Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время использование рекламных инструментов играет одну из важнейших ролей в современной торговле и развитии рыночной экономики. Соответствующий уровень организации маркетинга и реклам-ной деятельности обеспечивает залог успеха развития компании, посколь-ку реклама представляет собой основополагающие идеи, которые показы-вают сильные стороны организации.
Одновременно с этим различные отрасли рынка отличаются высоким уровнем конкуренции. В частности, в финансовом секторе компании пред-лагают очень похожие продукты и соперничают за одних и тех же клиен-тов, что требует от банковских и кредитных организаций творческого подхода к собственным маркетинговым стратегиям, чтобы привлечь вни-мание потребителей. В данном случае активно используются все имеющие-ся рекламные инструменты, изучению которых и посвящено данное иссле-дование.
Объект курсовой работы – реклама услуг.
Предмет курсовой работы – реклама в отрасли финансовых услуг.
Цель курсовой работы – изучить особенности рекламной деятельно-сти на рынке финансовых услуг на примере ПАО «Сбербанк».
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие за-дачи:
1. Изучить понятие и виды рекламных кампаний
2. Обозначить особенности банковских услуг как объекта реклам-ного продвижения;
3. Охарактеризовать особенности рекламной деятельности на рынке банковских услуг посредством анализа рекламной кампании ПАО «Сбербанк».
Методология исследования включает в себя такие методы, как анализ и синтез, а также сравнительный метод, метод обобщения, описательный метод, метод индукции и метод дедукции. В качестве источников использу-ется научно-методическая литература по специальности «Реклама» (Анти-пов К.В., Жильцова О.Н., Иванов А., Калиева О.М., Коноваленко В.А., Нархов Д.Ю., Ромат Е., Федотова Л.Н., Щепилова Г.Г.), а также научные статьи по специальностям «Реклама», «Реклама и связи с общественно-стью», «Интернет-реклама», нормативно-правовые акты Российской Феде-рации и аналитические материалы ПАО «Сбербанк».
Глава 1. Особенности рекламной деятельности на рынке банковских услуг
1.1. Рекламная кампания: понятие и виды
Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с ис-пользованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание или формирование интереса к нему и его продвижение на рынке. Цели рекламы устанавливаются организацией в контексте решения задачи позиционирования на рынке, которая направлена в большинстве своем на приспособление товаров и услуг к требованиям целевых сегмен-тов отрасли. Такое позиционирование устанавливает значимость рекламы в деятельности компании и определяет её коммуникационные цели каса-тельно конкретной целевой аудитории в течение установленного периода.
Реклама является одной из самых интересных и характерных состав-ляющих деятельности современного бизнеса, в организации которой мож-но выделить коммерческий и социальный подход. Коммерческий подход, прежде всего, заключается в последовательном анализе экономической це-лесообразности основных направлений рекламной деятельности: целесо-образности состоятельного производства рекламной продукции или об-ращения к посредникам, материальной доступности тех или иных форм и видов рекламы, а также экономической целесообразности выбора средств распространения рекламной информации. Социальный подход заключа-ются в приоритетном исследовании влияния рекламы на социальные усло-вия и стиль жизни людей и негативных аспектов воздействия рекламы на потребителя.
С учётом российской специфики, все средства рекламы можно разде-лить на следующие группы (табл. 1):
Таблица 1 – Основные средства рекламы
ATL-реклама BTL-реклама
Аудиовизуальная (реклама на ТВ и в кино, видеореклама) Печатная реклама
Радиореклама Интернет-реклама
Реклама в прессе Почтовая реклама
Наружная реклама Таргетинговая реклама
Реклама на транспорте (транзитная реклама) Контекстная реклама
Исходя из данных таблицы 1, термин BTL (с англ «below the line», под чертой») относится к более творческой рекламе, предполагающей со-здание оригинального рекламного продукта, а не его простого размеще-ния в каналах коммуникации. BTL-реклама многограннa и включает в себя различные инструменты, что требует креативного подхода, профессио-нальных знаний и учета установок потребителей. Термин ATL (с англ. «above the line», над чертой) используется для рекламы, которая опубли-ковывается в таких средствах распространения, как пресса, радио, телеви-дение, кино, наружная реклама и реклама на транспорте. Как и BTL-реклама, ATL-реклама также является продуктом творческой деятельно-сти, однако все используемые выразительные средства направлены на со-здание яркого запоминающегося сообщения, которое при наличии лишне-го информационного шума останется замеченным.
В свою очередь, рекламная кампания представляет собой комплекс взаимосвязанных рекламных мероприятий, охватывающих определенный период времени и направленных на достижение рекламодателем конкрет-ной маркетинговой цели. Рекламная кампания является основным инстру-ментом реализации организацией своей рекламной стратегии, одним из элементов тактического планирования рекламной деятельности.
Рекламная кампания рассматривается в общем организационном блоке, она органично содержит в себе все элементы системы управления рекламной деятельностью: и планирование, и организацию, и контроль, и информационное обеспечение. Эффективность рекламных кампаний дости-гается также за счёт широкого использования массовых средств рекламы, одни из которых дополняют и усиливают действие других.
Рекламные кампании отличаются разнообразием по многим призна-кам. Рекламные кампании можно классифицировать по следующим при-знакам:
1. По основной цели: информативная рекламная кампания, уве-щевательная рекламная кампания, сравнительная рекламная кампания, напоминающая рекламная кампания.
2. По широте охвата аудитории: международные рекламные кам-пании, общенациональные рекламные кампании, региональные рекламные кампании, местные (локальные) рекламные кампании.
3. По направленности на потребительскую аудиторию: рекламные кампании, направленные на потребителей, на продавцов, на конкурентов, на контрагентов и на внешнюю среду бизнеса.
4. По степени дифференциации к потенциальным потребителям: недифференцированные рекламные кампании, дифференцированные ре-кламные кампании.
5. По использованию каналов распространения информации: од-ноканальные рекламные кампании, многоканальные рекламные кампании.
6. По продолжительности рекламной кампании: краткосрочные рекламные кампании (до 1 месяца), среднесрочные рекламные кампании (1-6 месяцев), долгосрочные рекламные кампании (больше 6 месяцев).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипов К.В. Основы рекламы: учебник / К.В. Антипов. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 328 с.
2. Артемьева О.А. Оценка современной рекламной деятельности банков российского финансового рынка // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 8. – С. 12-18.
3. Жильцова О.Н. Рекламная деятельность: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О.Н. Жильцова, И.М. Синяева, Д.А. Жильцов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 233 с.
4. Зязин В.С. Виды, формы и средства рекламы // Практический маркетинг: материалы IV международной студенческой научно-практической конференции, Москва, 24 апреля 2019 года / Ответственный редактор И.Л. Сурат. – Москва: Негосударственное образовательное част-ное учреждение высшего образования «Московский экономический инсти-тут», 2019. – С. 416-417.
5. Иванов А. Сильный ход. Нестандартные решения в рекламе. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 224 с.
6. Калиева О.М. Реклама в коммерческой деятельности: учебное пособие / О.М. Калиева, Е.П. Лухменева; Оренбургский государственный университет. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 156 с.
7. Коноваленко В.А. Реклама и связи с общественностью: введе-ние в специальность: учебник для бакалавров / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, Н.Г. Швед. – М.: Юрайт, 2017. – 383 с.
8. Мамонтова Е.И. Рекламные исследования в банковской сфере / Е.И. Мамонтова, Л.Ю, Шадрина // Форум молодых ученых. – 2022. – № 10 (74). – С. 64-67.
9. Нархов Д.Ю. Реклама: управленческий аспект: учебное пособие / Д.Ю. Нархов, Е.Н. Нархова; научный редактор Н.Б. Серова; Министер-ство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. – 264 с.
10. Поляков В.А. Разработка и технологии производства реклам-ного продукта: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.А. Поляков, А.А. Романов. – М: Издательство Юрайт, 2018. – 502 с.
11. Презентация Стратегии 2023 [Электронный ресурс] // Сбер-банк. URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/info/sber_investor_day-strategy_2023_ru.pdf (Дата обращения: 18.11.2023).
12. Результаты группы Сбер. Информация по операционным и фи-нансовым показателям [Электронный ресурс] // Сбербанк. URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/groupresults?tab=annual (Да-та обращения: 18.11.2023).
13. Ромат Е., Сендеров Д. Реклама: Учебник для вузов. – 9-е изд.; стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2016. – 544 с.
14. СберБанк сегодня [Электронный ресурс] // Сбербанк. URL: https://www.sberbank.ru/ru/about/today (Дата обращения: 18.11.2023).
15. «Сбербанк России» [Электронный ресурс] // Открытый жур-нал. URL: https://journal.open-broker.ru/visit-card/sberbank-rossii/ (Дата об-ращения: 18.11.2023).
16. Сбер: банк, строящий экосистему [Электронный ресурс] // Тинькофф Журнал. URL: https://journal.tinkoff.ru/news/review-sber/ (Дата обращения: 18.11.2023).
17. Синяева, И.М. Реклама и связи с общественностью: учебник для бакалавров / И.М. Синяева, О.Н. Жильцова, Д.А. Жильцов. – М: Издатель-ство Юрайт, 2017. – 552 с.
18. Стаценко С.С. SMM-продвижение организации: имиджевый ас-пект (на примере ПАО «Сбербанк») // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы V Международной науч-но-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г.: в 2-х т. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. – Т. 2. – С. 102-106.
19. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (Дата обраще-ния: 15.11.2023).
20. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (по-следняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (Дата обраще-ния: 15.11.2023).
21. Федотова Л.Н. Реклама: теория и практика: учебник для вузов / Л.Н. Федотова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 391 с.
22. Щепилова Г.Г., Пономарева А.Н. Продвижение банков в ин-тернет-среде (на примере «СберБанка») // Меди@льманах. – 2021. – № 5. – С. 36-45.
23. Щепилова Г.Г. Реклама: учебник для академического бака-лавриата / Г.Г. Щепилова, К.В. Щепилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 381 с.