Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Коренные преобразования в экономической и социальной сфере, обусловленные возвращением России в русло общих процессов мирового развития, требуют переосмысления ранее существовавших финансовых отношений.
При всем многообразии моделей рыночной экономики, в целом, и в общем, характеризуется тем, что представ¬ляет собой социально ориентированное хозяйство, которое функционирует в дополнении с государственным регулированием. Огромное значение в развитии рыночных отношений и в государственном механизме их регули¬рования принадлежит финансово-налоговой политика государства.
Финансово-налоговая система, являясь составной ча¬стью экономических отношений, одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики, что и обуславливает необходимость уяснения природы и сущности состояния финансово-налоговой политики, особенностей функциониро¬вания правовых норм, регулирующих бюджетную и налоговую системы России.
И особенно важно это сегодня, когда экономическое развитие страны и проблемы укрепления финансов и реформирования налоговой системы России интересуют все слои современного российского общества. Это вызывает необходимость совершенствования политики управления в финансовой и налоговой сфере, как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов.
Актуальность темы заключается в том, что от проведения эффективной финансово-налоговой политики государством, зависит формирование бюджетных доходов и расходов, направленных на социально-экономическое развитие страны, а также регулирование налоговой нагрузки на физических и юридических лиц.
Объектом исследования является финансово-налоговая система Российской Федерации.
Предмет исследования - финансово-налоговая политика России.
Целью данной работы является рассмотрение роли и особенностей финансово-налоговой политики в экономике современной России.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
-дать характеристику понятия и содержания финансово-налоговой политики России;
-рассмотреть виды финансово-налоговой системы России;
-провести анализ проблем функционирования финансово-налоговой системы в краткосрочной перспективе;
-охарактеризовать перспективные направления развития финансово-налоговой системы РФ.
В процессе настоящего исследования в качестве источников информации использовалась учебная, специальная и научная литература, а также расчетно-аналитические материалы периодической печати.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
1.1. Понятие и содержание финансово-налоговой политики России
Финансово-налоговую (фискальную) политику можно охарактеризовать как систему мер государства, направленную на регулирование государственных доходов, расходов и налогов, целью которых является обеспечение сбалансированности национальной экономики и поддержания равновесия на товарном рынке. Валовые расходы страны не могут всегда совпадать с объемом выпуска валового национального продукта, поэтому если валовые расходы ниже объема выпуска товаров, то происходит «рецессионный разрыв» (recessionary gap) [9, С.152]
Наличие данной ситуации допускается из-за эффекта «предельной склонности к сбережению», суть которой заключается в том, что определенную часть своих доходов люди вкладывают в сбережения, которые и являются источником финансирования растущих государственных затрат. Государство использует рычаг давления на совокупный спрос, при этом возникает необходимость или увеличивать объем производства продукции, или увеличивать валовые расходы.
Государственные закупки считаются более эффективными, чем государственные трансферты, исходя из чего, рост расходов государства уравновешивает потери суммы валовых расходов, которые вызваны сбережениями, налогами или импортом товаров. Однако, может возникнуть и другая ситуация, при которой возникает «инфляционный разрыв» (inflationary gap), содержание которого представляет ситуацию, когда валовые расходы преобладают над валовым объемом производства продукции экономики полной занятости [13, C.154]. С целью предотвращения инфляции государству необходимо уменьшать валовые расходы как раз на величину разрыва, возникшего из-за инфляции, для чего применяются различные методы и способы [11, С.89].
Государственные расходы или потребительские затраты можно снизить при помощи увеличения ставок налогов, налогового бремени на налогоплательщиков, но здесь необходимо учитывать, что увеличение налогов на рубль влечет за собой уменьшение расходов меньше, чем на рубль.
Так как у правительства всегда есть выбор между увеличением налоговых ставок и соответственно ростом налогов, а также государство осуществляет рефинансирование госдолга, прибегает и к монетизации финансового дефицита, поэтому угроза финансового краха для государства даже при очень высоком госдолге практически исключается.
В арсенале средств регулирования финансово-налоговой политики у государства есть система методов и средств. Главным способом роста необходимой суммы доходов для погашения и обслуживания госдолга является увеличение налоговой нагрузки, налогового бремени для налогоплательщиков [9, C.148].
Для обеспечения выплат по обслуживанию долга согласно установленным срокам, государству необходимо собрать нужную сумму, не меньшую, чем N в виде налогов, что означает, что соотношение N / ВВП является нижней границей ставки налога на доходы физических лиц:
N / Y ≤ T / Y, (1.1)
где N – выплаты по обслуживанию долга;
T – налоговые поступления в бюджет;
Y – совокупный доход (или ВВП) [14, C.45].
Возрастание налоговой нагрузки и рост налоговых ставок как особое условие обслуживания и погашения растущего госдолга может негативно повлиять на стимулы к эффективному труду в сторону снижения, сокращению объемов инноваций и инвестирования, поэтому наличие значительного государственного долга косвенным образом сдерживает возможности экономического роста национальной экономики.
Но кроме обслуживания долга, правительство должно финансировать и другие бюджетные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 27 июля 2023 г. № 137-ФЗ. /СЗ РФ. 2023. Ст.4434.
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в ред. От 23.02.2023. №4-П, № 144-ФЗ. В редакции Федерального закона от 23.12.2023 №185-ФЗ. //СЗ РФ от 12.02.23. ст.5467.
3. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Принят Государственной Думой 21 ноября 2020 года Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2020 года. //СЗ РФ от 04.07.21. ст.7834.
4. Агапова О.И. Налоговая политика государства. М.: Приор, 2022. – 230 с.
5. Асалиев А., Иванова И. Практическое пособие по банковской деятельности. – М.: Экономика и финансы, 2022.- 216 с.
6. Батракова Л.Г. Бюджет. Учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 2020. – 324 с.
7. Белых Л.П. Налоговые реформы в России. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2021. – 118 с.
8. Богданова О.М. Оптимизация налогового планирования. – М.: Финстатинформ, 2021. – 212 с.
9. Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление в финансовой сфере. – М.: Приор, 2020. – 318 с.
10. Бор М.З. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. –М.: ИКЦ ДИС, 2023. – 222 с.
11. Балабанов И.Т. Внешне - экономические связи. М.: Финансы и статистика, 2021. – 199 с.
12. Балабанов И.Т. Налоги и налогообложение. М.: Питер, 2021. – 200 с.
13. Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. – М.: НОРМА, 2019. – 290 с.
14. Габричидзе О.Л. Финансовое право. М.: Юнити, 2018. -349 с.
15. Евстегнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. Вопросы и ответы. Практические задания и решения. Учебное пособие/ Евстегнеев Е.Н. и др. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
16. Ефимова Л.Г. Налоговое право. Учебное и практическое пособие. – М.: Издательство БЕК, 2020. – 314 с.
17. Жарковская Е.П. Основы бюджетирования. М.: Омега-Л, 2018. – 440 с.
18.Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. М.: Банки и биржи. 2021.- 185 с.
19.Залшупин А.С. Энциклопедия банковского дела. СПб.: Нева, 2020. –528 с.
20. Исаев А.М. Практика финансового управления и финансового анализа. – М.: АО Арго, 2018. – 110 с.
21. Камионский С.А. Наука и искусство управления финансовой сферой. – М.: Московский институт экономики, политики и права, 2020. – 240 с.
22. Кисилев В.В. Бюджет и бюджетирование. – М.: Логос, 2019. – 316 с.
23. Костерина Т.М. Налоговое право . Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2021. – 218 с.
24. Колесников В.И. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2020. –115 с.
25.Лаврушин О.А. Бюджет. М.: Юнити, 2021.- 367 с.
26. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие.- М.: ИКФ Омега-Л, 2019. – 349 с.
27. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации.- М.: Книжный мир, 2018. - 295 с.
28. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. М.: Феникс, 2020. - 448 с.
29. Скворцов О.В. Налоги и их оптимизация. Экспресс-курс.- М.: Дело и сервис, 2021. – 310 с.
30. Юткина О.А. Налоговая система России. М.: Владос, 2020. – 215 с.