Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время количество водителей с каждым годом увеличивается, автомобиль становится неотъемлемой частью нашей жизни, существует недостаточная регламентация нормативными правовыми актами, существуют низкоуровневые механизмы контроля для предотвращения и устранения причин дорожно-транспортных происшествий (далее именуемые несчастными случаями), следовательно, именно они несут ответственность за то, чтобы мы увеличивали число наших клиентов. Предотвращение дорожно-транспортных происшествий и повышение уровня дисциплины участников дорожного движения в настоящее время является одним из наиболее обсуждаемых вопросов, как на различных уровнях средств массовой информации, так и в правительстве.
Дорожно-транспортное происшествие является результатом множества ситуаций, которые формируют совокупность причин и следствий. Установление истинной причины нарушения правил безопасности, приведшего к ДТП, и обстоятельств, способствующих ему, является не только одной из ключевых задач раскрытия преступления, но и неотъемлемой частью обеспечения безопасности дорожного движения и управления транспортными средствами.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие привлечение водителей транспортных средств к административной ответственности.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие проблемы привлечения водителей транспортных средств к административной ответственности.
Целью исследования является анализ проблем привлечения водителей транспортных средств к административной ответственности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть нормативные основания административной ответственности водителей транспортных средств;
2.исследовать фактические и процессуальные основания административной ответственности водителей транспортных средств;
3.дать общую характеристику мер административной ответственности водителей транспортных средств;
4.провести оценку эффективности мер административной ответственности водителей транспортных средств.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство в сфере уголовного права; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Вдовиченко В.В., Горюшинский В.С., Кичигин Н.В., Конева О.В., Олесько С.С., Ульрих С.А., Шкеля О.В. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем привлечения водителей транспортных средств к административной ответственности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании предотвращения нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1.Нормативные основания административной ответственности водителей транспортных средств
Среди множества факторов, влияющих на эффективность и безопасность участников дорожного движения, одно из первых мест занимают нормативно-правовые акты в области дорожного движения .
Глава 12 КоАП РФ предусматривает санкции за нарушение правил дорожного движения и определяет субъект правонарушения. Субъектом правонарушений в сфере транспорта являются вменяемые лица физических лиц, достигших установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица.
Наиболее распространенным специальным субъектом преступления является водитель. Водителем должно считаться лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, независимо от того, получил ли он право на управление транспортным средством или нет, был ли он лишен его.
В дополнение к водителю законодательство предусматривает, что пешеход, пассажир транспортного средства, лицо, управляющее велосипедом, мопедом или другим участником дорожного движения (кроме водителя транспортного средства), может быть идентифицирован как конкретное лицо, совершившее административное правонарушение в области дорожного движения.
Федеральный закон № 3-ФЗ от 07.02.2011 "О полиции " устанавливает основные права и обязанности сотрудников Министерства внутренних дел РФ. Речь идет о должностных лицах, уполномоченных от имени государства или под его санкциями предпринимать односторонние законные властные действия по привлечению к административной ответственности.
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения " определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, регулирует вопросы, связанные с охраной жизни, здоровья и имущества граждан, защитой прав и законных интересов, а также защитой интересов общества и государства в целом.
Для правильной квалификации дорожно-транспортного преступления необходимо знать, что дорога - это полоса земли, которая приспособлена или оборудована и используется для движения транспортных средств или поверхности искусственных сооружений. Дорога имеет один или более проезжих частей, трамвайные пути, бордюры, тротуары, если есть полоса, то она разделена. Следовательно, речь идет о транспортном движении, которое осуществляется только в границах дороги.
Согласно ФЗ №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" каждый водитель обязан гарантировать гражданскую ответственность перед началом управления автомобилем. Это в значительной степени решило проблему компенсации пострадавшим от неблагоприятных последствий аварии.
Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» - устанавливает положения о создании дополнительных мер безопасности в сфере дорожного движения.
В Постановлении Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647 установлена необходимость ведения учета всех дорожно-транспортных происшествий и количестве погибших и травмированных. В Постановлении Правительства РФ от 21.10.2022 № 1882 утверждены основания и правила проведения освидетельствования на состояние опьянения. В Приказе МВД России от 30.08.2017 № 685 закреплен перечень должностных лиц и их полномочия по подготовке административных актов. Действия сотрудников Министерства внутренних дел регулируются законодателем, что необходимо для того, чтобы каждый орган власти действовал в пределах своей компетенции, четко разграничивая права и обязанности как граждан, так и сотрудников .
Выделим основные полномочия:
-основанием для выезда на место происшествия сотрудника, осуществляющего контроль дорожным движением, является указание дежурного. Однако, если сотруднику ГИБДД известно о дорожно-транспортном происшествии, он обязан сообщить о происшествии в дежурную часть и действовать в соответствии с полученными инструкциями.
-при непосредственном получении информации о ДТП, сотрудник должен выслушать заявителя и по возможности зафиксировать время, место, информацию о пострадавшем, куда был направлен пострадавший, автомобиль, на котором они были отправлены, информацию о водителе, участвовавшем в ДТП, а также информацию о свидетелях этого несчастный случай.
-по прибытии на место происшествия сотрудник обеспечивает ограждение этого места, устанавливает водителя и свидетелей происшествия. Если один из участников дорожно-транспортного происшествия исчез, устанавливает тип, государственный регистрационный номер и специальные элементы транспортного средства.
-сотрудники до прибытия следственно-оперативной группы на место дорожно-транспортного происшествия, в результате которого пострадал человек: определяет число пострадавших, обеспечивает первую медицинскую помощь, вызывает скорую помощь, организует доставку пострадавших для оказания помощи в медицинское учреждение, сообщает обо всем дежурному, и начальнику оперативной группы прибывшей на место ДТП.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О полиции" // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, N 50, ст. 4873
Судебная практика:
5. Решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области по делу № 2-3436/2020.
Научная литература:
6. Вдовиченко, В. В. Доказательства и доказывание по делам об административных правонарушениях в ОБДД / В. В. Вдовиченко // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9, № 10-1. – С. 452-460.
7. Горюшинский, В. С. Основные факторы и причины, влияющие на динамику аварийности на автомобильном транспорте / В. С. Горюшинский, И. Е. Черникова, И. С. Милосердова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 12(29). – С. 258-261.
8. Каковы особенности привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД лица, у которого нет водительского удостоверения? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
9. Кичигин Н.В. Судебная практика по делам о дорожно-транспортных происшествиях с участием животных // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2021. Вып. 27. С. 36 - 53.
10. Конева, О. В. Административная и уголовная ответственность водителей транспортных средств при наездах на животных / О. В. Конева, А. В. Чащина, Д. В. Демидов // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 2(59). – С. 249-251
11. Олесько, С. С. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления: проблемы правового регулирования и правоприменительной практики / С. С. Олесько // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2021. – № 6. – С. 121-124.
12. Ульрих, С. А. О проблемных аспектах административной ответственности водителей транспортных средств / С. А. Ульрих, В. В. Ковалев, Д. Ю. Каширский // Алтайский юридический вестник. – 2018. – № 1(21). – С. 77-82.
13. Шкеля, О. В. Правовой анализ ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения / О. В. Шкеля // Общество и право. – 2020. – № 3(73). – С. 94-97.