают парламентский контроль, контроль регионального законодательного органа (земли, региона) и контроль местных автономных представительных органов.
Наиболее важной формой прямого общественного контроля является доступ граждан к информации о деятельности национальных органов власти и местного самоуправления. Достоверность и своевременность информирования граждан о деятельности государственной власти зависят от их способности влиять на государственную власть с целью обеспечения и защиты прав и свобод человека, эффективного управления и предоставления высококачественных государственных услуг.
В связи с этим американский политолог Б. Пейдж отметил: «для того чтобы общество действительно могло контролировать действия правительства, оно должно быть в целом хорошо информировано, а граждане должны принимать активное участие в обсуждении всех наиболее важных вопросов в стране» .
Первой страной в мире, которая начала отстаивать принцип доступности информации для граждан государственных учреждений, была Швеция, принявшая в 1766 году «Закон о свободе печати», который был преобразован в Закон о свободе печати в 1812 году. Закон требует, чтобы официальные документы предоставлялись любому заявителю немедленно и бесплатно. В 1949 году с поправками и дополнениями был принят новый закон «О свободе печати», который является неотъемлемой частью Конституции Швеции. В 1976 году была внесена новая редакция закона, которая установила норму: в целях содействия свободному обмену мнениями и сознанием каждый гражданин Швеции должен иметь право пользоваться официальными документами.
Органы государственного управления и местного самоуправления обязаны незамедлительно реагировать на обращения граждан. Каждый орган власти обязан вести реестр официальных документов, большинство из которых доступны гражданам и их учреждениям. В настоящее время эти реестры можно получить в электронном виде. В то же время существует четыре исключения из правил оформления документов. Первое исключение - это документы, которые не очень важны для деятельности органов власти. Второй - это несекретные документы, способ их хранения ясен, независимо от того, были ли они получены или созданы. В-третьих, документы, относящиеся к категории государственной тайны. Наконец, четвертое исключение составляют документы, содержащиеся в электронном виде, внесенные в реестр и относящиеся к типам доступных документов .
Хотя Швеция имеет самую долгую историю свободы информации среди всех стран, на практике с 1990-х годов до начала 21 века власти должным образом не обеспечивали права граждан на официальную информацию, что привело к снижению эффективности государственного управления финансовыми, промышленными, технологическими, трудовыми и другими ресурсами. С усилением рыночной конкуренции в мире это стало опасным для правящей элиты, и они могут потерять власть, деньги и имущество. В 2000 году в статью 12 Конституции Финляндии были внесены поправки, предусматривающие, что каждое лицо имеет право на доступ к публичным документам и записям. В 2001 году Финляндия стала одной из первых стран в мире, принявших закон «Об электронных услугах в государственном управлении». Основная цель этого закона - повысить ответственность, эффективность и способность департамента государственного управления функционировать. Закон содержит положения о правах, обязанностях и ответственности государственных административных органов и их клиентов в сфере электронных услуг
Органы власти и учреждения, обладающие достаточными техническими, финансовыми и другими ресурсами, должны предоставить гражданам возможность выбрать наиболее удобный вариант - отправлять электронные сообщения на указанные адреса электронной почты или использовать другие механизмы решения проблем. Кроме того, власти должны предоставить гражданам возможность электронной передачи сообщений, счетов-фактур и других подобных документов и сообщений. Власти могут скрепить свое решение электронной подписью.
В настоящее время в Финляндии более 90% сектора предоставляет услуги гражданам через Интернет. Эти услуги связаны с заказами и запросами, предоставлением юридических документов, информированием граждан об участии государства в проектах, отчетами о вакантных рабочих местах и возможностях получения образования и другими услугами.
Кроме того, канцелярия премьер-министра публикует на своем веб-сайте информацию о законопроектах, разрабатываемых различными министерствами. Стоит отметить, что все материалы, законы и другие официальные документы, опубликованные на сайте правительства, предоставляются гражданам бесплатно. В то же время в Финляндии элита пока не создала условий для получения гражданами полной и достоверной информации о деятельности государственных учреждений.
1.2. Развитие и тенденции публичного контроля государственной службы в России
Современное государство - важнейшая форма интеграции ценностей и интересов людей. Функционирование государства обеспечивается государственными службами. Сложность государственного управления государственными служащими связана с двумя причинами. Первая причина заключается в исключительной важности цели государственного управления государственными службами, которые представляют собой деятельность лиц, наделенных полномочиями, а также лиц, осуществляющих полномочия этих лиц, и государственных учреждений, в которых они выполняют свои функции. Из-за огромных полномочий, предоставленных Институту общественных услуг, возрастает ответственность, связанная с реализацией этих полномочий. Вторая причина - суть системы государственных услуг, которая стремилась выделиться еще с дореволюционной эпохи. Сакральный характер государственных услуг, их близость связаны с сущностью этого учреждения. Святость позволяет поддерживать имидж и обеспечивать высокое положение на государственной службе. Граждане, ставшие частью государственных институтов, стремятся к изоляции, что подрывает их легитимность в глазах граждан, а также способствует напряженности в отношениях между государством и обществом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: ФЗ от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 30. — Ст. 4213; 2018. — № 1. — Ст. 39.
3. Афанасьева А.А., Лоскутов Н.В. Организация взаимодействия органов власти со средствами массовой информации // В сборнике: «Новая наука: новые вызовы». Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2019. - С. 17-20.
4. Гончаров В.В. Институт общественного контроля в Российской Федерации как инструмент предотвращения роста социальной напряженности в обществе (конституционно -правовой анализ) // Конфликтология / nota bene. - 2018. - № 4. - С. 1-6.
5. Гриб, В. В. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ как объект общественного контроля / В. В. Гриб // Сравнительная политика. — 2016. — № 3. — С. 33–44.
6. Декало Д. О. Проблемы законодательства Российской Федерации в сфере общественного контроля // Молодой ученый. - 2018. - №22. - С. 218-220.
7. Димакова, А. Д. Общественный контроль как неотъемлемая часть правового государства / А. Д. Димакова: сборник статей и тезисов докладов XII международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов — М.: Издательство «Фотохудожник», 2016. — С. 286–289.
8. Лоскутов Н.В., Терещенко А.А. Разработка и внедрение риск-ориентированного подходы при организации государственного контроля // В книге: Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 44-46.
9. Лябах, А. Ю. Анализ состояния системы общественного контроля в Российской Федерации / А. Ю. Лябах // Государственное регулирование общественных отношений. 2016. № 1. С. 2–6.
10. Макарова, О. В. Общественный контроль за соблюдением открытости информации о деятельности публичной власти / О. В. Макарова // Журнал российского права. — 2017. — № 7. — С. 54–62.
11. Михеев, Д. С. Актуальные проблемы гласности в обеспечении общественного контроля в муниципальных образованиях / Д. С. Д Михеев // Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 2. — С. 171–174.
12. Михеева, Т. Н. О некоторых аспектах общественного контроля за органами местного самоуправления / Т. Н. Михеева // Марийский юридический вестник. — 2015. — № 1. — С. 145–148.