Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Обществу всегда и во все времена требовались творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как все остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Большое значение творческих способностей субъектов в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения. В условиях все ускоряющегося процесса развития различных сторон общественной жизни,
большую роль играет способность видеть и находить верные решения регулярно возникающих проблемных ситуаций.
Именно по этим причинам перед образовательными организациями поставлена задача формирования и развития активной, творческой личности начиная с младшей школы. Проблема изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых педагогов и психологов. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе игровых. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике.
Технологии позволяют не только активизировать деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса как в урочное время, так и во внеурочное. Игровые приёмы, методики и технологии повышают творческую активность и развивают познавательные способности младших школьников. Занимательность игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность ребёнка по усвоению или закреплению информации на уроке. Эмоциональные действия игры активизируют психические процессы младшего школьника. Практика показывает, что в настоящее время в арсенале у педагогов недостаточно продуктивных технологий и методик, которые бы гарантированно позволяли воспитывать личность творческую и всесторонне развитую.
Интерес к теме всестороннего развития личности детей с годами не ослабевает. Понятие развитие личности и всесторонность развития изучаются исследователями с самых различных сторон. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени регламентирует сегодня внеурочную образовательную деятельность. В рамках внеурочной образовательной деятельности реализуются самые разнообразные виды различной творческой, или интеллектуальной деятельности, которая может поспособствовать всестороннему развитию личности ребёнка.
Педагоги разрабатывают различные развивающие программы по развитию способностей и возможностей детей. Разрабатывается понятийный аппарат различных развивающих концепций, исследуются творческое мышление и творческие способности личности ребёнка.
Цель работы: рассмотреть и обосновать необходимость использования игровых приёмов во внеурочной воспитательной работе как способа формирования творческих способностей младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования творческих способностей младших школьников при использовании игровых приёмов во внеурочной воспитательной работе.
Предмет исследования: игровые приёмы во внеурочной воспитательной работе как способа формирования творческих способностей младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия игры и игровых приёмов как способа формирования творческих способностей во внеурочной воспитательной работе.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Описать организационно-педагогические условия использования игровых приёмов во внеурочной воспитательной работе как способа формирования творческих способностей.
4. Предложить методические рекомендации по использованию игровых приёмов во внеурочной воспитательной работе как способа формирования творческих способностей младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, беседа, диагностика.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования игровых приёмов во внеурочной воспитательной работе как способа формирования творческих способностей младших школьников
1.1. Анализ понятия игры и игровых приёмов как способа формирования творческих способностей во внеурочной воспитательной работе
Сущность игровых приёмов, методов и технологий в настоящее время чрезвычайно значима. Игровые приёмы и технологии сегодня пользуются большой популярностью не только в начальной школе. Данная образовательная технология популярна также у старшеклассников и её часто применяют для обучения взрослых людей.
Под игровыми приёмами понимают способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей. Под технологией понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях [16].
Б.Т. Лихачев определяет педагогическую технологию, как совокупность психолого-педагогических установок, содержащих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств. Педагогическая технология представляет собой методический инструментарий педагогического процесса. Г.К. Селевко писал, что игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. В таком опыте совершенствуется управление собственным поведением.
Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Новый образовательный результат, который регламентирует ФГОС на каждой образовательной ступени, имеет насколько аспектов [2]. В традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Это имеет отношение как к урочной деятельности, так и к внеурочной. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Для формирования нового человека необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» [20, с.25]. Необходимо отметить, что современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении методических материалов в области реализации игровых технологий. При этом именно игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность школьников, как показывает современная образовательная практика. Понятие игровые педагогические приёмы и технологии включают достаточно обширную группу методов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Наряду с термином «игровые технологии», в педагогике используется термин «игровое обучение». Смысл этого заключается в следующем. По форме работы – это игра. По содержанию – это учение. Тем не менее, это достаточно близкие понятия. Игровые технологии и игровое обучение подразумевают обучение в форме игры и осуществление воспитания. Г.К. Селевко высоко ценил игровые технологии и писал о том, что они призваны поднять стратегию образования на качественно новую основу. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Работать с проблемной ситуацией любому учителю не просто. Для этого необходимо постоянно поддерживать интерес всех детей одновременно. Проблемная ситуация гораздо лучше проживается всеми участниками в игровом воплощении [11].
Основу деятельности в этом случае составляет игровое моделирование. Дети действуют по игровым правилам, как и в ролевых играх. Игровая обстановка трансформирует позицию учителя. При этом, он выполняет роль организатора, помощника и участника общего игрового действия. Итоги игры модно рассматривать с двух сторон, игровой и учебно-познавательной.
Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению. В этой ситуации практически все дети достаточно активны и готовы высказывать своё личное мнение. Все участники процесса совместно анализируют ход и результаты игры. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, которые обогащают словарный запас детей и развивают их числовые представления. В ходе игры они обучаются счёту, развивают память, внимание, наблюдательность, волю и др. Современная дидактика рассматривает игру как источник развития ребенка.
С.А. Шмаков считает, что человек играющий, выражает такую же существенную функцию как человек созидающий. В игре ребенок самовыражается как личность и как индивид. При этом он получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников.
В процессе активного общения эти процессы всегда протекают продуктивно. Еще в 20-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обращал внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Именно он исследовал педагогическое значение игры. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Учителя практики часто говорят о том, что организация даже не самой сложной игры требует от учителя много времени и большой подготовки. Если педагогу – транслятору достаточно передать свои знания детям, то педагогу – проектировщику необходимо разработать целый сценарий. Тем не менее, в условиях реализации системно – деятельностного подхода ФГОС регламентирует индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
2. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина. - Спб.: издательство Буковского, 2011. - 60 с.
3. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 14.11.2023).
4. Генрих Альтшуллер. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач [Текст] / под ред. Н. Величенко. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 402 с.
5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
6.. Зденек, М. Учебник по творческому мышлению [Текст] / М. Зденек. – Спб.: Попурри, 2011. – 352 с.
7. Зинченко, В.П. Сознание и творческий акт [Текст] / В.П. Зинченко. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592 с.
8. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
9. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования [Текст] / Н.М. Конышева. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 167 с.
10. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев //[Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 14.11.2023).
11. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 2003. 147 с.
12. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 1978. – 284 с.
13. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации [Текст] / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова [и др.]. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
14. Митина, Е. В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 14.11.2023).
15. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 14.11.2023).
16. Никонорова, Л. А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л. А. Никонорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14735/ (дата обращения: 14.11.2023).
17. Панфилова, А.В. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение [Текст] / А.В. Панфилова. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
18. Попова, Н.С. Опыт Садко или как развить творческие способности ребенка [Текст] / Н.С. Попова, И.А. Тукаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 256 с.
19. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 14.11.2023).
20. Симановский, А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников [Текст] / А.Э. Симановский. М.: МПСИ, 2003. – 272 с.
21. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.
22. Хапачева, С.М. Программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности [Текст] / С.М. Хапачева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – No 10. – С. 134-137.
23. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71.
24. Чернышева, Д. С. Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования / Д. С. Чернышева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3088/ (дата обращения: 14.11.2023).
25. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2010. – 136 с.