Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования объясняется тем, что особенности развития российского общества на современном этапе усиливают необходимость и значимость преобразования различных сфер в жизнедеятельности людей, включая и сферу образования. Современное образование характеризуется наличием разнообразных изменений, которые обусловлены необходимостью совершенствования образовательной системы и оптимизации ее качества. Одним из важнейших аспектов развития современного образования является сохранение и укрепление здоровья человека. Здоровье современного человека – это одна из важнейших ценностей. Именно здоровье является предпосылкой для человеческой активности, наиболее полного самоутверждения и самореализации, а также достижения личного благополучия и счастья.
Во всем мире роль физического воспитания люди оценивают по-разному: одни относятся к физической культуре и спорту скептически, другие считают его излишней тратой времени, третьи явно ощущают смысл физической активности, четвертые значение занятий спортом видят в стройности и красоте тела человека и т. д. Причем каждый из них имеет разное отношение к физическому воспитанию и занятиям физической культурой: кто-то отдает предпочтение просмотру по телевизору спортивных передач (чемпионатов различного уровня, олимпиад и т. д.); кто-то желает просто заниматься каким-нибудь видом спорта или общефизической подготовкой для поддержания здоровья, для кого-то спорт может быть просто средством существования.
Методологические аспекты изучения здоровья, здорового образа жизни и роль физических упражнений в укреплении здоровья освещали такие авторы, как А.П. Бутенко, М.Н. Руткевич, В.И. Толстых, Л.В. Чекулаева, Л.И. Костюнина, Р.Т. Раевский и др.
Объект исследования. Двигательная деятельность и физическая активность человека.
Предмет исследования. Влияние двигательной деятельности и физической активности на человека.
Цель исследования. Исследование роли двигательной деятельности и физической активности на человека.
Задачи исследования. В соответствии поставленной целью исследования в работе решались следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы изучения роли двигательной деятельности, физической активности в жизни человека.
2. Проанализировать влияния двигательной деятельности и физической активности на жизнедеятельность человека.
3. Рассмотреть пути оптимизации двигательной и физической активности детей и молодежи.
Методы исследования: анализ литературных источников, синтез, обобщение, абстрагирование.
Особенности структуры. Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка использованных источников. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы изучения.
Глава 1. Теоретические основы изучения роли двигательной деятельности, физической активности в жизни человека
1.1. Понятие двигательной деятельности и физической активности и факторы, влияющие на их параметры
Двигательная активность индивида — это одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на организм индивида.
По мнению В.И. Коваль, в гигиене “двигательная активность” определяется, как сумма движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности . Как правило, данная дефиниция используется для характеристики гигиенического нормирования физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями детей. Специалисты контролируют уровень двигательной активности ребенка и сравнивают его с нормативными. Это необходимо для обеспечения достаточного количества движений для сохранения здоровья и адекватного возрасту физического развития.
Оптимальный двигательный режим – это важнейшее условие здорового образа жизни. Его основа – это систематические занятия физическими упражнениями и спортом, которые способствуют эффективному решению задачи укрепления здоровья и развития физических способностей. Значение мышечной деятельности настолько велико, что ее справедливо рассматривают в качестве главного признака жизни. Исследования свидетельствуют о том, что умственная деятельность становится менее эффективной на 50% уже на вторые сутки в условиях низкой физической активности. При этом растет нервное напряжение, резко ухудшается концентрация внимания, быстро развивается утомление и т.д.
Гигиеническая норма двигательной активности определяется количеством движений, которое удовлетворяет биологическую потребность организма, а также способствует укреплению здоровья .
При определении гигиенической нормы активности определяют ее объем, интенсивность, временной интервал движений. Если речь идет о детях и подростках, занимающихся спортом, учитывают их половозрастные особенности. В соответствии с гигиеническими требованиями определяются и сроки начала занятий тем или иным видом спорта.
В настоящее время данные требования учитываются при разработке федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта. Так, в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта “бильярдный спорт”, на этап начальной подготовки зачисляются дети с 9 лет.
При характеристике двигательной активности говорят либо об ее нормальном, физиологичном уровне, либо недостатке двигательной активности (гипокинезии), либо о ее избытке (гиперкинезии). Последняя отмечается чаще всего у детей, занимающихся спортом, когда двигательная деятельность превышает половозрастные гигиенические нормативы в связи с нерациональным режимом тренировок. Обе имеют существенное негативное воздействие на состояние здоровья ребенка и проявляются в дефектах осанки, неврозах, плоскостопии, близорукости, функциональной несостоятельности различных органов и систем, признаках переутомления, перенапряжения, перетренированности .
Актуальной становится проблема профилактики указанных состояний, т. е. снижение при гиперкинезии или увеличение объема и интенсивности мышечной деятельности при гипокинезиии. Профилактика гиперкинезии сводится к соблюдению гигиенических возрастных нормативов в процессе физического воспитания детей (своевременный допуск к специализации в избранном виде, к соревновательной нагрузке, к тренировке после заболевания, достаточный отдых, необходимые средства восстановления, правильный подбор групп в командных видах). Важно проводить тренировочные занятия в периоды наибольшей двигательной активности в соответствии с индивидуальным суточным биоритмом.
Значительная роль в профилактике гипокинезии отводится широкой пропаганде физической культуры, ее значимости для гармоничного развития ребенка, для совершенствования его физического и умственного развития, его духовно-нравственного потенциала. Наиболее интересны семейные формы физической активности, внеклассные и внешкольные массовые оздоровительные мероприятия.
С возрастом время, отведенное в режиме дня на мышечную деятельность, уменьшается, это означает увеличение ее интенсивности. При этом можно отметить, что неравномерное распределение активной деятельности в течение суток, недели, сезона разумно. Это связано с функциональной активностью органов и систем. Важным является также качественное разнообразие движений и их рациональное сочетание с другими компонентами режима дня.
При длительном дефиците движений возможно развитие предпатологических состояний, которые проявляются в снижении общей неспецифической устойчивости организма, в быстрой утомляемости при выполнении физических нагрузок, в низкой функциональной активности внутренних органов, в отставании в развитии двигательных качеств, изменениях в физическом развитии (чаще - избыточная масса тела за счет жироотложений).
В отдельных случаях при гипокинезии развивается астенический синдром, нарушается регуляция артериального давления, ритм сердечных сокращений, изменяется деятельность ЦНС и интенсивность обмена веществ.
Для профилактики гипокинезии следует четко выполнять гигиенические рекомендации по режиму дня, сократить статический компонент в процессе учебных занятий и в свободное время, повысить активность детей во всех формах физического воспитания и трудового обучения, пропагандировать основы семейного здорового образа жизни и значимость здоровья для детей как главной и непреходящей ценности в жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научных трудов /Под ред. В.В.Ермакова. - Смоленск.: СГАФКиС, 2011- 75 с.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура: методика практического обучения: учебник/ И.С. Барчуков. – М.: КНОРУС, 2014. – 304 с.
3. Врачебный контроль в физической культуре : учебное пособие / Е.Е. Ачкасов, С.Д. Руденко, О.А. Султанова и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 128 с.
4. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.-554 с.
5. Железнев, В.П. Бильярд: секреты обучения и техника игры / В.П. Железнев. Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 282 с.
6. Коваль, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И Коваль, Т.А.Родионова. - М. : Академия, 2013. - 320 .
7. Корбукова, Н.А. Использование всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в образовательном процессе высшей школы и интерактивных технологий обучения в контроле качества дисциплины физическая культура // «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2013», г. Одесса, выпуск 3,том 25, Куприенко С.В., 2013–100 с.
8. Кудрявцев, М. Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности: учебно-методическое пособие. – Москва: АПКиПРО, 2013. – 105 с.
9. Кузьмина, Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания: пособие /А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2014. -156 с.
10. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О. В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. Вып.2. Красноярск, 2009. 237 с.
11. Никитин, А.А. Влияние игры в бильярд на показатели функционирования некоторых систем организма студентов / А.А. Никитин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 4 (134). – С.194-198.
12. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы в режиме школьного дня: методическое пособие для организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме школьного дня. /Автор-составитель. О.В. Ечевская – Тамбов, 2020. –156 с.
13. Раевский, Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. – Одесса: Наука и техника, 2008. – 556с.
14. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. – М.: Спорт Пресс, 2001. – 172с.
15. Теория оздоровительной физической культуры: курс лекций / авт.-сост.: В.П. Кривцун, Л.Н. Кривцун-Левшина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова». 2023. 53 с.
16. Третьякова, Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетрин; под общ. ред. Н.В. Третьяковой. – М.: Спорт, 2016. – 260 с.
17. Черникова, О. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена / О.Черникова //Физкультура и спорт.- 2009. №2, - С.46