Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях глобальной интеграции, коммуникации все актуальнее становится тема общения – как живого, так и цифрового. Что обычно понимают под общением? Прежде всего, в общении взаимодействуют живые существа. В межличностном общении включается воздействие как речевое, так и неречевое, когда могут взаимодействовать несколько человек. Так создается психологический контакт, определенные отношения между участниками самого общения .
Есть теории, рассматривающие общение. Кроме того, выделяют материальное, когнитивное, эмоциональное общение, мотивационное и деятельностное. Общение также может быть невербальным (при помощи неязыковых средств – поз, жестов, мимики) и вербальным (словесным).
Актуальность исследования обусловлена тем, что в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия восприятие и взаимопонимание играют огромную роль. В свою очередь, эффективность данных процессов определяет направления взаимодействия между людьми, группами и целыми общностями.
Проблема восприятия и понимания человека человеком рассматривалась как зарубежными, так и отечественными исследователями. Термин «социальная перцепция» был введен в нааучный категориальный аппарат социальной психологии Дж. Брунером в 1947 году. Сущность данного понятия отражало социальную детерминацию перцептивных процессов. Позднее социальные психологи стали данным термином обозначать процесс восприятия различных социальных объектов, к которым относили конкретные личности, социальные группы и общности. Исходя из этого, можно говорить о таких аспектах социальной перцепции, как самовосприятие, межличностное и межгрупповое восприятия
Целью данной работы является рассмотрение проблемы социальной перцепции.
Задачи:
- рассмотреть сущность социальной перцепции;
- описать свойства и функции социальной перцепции;
- изучить особенности социальной перцепции в процессе общения;
- проанализировать аспекты социальной перцепции: этнокультурные особенности. Этнические и расовые стереотипы в социальной перцепции;
- описать социальную перцепцию в контексте в контексте формирования цифрового общества.
Объект исследования – социальная перцепция. Предмет исследования – аспекты социальной перцепции.
Глава 1 Теоретические основы социальной перцепции как категории социальной психологии
1.1 Сущность социальной перцепции
Рассмотрим функции общения. Прежде всего, это контактная функция, когда участники общения устанавливают готовность к тому, чтобы сообщения были приняты, переданы. Это также подразумевает и поддержание определенной взаимосвязи с общении. Кроме того, общение – это обмен информацией. Общение может побуждать, стимулировать к конкретной активности участника общения для конкретных действий. Общение также координирует действия участников общения для совместной деятельности. В общении люди понимают друг друга, обмениваются эмоциями, устанавливают определенные отношения, влияют друг на друга.
Теперь опишем стороны общения. Это коммуникативная сторона, когда участники обмениваются информацией; интегративная сторона, когда происходит обмен действиями, и перцептивная сторона, подразумевающая восприятие. Коммуникативная сторона общения – это взаимообмен информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений и чувств. Особое значение коммуникативная сторона общения приобретает уже в раннем возрасте ребенка, потому как важным фактором его развития и становления личности является его общение со взрослыми и сверстниками .
Возникновение и развитие общения людей друг с другом возможно тогда, когда между ними есть взаимопонимание. То, как они показывают свои чувства, понимают и воспринимают других, а также самих себя, и определяет отношения, процесс общения между партнерами и способы осуществления совместной деятельности. Контактируя, человек начинает оценивать собеседника по разным параметрам: поведению, внешнему виду, манерам. Результатом анализа является оценка, исходя из которой человек формирует свое отношение к партнеру. Этот процесс восприятия одним человеком другого и есть социальная перцепция.
Существует большое количество исследований, которые производились в XX в. посвященные человеческому восприятию и пониманию человека человеком .
А.А. Бодалев писал, что восприятие является прямым визуальным, образным отражением одного человека по отношению к другому.
Представление о конкретной личности, которое складывается у человека, представляет собой форму его мышления о нем, в которой обычно фиксируются характеристики данного человека, характеризующие его как субъекта работы, познания и общения .
Социальная перцепция (восприятие) – это восприятие, понимание и оценка социальных объектов: другими людьми, самих себя, группами, социальными сообществами и т.д. Дж. Брунер ввел этот термин «социальная перцепция» в 1947 г. при разработке нового видения восприятия. Первоначально социальная перцепция понималась как социальная детерминация процессов восприятия. Затем исследователи стали использовать этот термин для обозначения процесса восприятия социальных объектов, под чем имелись в виду другие люди, социальные группы, большие социальные сообщества .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Айсувакова Т. П., Дмитриев М. М. Теоретические основы взаимосвязи вербальных и невербальных средств общения в межличностной коммуникации// ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК, 2019. 3 8. С. 12-14
2) Александров Н.А., Сидорина Т.В. Невербальные средства общения//ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Том Часть 1. Новосибирск, 2021. С. 10-12
3) Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 50–е изд., испр. и доп. – М.: Издательство "Аспект Пресс", 2017. –363 c.
4) Артемцева Н.Г., Костригин А.А. Особенности восприятия психологических характеристик человека по его внешнему облику // Человек. Искусство. Вселенная. 2019. № 1. С. 14-29
5) Балыгина Е. А., Костянецкая О.Д. Круковская О. А. Феномен общения: социальный, педагогический, психологический аспекты// СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2019. № 2. С. 98-111
6) Балева М. В., Влияние произвольной групповой самоидентификации на социальную перцепцию групп разного типа // Сибирский психологический журнал. — 2018. — № 68. — С. 109-130.
7) Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.
8) Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. 412 с.
9) Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях //Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 2. С. 90-104.
10) Евсеева Е.К., Каганова Д.С., Резванова Е.С. Социальная перцепция в контексте в контексте формирования цифрового общества//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА. Материалы симпозиума XVIII (L) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, приуроченной к 50-летию КемГУ. Том Выпуск 24 . Науч. редактор А.В. Серый. Кемерово, 2023. С. 27-30
11) Корина А.Д. Этнические и расовые стереотипы в социальной перцепции//СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ (СОЦИАЛЬНЫЙ ИНЖЕНЕР-2020). Сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. Том Часть 3. Москва, 2020. С. 188-191
12) Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 26-39.
13) Лунякова Е. Г., Восприятие симметричности правильно ориентированного и инвертированного лица // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2023. — № 1. — С. 54-78.
14) Силизнева А. Р. Особенности социальной перцепции в процессе общения//ИЗВЕСТИЯ ИНСТИТУТА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СГЭУ. 2019. № 1. С. 83-85
15) Хубешты А.Ф., Верещагина М.В. К проблеме этнокультурных особенностей социальной перцепции//ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СТРАТЕГИЯ, ЗАДАЧИ, ВНЕДРЕНИЕ: сборник статей Международной научно-практической конференции (14 мая 2020 г, г. Пенза). В 2 ч. Ч. 2 / - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020. С. 215-220
16) Хубешты А.Ф. Социальная перцепция как категория социальной психологии//МАТРИЦА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. 2020. № 5. С. 390-395
17) Safire W. The right word in the right place at the right time: wit and wisdom from the popular «On language» column in The New York times magazine. New York: Simon and Schuster, 2004. 436 p.