Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ 5
1.1 Теории мотивации в социологии 5
1.2 Сущность и содержание мотивации в профессиональном спорте 11
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СПОРТУ: ФАКТОРЫ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ 16
2.1 Факторы, способствующие формированию мотивации к занятиям профессиональным спортом 16
2.2 Гендерные особенности мотивации студентов к занятиям профессиональным спортом 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
Свободное время молодого поколения является одной из актуальных проблем современности. В настоящее время среди молодежи отмечается тенденция к изменению предпочтений в выборе хобби и досуга, поскольку происходит переориентацией ценностей населения с общественных на ценности, отражающие стремление людей к индивидуализму и обособлению себя от общества. Одним из направлений развития хобби и досуга является спортивная деятельность, которая включает в себя как любительские виды, так и профессиональный спорт.
Актуальность темы исследования также можно подтвердить тот факт, что в последние годы увеличены усилия разнообразных структур по привлечению молодежи к занятию спортом. Для активизации здорового образа жизни на всех уровнях власти создаются социально-методические и психолого-педагогические условия вовлечения молодёжи в активную спортивную деятельность. Однако следует учитывать, что мотивация студентов в различных видах спорта может отличаться. Исследованию данного феномена посвящено достаточное количество исследований в области социологии спорта (Балай Д.К., Вашляева И.В., Голоманзина К.А., Гулич С.С., Кондрашихина, О.А., Кузнецова В.Е., Павленкович, С.С., Пуховская М.Н., Усцелемова Н.А., Черкасов А.Ю. и т.д.).
Мотивация к занятиям спортом – очень широкое понятие, которое включает в себя как побуждение человека к конкретной цели и действию посредством спортивной деятельности, так и причину мотивации к действию индивида в соответствии с его стремлениями в спорте . Изучение социологических теорий мотивации также является актуальным вопросом, поскольку от мотивации, готовности трудиться и добиваться успеха в спортивных начинаниях зависит результат такой деятельности человека.
Целью данной работы является рассмотрение мотивации студентов к профессиональному спорту.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические положения о мотивации в социологии.
2. Обозначить сущность и содержание мотивации в профессиональном спорте.
3. Определить факторы, способствующие формированию мотивации к занятиям профессиональным спортом.
4. Охарактеризовать гендерные особенности мотивации студентов к занятиям профессиональным спортом.
Объект исследования – понятие мотивации в социологии.
Предмет исследования – мотивация студентов к профессиональному спорту.
Методология исследования включает в себя такие методы, как анализ и синтез, а также сравнительный метод, метод обобщения, описательный метод, метод индукции и метод дедукции. В качестве источников используется научно-методическая литература по специальностям «Социология» (Иванов Д.В., Хренов А.Е.) и «Социология спорта» (Захаров М.А., Лубышева Л.И., Шилько В.Г.), а также научные статьи по специальности «Социология» и «Социология спорта».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ
1.1 Теории мотивации в социологии
Изучение теорий мотивации в социологии необходимо начать с определения главных элементов, которые образуют впоследствии мотивы деятельности индивида. Ключевыми терминами для изучения мотивации являются потребности, интересы и мотивы .
Потребность – это нужда личности в определенных средствах, условиях, видах деятельности, объективно необходимых для ее существования и развития и обусловленных уровнем развития производства и общественных отношений . В процессе жизни человек испытывает множество потребностей от простейших биологических до более сложных – социальных и духовных. В ходе удовлетворения тех или иных потребностей человек действует согласно своим интересам и целям, стараясь добиться максимальной выгоды для себя.
В свою очередь, интерес в социологии понимается как реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определенных потребностей, лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов и идей, и определяющаяся положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений . После осознания человеком некой потребности и соотнесением ее с личными и общественными интересами, формируется мотив.
В социологии мотив – это побудительная причина, повод к какому-либо действию, доводов в пользу чего-либо или осознанное побуждение к деятельности субъекта, личности, социальной группы, общности . Иначе говоря, именно благодаря мотиву появляется возможность определить отличительные черты и характеристики включенности в различные виды деятельности, будь это обучение, производство или какая-либо другая сфера.
Далее следует рассмотреть основные теории мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов. Все теории мотивации принято делить на два типа в соответствии с тем, какая сторона данного вопроса изучается. Первая группа – это содержательные теории мотивации, в которых особенный упор делается на анализ структуры потребностей, которые находятся в основе мотивации. Вторая группа включает в себя процессуальные теории мотивации, в рамках которых изучается процесс формирования мотивации человека.
Социологические исследования, которые относят к содержательному подходу, зародились в Америке в 1930 годах. Первым ученым, обосновавшим влияние психологических и социальных факторов на мотивированность работников, стал Элтон Мэйо. На основании результатов эксперимента, проведенного в «Вестерн Электрик Компани» Э. Мэйо выяснил, что одной из причин увеличения производительности является или изменение сферы деятельности работников, или преобразования в условиях труда В качестве итога своего исследования Э. Мэйо представил ряд факторов, повышающих мотивированность :
1. Дружеские и неформальные отношения, которые устанавливают работники в коллективе по работе в процессе труда.
2. Активные взаимоотношения работников и руководителей, возможность высказать свое мнение об условиях труда и получить отклик от вышестоящих органов в организации.
3. Нормы, сформировавшиеся в результате длительного сотрудничества работников в одном коллективе. Они включают представления относительно того, какое поведение и отношение к работе считается допустимым, а какое нет.
4. Осведомленность работников по важнейшим вопросам, затрагивающим их интересы.
5. Личная удовлетворенность трудом, любовь или антипатия к своей работе.
Говоря о мотивах и потребностях, нельзя не затронуть теорию Абрахама Харольда Маслоу. Его «пирамида потребностей» (рис. 1) широко распространена и часто применяется не только в психологии, но и в социологии, философии, истории и других науках благодаря своей простоте и логичности.
Рисунок 1 – «Пирамида потребностей» А. Маслоу
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахманова, А.В. Социологические теории мотивации / А.В. Абдрахманова // XXI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». – Екатеринбург: УрФУ, 2018. – С. 1050-1057.
2. Балай, Д.К. Особенности мотивации профессиональных спортсменов / Д.К. Балай // Экономика и социум. – 2016. – № 12-1 (31). – С. 289-293.
3. Вашляева, И.В., Фагина, С.С., Шуралева, Н.Н. Особенности мотивации достижения успехов начинающих спортсменов / И.В. Вашляева, С.С. Фагина, Н.Н. Шуралева // Молодежная политика: история, теория, практика. Сб. науч.-мет. мат. – МГУРФКС, 2019. – С. 203-205.
4. Голоманзина, К.А. Мотивация к спортивной деятельности / К.А. Голоманзина // Спортивная психология в межкультурном пространстве: материалы Международной научно-практической онлайн-конференции (Екатеринбург, 4-5 декабря 2020 года). – https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/99004/1/978-5-7996-3248-9_2021_021.pdf
5. Гулич, С.С., Быченков, С.В., Курбатов, А.В., Сафонов, А.А., Ксенофонтов, А.Н. Средства и методы формирования положительной направленности к занятиям физической культурой и спортом у студентов вузов / С.С. Гулич, С.В. Быченков, А.В. Курбатов, А.А. Сафонов, А.Н. Ксенофонтов // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: мат. конф. – Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. – С. 75-79.
6. Захаров, М.А. Социология спорта: учебно-методическое пособие / М.А. Захаров. – Смоленск: СГАФКСТ, 2007. – 212 с.
7. Калабина, Е.С. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / Е.С. Калабина // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Сб. ст. конф.: в 2 ч. – 2019. – Том Часть 2. – С. 252-254.
8. Кондрашихина, О.А., Кажарская, О.Н., Медведева, С.А. Спортивная мотивация студентов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта / О.А. Кондрашихина, О.Н. Кажарская, С.А. Медведева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – №1, Том 8. – С. 1-8.
9. Кузнецова, В.Е., Дедух, А.А. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях / В.Е. Кузнецова, А.А. Дедух // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – https://ekonomika.snauka.ru/2022/01/17284
10. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Лубышева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
11. Павленкович, С.С. Гендерные особенности профессионального самоопределения студентов-спортсменов в процессе вузовского обучения / С.С. Павленкович // Образование в современном мире: сб. науч. ст. – Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2019. – С. 276-281.
12. Пуховская, М.Н., Досужий, Д.И. Гендерные особенности мотивации студентов к занятиям спортом / М.Н. Пуховская, Д.И. Досужий // Высшее образование сегодня. – 2022. – № 3-4. – С. 107-109.
13. Смутина, А.О. Личностная мотивация студентов к занятиям физической культурой / А.О. Смутина // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 316-318.
14. Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д.В. Иванова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019. – 480 с.
15. Социология: учебник для вузов / А.Е. Хренов [и др.]; под общ. ред. А.С. Тургаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 425 с.
16. Усцелемова, Н.А., Усцелемов, С.В. Анализ социологической информации о значимости физической культуры в профессиональной подготовке студентов технического вуза / Н.А. Усцелемова, С.В. Усцелемов // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2018. – № 2, Том 9. – С. 1-7.
17. Черкасов, А.Ю., Мерзликин, Д.М. Мотивация студенческой молодежи к занятиям физической культурой (по материалам социологического исследования) / А.Ю. Черкасов, Д.М. Мерзликин // Автономия личности. – 2020. – № 3 (23). – С. 44-53.
18. Шилько, В.Г. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. – 416 с.