Фрагмент для ознакомления
2
Физическими качествами называют врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляют термин «развитие» и «воспитание». Естественный ход изменений физического качества характеризует термин развитие, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей того или иного физического качества.
В настоящее время используют еще термин «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки.
Когда мы говорим об основных физических качествах, мы говорим о выносливости, а когда о форме проявления двигательной способности – упоминаем общую и специфическую выносливость.[8]
У каждого человека двигательные способности развиты по – своему. На их развитие влияют разные индивидуальные анатомо-физиологические особенности человека (физиологические, биологические, телесные, генные), а также свойства психодинамических процессов, характер, темперамент.
Актуальность темы исследования
Из-за дефицита двигательной активности в мире ежегодно происходит около 1 млн. смертей. Движения требуются ребенку ежечасно, но в связи с особенностями учебного процесса по времени они распределяются неравномерно.
Школьники попадают в особую группу риска, в связи с происходящими у них в организме бурными психофизическими перестройками.
Как в школе, так и в домашних условиях необходимо соблюдать строгий баланс двигательной активности для детей школьного возраста. С одной стороны нельзя допускать переутомления детей от физических нагрузок, с другой - всячески предотвращать появление гиподинамии.
О двигательных способностях человека судят не только по его достижениям в процессе выполнения, какой – либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он ей овладел. Практические пределы двигательных способностей человека вовсе не заложены в самих способностях. Они определяются методами воспитания и обучения, продолжительностью человеческой жизни и т.д.[3]
Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определённые условия деятельности и применять соответствующие физические упражнения. Однако надо учитывать тот факт, что эффективность развития способностей зависит и от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Объект исследования – двигательная активность детей дошкольного и школьного возраста
Предмет исследования – комплексное развитие физических качеств на основе использования полосы препятствий
Цель исследования- изучить комплексное развитие физических качеств на основе использования полосы препятствий»
Задачи исследования:
- провести характеристику физических качеств человека
- изучить факторы, влияющие на физическое развитие
- раскрыть роль и необходимость развития физических качеств человека
- дать определение полосы препятствий
- изучить роль полосы препятствий для повышения физических качеств человека
Каждому, пожелавшему заниматься физической культурой и спортом, надо, прежде всего, регулярно посещать уроки физкультуры. Там обучают гимнастическим и легкоатлетическим упражнениям, там можно научиться играть в баскетбол, волейбол и в другие спортивные игры, ходить на лыжах, а если есть поблизости какой-либо водный бассейн, то и плавать.
Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, а без нее многие органы человеческого тела работают на пониженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную недогрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом.
Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда. У работников физического и умственного труда, занимающихся спортом, утомление наступает значительно позже, чем у не занимающихся.
Многолетние научные исследования показали, что люди, занимающиеся спортом, в определенных профессиях быстрее приобретают высокую квалификацию. Труд с большим нервным напряжением, например труд летчиков, машинистов скоростных поездов, водителей автомобилей, требует специальной психофизической подготовки. Физкультура здесь большой помощник.
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ИХ РАЗВИТИЯ
1.1. Характеристика физических качеств человека
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а формой проявления-двигательные способности и навыки. Двигательные способности включают силу, скорость, быстроту, двигательные координационные способности, общую и специфическую выносливость.[1]
Сила - это способность человека выполнять действия с определенным мышечным напряжением. Сила тесно связана с выносливостью и скоростью. Обычно, когда мы говорим о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Выполнение мышечного действия происходит при произвольном усилии и желании максимально уменьшить необходимые мышцы. Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечной и координационной.
Управлять мышцами, когда необходимо показать свою силу, - очень сложная задача для центральной нервной системы.
Максимальная произвольная сила всегда меньше максимальной мышечной силы, которая зависит от количества мышечных волокон и их толщины. Разница между значениями этих силовых параметров называется дефицитом силы. Чем меньше дефицит силы, тем совершеннее центральный контроль мышечного аппарата.
Расположение тела и его связей в пространстве влияет на величину силы действия из-за неравномерного растяжения мышечных волокон в разных исходных положениях человека: чем больше растянута мышца, тем больше проявляется сила.[12]
Упражнения с непроизвольными нагрузками характеризуются выполнением двигательных действий с максимальным количеством повторений при относительно небольших нагрузках (до 50-60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и способствует ускоренному росту мышечной массы. При таком режиме работы тренировочный эффект достигается в течение длительного времени.
Выносливость - это способность человека выполнять работу без снижения ее интенсивности или способности организма противостоять усталости.[1]
На практике различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это совокупность функциональных возможностей организма, которые определяют его способность в долгосрочной перспективе выполнять любую мышечную работу с высокой эффективностью. Особая выносливость-способность организма выполнять определенную мышечную работу в течение длительного времени в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / Гамидова Светлана Константиновна ; [Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. - Смоленск, 2022. - 19 с.
2.Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2019. - № 10. – С. 25-27
3.Евдокимов В. И. Оздоровительная физическая культура - средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов // Актуальные проблемы физической подготовки. - 2020. - № 2. - С. 68-72.
4.Иванов И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура : учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин ; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т (Сибстрин) - Новосибирск : Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2021. - 56 с.
5.Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. - Смоленск, 2022. - 21 с.
6.Литвинова О. П. Влияние оздоровительной аэробики на развитие двигательных качеств // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2019. - № 10. – С. 118-121
7.Малкина-Пых И. Г. Возможности формирования позитивного самоотношения личности методами ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры // Вестн. Балтийского федер. ун-та им. И. Канта. - 2020. - № 5. - С. 101-108
8.Митриченко Р. Х. Модель организации рекреационных занятий физической культурой. - Волгоград, 2022. - 26 с.
9.Свечкарёв В. Г. Использование машины адаптивного воздействия в практике оздоровительной физической культуры / В. Г. Свечкарёв, В. В. Гурин // Кубан. науч. мед. вестн. - 2021. - № 11. - С. 76-78
10.Социально-биологические аспекты оздоровительной и адаптивной физической культуры. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2017. - 120 с.
11.Ципин Л. Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями : учеб. пособие / Л. Л. Ципин. – СПб. : Копи-Р Групп, 2022. - 103 с.
12.Щербин Д. В. Анализ эффективности использования средств оздоровительной физической культуры в системе трудового дня / Д. В. Щербин, Н. П. Подскребышева // Культура физическая и здоровье. - 2021. - № 6. - С. 62-66