Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из основных задач любого современного государства является повышение благосостояния своего населения. На сегодняшний момент создание общества, где все слои населения обеспечены, представляется невозможным из-за ряда политических, экономических и социальных факторов. В связи с этим социальная политика становится ключевым направлением государственной деятельности, направленной на улучшение уровня жизни граждан.
Сегодня множество категорий населения, особенно семьи, нуждаются в поддержке и помощи. Демографические исследования свидетельствуют о снижении рождаемости, а социологические исследования указывают на увеличение числа асоциальных семей и прогнозируют снижение уровня жизни. Институт семьи сталкивается с серьезными проблемами, включая социально-экономические, социально-бытовые и социально-психологические трудности, которые отрицательно сказываются на общественной целостности, стабильности и развитии.
Эти проблемы мешают полноценному выполнению семьей своих функций, поэтому важна поддержка со стороны государства. Семьи, столкнувшиеся с вышеупомянутыми проблемами, относятся к категории малообеспеченных. Социальная работа играет важную роль в оказании помощи этим семьям, направляя свои усилия на решение социальных проблем и выступая посредником в сложных жизненных ситуациях. Социальная работа представляет собой разновидность человеческой деятельности, направленной на предоставление помощи, поддержки и защиты как всем членам общества, так и социально уязвимым группам [4].
Социальная работа представляет собой деятельность, направленную на оптимизацию осуществления субъективной роли людей в различных сферах жизни общества, включая жизнеобеспечение и существование личности, семей, социальных групп и слоев общества. Важно отметить, что, хотя социальная работа способствует улучшению условий жизни, она не в состоянии внести значительные изменения в состояние семей в России. Необходимо разработать комплекс мер для оптимального социального развития общества, улучшения взаимоотношений между социальными и другими группами, а также создания условий для удовлетворения жизненных потребностей их членов.
Для акцентирования актуальности исследования следует отметить основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи и дети в Российской Федерации в современном обществе. Эти проблемы включают в себя снижение благосостояния большинства семей, бедность, низкий уровень оплаты труда, повышенный риск бедности с появлением детей, задержки в выплате пособий на детей, трудовые и жилищные трудности, а также ограниченный доступ к должному медицинскому и социальному обслуживанию семей [15].
Малообеспеченные граждане практически не в состоянии покрыть затраты на образование и здравоохранение, а также другие материальные и социальные блага. В таких условиях возникают проблемы в качественной социализации детей, в полном раскрытии их потенциальных возможностей, а также в их духовном и интеллектуальном развитии. Проблема бедности в семье становится всё более острой и приобретает ключевое значение в современной России и обществе в целом.
Эта тема была подвергнута изучению как отечественными, так и зарубежными исследователями, включая Шапиро Б.Ю., Алексеева С.С., Кутафина О.Е. и других. Объектом исследования выступает социальная поддержка, а предметом - организация социальной поддержки малообеспеченных граждан. Основная цель работы заключается в анализе теоретических, нормативно-правовых и практических аспектов социальной поддержки малообеспеченных граждан, а также в проектировании и реализации проекта.
Ключевые задачи исследования включают в себя:
1. Выявление проблемной области малообеспеченных граждан.
2. Анализ нормативно-правовых основ социальной защиты этой категории граждан.
3. Анализ зарубежного опыта социальной защиты малообеспеченных граждан.
4. Рассмотрение опыта России в области социальной защиты малообеспеченных граждан.
Методы исследования включают в себя анализ и синтез научной литературы, обобщение передового опыта, анализ нормативно-правовой базы и научно-методической литературы по данной проблеме, а также наблюдение.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Аспекты социальной защиты малообеспеченных граждан
1.1. Структура проблем малообеспеченных граждан
Для современного российского общества характерно распределение населения по уровню материального благосостояния, и этот разрыв в доходах продолжает увеличиваться. Такая кризисная ситуация в социально-экономическом секторе оказывает заметное воздействие на жителей страны. В данном контексте, поддержка малообеспеченных граждан играет ключевую роль, исходя из экономической и социальной политики государства. Одной из главных задач социально-экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является улучшение уровня жизни населения.
Этот уровень в значительной степени зависит от доходов граждан и доступности различных услуг, включая образование, здравоохранение и другие социальные услуги. Государство берет на себя основные социальные гарантии, предоставляя гарантированный набор социально-значимых благ и услуг для населения. Эти гарантии реализуются в виде определенных минимальных стандартов, связанных с уровнем доходов, возможностями образования, медицинской помощью и социальными услугами.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению качества жизни в стране, число малообеспеченных граждан продолжает расти. Проблемы семей обусловлены общим ухудшением условий жизни, низкой заработной платой и дисбалансом между заработной платой и стоимостью жизни.
Понятие малообеспеченности можно определить как состояние материальной необеспеченности, при котором доходы человека не позволяют обеспечить себя всем необходимым для нормальной жизнедеятельности, а финансовые доходы семьи оказываются ниже прожиточного минимума региона [1].
В соответствии с мнением Н.Ф. Басова, малообеспеченность представляет собой особое состояние материальной необеспеченности людей, при котором их доходы не позволяют поддерживать необходимый уровень потребления, что является фактором социального риска [1].
Из определения малообеспеченности вытекает понятие малообеспеченных граждан. Малообеспеченная семья определяется как лица, связанные родством и (или) свойством, проживающие вместе и ведущие совместное хозяйство, с среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума, усредненного на душу населения [4].
Согласно ГОСТу Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», малообеспеченной семьей считается семья, среднедушевой доход которой не достигает прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации [7].
Данные социологических исследований на конец 2017 года свидетельствуют о следующем: доля семей, которым не хватает даже на еду, или тем, кому достаточно средств на покупку продуктов, но затруднена покупка одежды, выросла за год с 22% до 39%. Это результаты опроса ВЦИОМа, проведенного 12-13 декабря 2017 года. Участники исследования, проведенного 11-12 июля 2017 года, считают семьи бедными, если на одного человека приходится менее 11 тысяч рублей в месяц. Опрошенные утверждают, что минимальная сумма, необходимая им для своего проживания, составляет 22,7 тысячи рублей в месяц на человека. По данным опроса Левада-центра, 75% россиян могут позволить себе только еду и одежду. Еще 23% могут приобрести некоторые дорогие вещи, такие как телевизор или холодильник, но не могут позволить себе автомобиль. Только 4% респондентов могут приобрести автомобиль. 60% населения считают, что цены на товары и услуги в 2017 году увеличились в среднем на 15-50%.
По мнению еще 20% населения, цены выросли на 50-100% [1]. Однако важным аспектом является вопрос о размере прожиточного минимума, который включает в себя стоимость минимального набора благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учеб. пособие для вузов Н.Ф. Басов [и др.]; под общ. ред Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2007
2. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, О. Н. Бессонова; под общ. ред. Н. Ф. Басова. - М. Академия, 2004
3. В Белгородском районе стартовал проект 65 добрых дел - URL: http://belm.ru/2018/01/23/v-belgorodskom-rayone-startoval-proe
4. В Ростовской области построят посёлок для многодетных семей. - URL: https://news.rambler.ru/realty/39082931
5. Войтенкова, Г.Ф., Лебедева Е.В. Социальная помощь семьям в США/ Войтенкова, Г. Ф., Лебедева Е.В. //Народонаселение. - 2007
6. Волгин, Н.А. Социальная политика: учебное пособие Н.А. Волгин. - М. Экзамен, 2002
7. ГОСТ P 52495-2005 Национальный стандарт РФ. Социальное обслуживание населения. Термины и определения.
8. Доходы населения России. - URL: https: //ru.wikipedia.org
9. Закон Тамбовской области «О государственной социальной помощи « от 06.02.2012 № №292-3(с изменениями и дополнениями) // Справочно- правовая система «Консорциум Кодекс»: [Электронный ресурс] «Консорциум Кодекс».
10. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм. и доп. на 30.12.2008). - М. Юридическая литература, 2009
11. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: 25 августа 2014 г. N 1618-р// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / «Консультант Плюс».
12. Курбатов, В.И. Социальная работа: учебное пособие/ В.И. Курбатов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
13. Лефевр, С. С, Корчагина, И.И. Последние изменения семейной политики и мнения населения в России и Франции / С.С. Лефевр, И.И. Корчагина Народонаселение. - 2007
14. Мисихина, С.Г., Гришина, Е.Е. Зарубежный опыт и реформирование социальной поддержки малоимущих семей в России Мисихина С.Г. Гришина Е.Е; под общ. ред. С.Г. Мисихиной - М.: 2013
15. Осинский, И. И. Проблемы современной семьи и семейной политики е России И.И. Осинский //Проблемы теории и практики управления. - 2009
16. Постановление Администрации Тамбовской области «Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы» от 13.08.2014 № 894 (с изменениями и дополнениями) Справочно-правовая система «Консорциум Кодекс»: [Электронный ресурс] / «Консорциум Кодекс».
17. Постановление Правительства Белгородской области «О социальной поддержке граждан в Белгородской области» от 16.13.2013 № 523-пп (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «Консорциум Кодекс»: [Электронный ресурс]/ «Консорциум Кодекс».
18. Прожиточный минимум в Российской Федерации. URL: http://www.rosbalt.ru/russia 2017/09/22/1647997. html
19. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь/Б.А.Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой; под общ. ред. Б.А. Райзберга. М: ИНФРА-М, 1999
20. Росстат: Число бедных за 9 месяцев снизилось до 20,3 млн. человек. URL: http://www.banki.ru/news.lenta/?id
21. Рыбинский, E.M. Управление социальной защиты детства: учеб. пособие E.М. Рыбинский. - М.: Академия, 2004
22. Социальная поддержка граждан, имеющих детей. URL: https://www.msr.orb.ru/posts/16321. - 18.04.2018. 35. Теория и практика социальной работы. В 2-х т./ под ред. Е.И. Холостовой - М.: Союз. - 1994
23. Устав муниципального казенного учреждения «Центр предоставления дополнительных мер социальной помощи и работы с отдельными категориями граждан города Тамбова», утвержденный постановлением администрации города Тамбова от 28.03.2011 N 1977 (с изменениями, внесенными постановлениями от 19.08.2011 N 5986, от 13.03.2012 N 1813, от 29.08.2013 N 7246) // Справочно-правовая система «Консорциум Кодекс»: [Электронный ресурс] / «Консорциум Кодекс».
24. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ // Справочно- правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] «Консультант Плюс».
25. Фирсов, М В. Технология социальной работы: учеб. пособие/ М.В. Фирсов. - М.: Академический Проект, 2007
26. Якушев, А.В. Социальная защита Социальная работа: Конспект лекций. A.B. Якушев. - М.:»А-Приор», 2010