Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В мире на современном этапе развития перед обществом поставлена проблема понимания происхождения самого человека, формирования общественных отношений. Социально-политические, экономические, культурные и религиозные отношения предусмотрели развитие человечества, его базовые стадии исторического развития.
Именно история первобытного общества предопределила пути развития человечества, по этой причине в ней видят источники явлений и процессов, формирующие содержание культуры человека. Точной информации о процедуре возникновения права и государства нет. В связи с тем, что наука пока не знает достоверно о причинах и времени появления самого человека в качестве социального существа и определенных общественных отношений, которые должны сложиться с его возникновением.
В отечественной науке по теории государства и права редко обращаются к теме исследования общества, которое было организовано до возникновения государства. Между тем, вопросы возникновения, зарождения государства и права не могут быть ни системно, ни комплексно изучены без обращения к формам общественной организации, существовавшим до государств.
Актуальность этого исследования заключается в том, что обычаи, ритуалы, мифы не потеряли в современном мире собственной роли и воздействия на социальные нормы, в т. ч. и на правовые. Тема формирования регулятивной системы в первобытном обществе остается актуальной на протяжении долгих десятилетий. Исследователи из различных государств мира на протяжении существенного периода времени прорабатывали концепции, разъясняющие процедуру возникновения, развития и функционирования социальных норм, систематизирующих отношения между членами первобытных коллективов.
В далекий от нас период возникновения человека им руководили, прежде всего, инстинкты, и в этом смысле люди мало чем отличались от других животных. Инстинкты действуют, как известно, независимо от воли и сознания живого существа. Природа посредством генов передает от поколения к поколению инстинктивные правила поведения отдельных особей.
Со временем, по мере роста сознания, у наших предков инстинкты постепенно стали трансформироваться в социальные нормы. Они возникли на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулирования поведения людей таким образом, чтобы достичь целесообразного их взаимодействия для решения общих задач. Социальные нормы создали положение, когда поступки человека уже не состояли из инстинктивных реакций на раздражители. Между ситуацией и порождаемым ею импульсом стояла социальная норма, которая связана с наиболее общими принципами общественного бытия.
Возникновение власти и права признается одной из основных проблем теории государства и права, основополагающей учебной дисциплины, изучаемой на юридических факультетах высших учебных заведений. Эта тема крайне актуальна и имеет не только познавательное и академическое значение, но политико-прикладной характер.
Для лучшего осознания социального содержания права и государства, многостороннего и глубокого изучения отличительных особенностей современных правовых систем, необходимо, определить тенденции их исторического развития, изучить, каким образом право было создано, и какой путь прошло.
Если рассматривать конкретное общественное явление, в т. ч. право, с позиции его создания и развития, то в нем, безусловно, можно обнаружить пережитки прошлого, основы настоящего, а также зачатки будущего.
Актуальность настоящей темы исследования выражается тем, что право и государство занимало, занимает сейчас и будет занимать существенное место в развитии человечества. Эта структура является не только органов власти, но еще и системообразующим компонентом всего общества.
Возникновение власти по своему определению – это весьма закономерная процедура формирования системы политической власти и управления при значительных изменениях первобытной организации человеческого общества.Объект исследования – общественные отношения, связанные с властью и социальными нормами в первобытном обществе.
Предмет исследования – особенности властных институтов и социальных норм в первобытном обществе.
Цель данной работы – комплексное исследование власти и социальных норм в первобытном обществе.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) рассмотреть государственный строй в первобытном обществе;
2) исследовать специфику власти в первобытном обществе;
3) изучить регуляторы поведения членов родовой общины, выявить особенности мононорм;
4) определить значение социальных норм в современном обществе: моральных, религиозных обычаев.
Во время проведения исследования были использованы следующие методы: исторический, сравнительный, метод анализа и синтеза, системно-структурный, логический.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика власти в первобытном обществе
1.1.Государственный строй в первобытном обществе
Первобытное общество – это период в человеческой истории до изобретения письменности, после чего возникает возможность исторических исследований, которые основаны на рассмотрении письменных источников.
Первые письменные хроники возникли более 5000 лет назад, но имеется информация о существовании первой человеческой расы в Африке около 2,5 миллионов лет назад.
Эволюция первобытных людей происходила в связи с ледниковыми эпохами. Примерно 15 тысяч лет назад ледники начали таять, климат стал более благоприятным. Земля начала плодоносить, покрылась растительностью, травами и деревьями, возникли разные представители фауны и флоры, а в общинах первобытных людей начали формироваться разные уклады жизни.
Государство не всегда существовало, оно формировалось постепенно, с момента образования человеческой цивилизации.
Исследователи и политологи сошлись во мнении, что экономической базой первобытно-общинного строя выступила коллективная собственность на производственные средства. Другими словами, все орудия труда, одежда, пища, принадлежали всем, а если говорить точнее – обобщенной группе людей. Формы социальной организации в тот период времени отличались, как то – родовая община, племя и т.д.
Принимая во внимание то, что общество сложилось намного раньше государство, следует предоставить характеристику социальной власти и нормам, которые существовали в первобытном обществе.
Первобытнообщинный строй был наиболее продолжительной во времени стадией в истории человечества.
Для первобытнообщинного строя свойственна коллективность труда, разделение труда, по возрасту и полу, мужчины – воины и охотники, женщины и дети – собиратели ягод и плодов.
Член любой половозрастной группы играл конкретную социальную роль, т.е. исполнял в жизни общества соответствующую функцию, исполнение которой ожидало от него общество. Взрослый мужчина обязан был охотиться и поступать с добычей соответствующий образом, а вовсе не по личному усмотрению. Любой ребенок при достижении определенного возраста проходил обряд посвящения во взрослые, связанный с прохождением довольно суровых испытаний, после чего получал определенный статус, права и обязанности .
В первобытном обществе власть принадлежала всем взрослым членам рода (вождям, старейшинам, жрецам), назначавшимся собранием членов рода.
Вооруженную силу формировали все мужчины, которые могут носить и пользоваться оружием (палки, копья, камни).
Для первобытнообщинного строя свойственны были следующие отличительные особенности:
- наличие примитивных орудий труда, вследствие чего человека без помощи всего рода не способен был выжить и обеспечить себе пропитание, жилище, одежду. Экономика была основана на примитивном ручном труде, который не знал даже помощи домашних животных. Хозяйство родового строя было добывающим (то есть получающим готовый продукт от дикой природы при помощи охоты, рыбной ловли, сбора плодов). Потребности росли ежедневно, община стремительно разрасталась, и употребляли только столько, сколько могли добыть, запасы и излишки отсутствовали, вследствие чего по экономическим признакам все были равны. Для дальнейших этапов развития общества свойственно производящее хозяйство. К примеру, для аграрного общества – это скотоводство, земледелие, ремесло, а для индустриального общества – это главным образом промышленность. Все предметы добычи были разделены на всех членов общины, с учетом приложенных ими усилий;
- экономическое равенство приводило и к политическому равенству. Все взрослое население рода – и женщины, и мужчины – обладали правом принимать участие в обсуждении и решении любого вопроса, который связан с деятельностью рода.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипов А.П. Социальное регулирование: понятие, виды // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 36-1 (228). - С. 61-63.
2. Атясов И.Н., Чеджемов Г.А. Власть и социальные нормы в первобытных обществах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 5-1. - С. 48-50.
3. Белинова О. А. Сущность права: социально-философский подход // Журнал «Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева». – 2014. –С. 134-135
4. Войченко Н.В. Аспекты взаимодействия религиозных и правовых норм // Журнал «Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами». - 2019. - С. 159-161.
5. Дарбаидзе К.В. К вопросу о происхождении права // Журнал «Интернаука». - 2018. - № 42-2 (76). - С. 29-30.
6. Еникеев А.А., Шевченко В.С. Соотношение понятий мораль и нравственность в классической философии // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 6. - № 10 (26). - С. 703-707.
7. Иванников А.И. О происхождении права // Журнал «История государства и права». - 2016.- № 20. - С. 33-37.
8. Канищев К.В. Право и религия: исторические и современные проблемы // Журнал «Концепт: философия, религия, культура». -2018. -№ 2 (6). - С. 74-80.
9. Малышкин А.В. Некоторые аспекты интеграции религиозных и правовых норм в светском государстве // Журнал «Государство и право». - 2019.- № 5. - С. 30-40.
10. Морозов С.Д. Первобытное общество: материальная и духовная культура // Журнал «Norwegian Journal of Development of the International Science». - 2018. - № 18-3. - С. 6-10.
11. Муромцев Г.И. Правогенез: проблемы методологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2021. - Т. 25. - № 2. - С. 359-375.
12. Муртузалиева М.А., Зейналов М.М., Магомедов М.Ч. Происхождение и ранние формы права // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2020. - № 8 (188). - С. 74-77.
13. Парамонов А.А. Соотношение морали и права // Журнал «Эволюция российского права». - 2018. - С. 509-511.
14. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 341 с.
15. Працко Г.С., Каранович М.К. Правовой обычай и его роль в системе норм права // Сборник «Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина». - 2019. - С. 110-113.
16. Разин А.В. Происхождение морали: свобода воли и нравственность // Журнал «Актуальные проблемы российского права». - 2018. - № 8 (93). - С. 19-20
17. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. А. Ромашов. — М. : Издательство Юрайт, 2018.- С.167-168
18. Савицкий К.О. Происхождение права // Журнал «Закон и право». - 2021. - С. 246-248.
19. Сармурзин Р.Ш., Печора Р.Д. Взаимодействие правовых и религиозных норм // Журнал «Студенческий». - 2021. - № 23-3 (151). - С. 81-82.
20. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Городец, 2017. –С. 183-185
21. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. А. Ромашов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 443 с.
22. Харламова И.А., Рудых С.А. Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Неолитическая революция // Противодействие экстремизму, терроризму, коррупции: теория и практика. Сборник научных статей. - 2019. - С. 122-124.