Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Понятие игровой деятельности в научной литературе
1.1 Понятие игровой деятельности
В дошкольном возрасте процесс развития детей происходит в различных видах деятельности, которые выступают как источник познания и формирования личности. Деятельностный подход в отечественной психологии рассматривается как основополагающий (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В связи с этим важная роль отводится деятельности в развитии детей дошкольного возраста, в том числе в развитии познавательной активности.
Согласно ФГОС ДО, в дошкольном возрасте дети осваивают следующие виды деятельности – общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность, которые определяются как «сквозные», выполняющие важную роль в формировании личности дошкольника. Также выделяются такие виды деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, труд, конструирование [25].
Среди данных видов деятельности особое место занимает игра, которая, по мнению Л.С. Выготского, является ведущей в дошкольном возрасте. Одним из первых обосновав значение игры, Л.С. Выготский выделил отличия детской игры, ее функции, роль в познавательном развития дошкольников. Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении определенных действий в соответствии с поставленной игровой задачей [5].
Д.Б. Эльконин считает игру видом деятельности дошкольников, в которой ребенок сначала на эмоциональной, а затем и на интеллектуальной основе осваивает систему межличностных отношений. В.С. Мухина определяет игру как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Посредством игры дети осваивают социальный и культурный опыт. В игровой деятельности дети приобщаются к системе общечеловеческих ценностей [27].
В структуре игровой деятельности выделяются компоненты, которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Компоненты игровой деятельности детей дошкольного возраста
Под сюжетом игры понимается моделируемая область окружающей действительности, которая воспроизводится детьми в процессе игровой деятельности. В дошкольном возрасте дети осваивают различные игровые сюжеты – бытовые, сюжеты по мотивам художественных произведений и другие [1].
Важным элементом игры является роль, под которой понимается определенная социальная позиция, выражаемая посредством игровых действий. Посредством роли моделируются социальные отношения. Роль тесно связана с сюжетом игры и игровыми правилами. Игровые правила – это установленные в рамках игры требования к реализации ролевых игровых действий [4].
Важным элементом игры является роль, под которой понимается определенная социальная позиция, выражаемая посредством игровых действий. Посредством роли моделируются социальные отношения. Роль тесно связана с сюжетом игры и игровыми правилами. Игровые правила – это установленные в рамках игры требования к реализации ролевых игровых действий [15].
Игровые действия воспроизводят действия, которые дети моделируют в процессе игры в условиях заданного сюжета. Одной из особенностей игры является использование различны атрибутов, в том числе предметов-заместителей, которые выполняют многофункциональную роль и символизируют ту или иную функцию. Благодаря символизации дети могут не связывать предмет и игровые действия, а использовать предметы в рамках той или иной игровой ситуации [2].
Таким образом, под игрой понимается вид деятельности, в основе которого лежит воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. В структуре игровой деятельности выделяются такие компоненты, как сюжет, игровые правила и игровые действия, роль, использование предметов-заместителей, реальные игровые взаимоотношения детей в процессе игры.
1.2 Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте
Обучение детей игровой деятельности осуществляется на основе планирования, в котором предусмотрены различные виды игр, методы и приемы обучения детей с учетом возрастных особенностей.
В работе с детьми дошкольного возраста важной задачей обучения игровой деятельности является формирование ролевого поведения. Важно сформировать у детей потребность играть с взрослым в сюжетно-ролевые игр. Подбираются игры, в которых основная роль (мама, врач, продавец, педагог) требует для своего воплощения дополнительной роли (дочка, больной, покупатель, ученик). С детьми организуется ролевая игра, в которой педагог обучает ребенка выполнять игровые действия в соответствии с ролью.
В дальнейшем у детей формируются навыки самостоятельной ролевой игры, выполнения ролевых действий, активизации ролевой речи. Игры организуются со сверстниками, в ходе которых дети учатся называть свою роль, вести короткий игровой диалог. Таким образом, в младшей группе основное значение имеют прямые методы руководства игрой, которые позволяют младшим дошкольникам осваивать ролевые игры [6].
В работе с детьми среднего дошкольного возраста ставится задача по формированию ролевых действий со сверстниками, умений играть с группой детей, изменять игровые действия в соответствии с сюжетом игры. В средней группе дети знакомятся с разнообразными сюжетами игры, в основном, это бытовые сюжетно-ролевые игры, а также игры, в которых отражаются различные производственные сюжеты. Педагог осуществляет как прямое, так и косвенное руководство игрой [8].
В работе с детьми старшего дошкольного возраста педагог осуществляет, как правило, косвенное руководство игрой. Обогащаются сюжеты игры, осваиваются новые игровые роли и действия. Дети самостоятельно объединяются в группы, осуществляют игровой замысел, распределяют роли. Усложняются все виды игр – сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические.
В развитии игры Д.Б. Эльконин выделяет четыре уровня, или этапа, на протяжении которых изменяются все компоненты игровой деятельности – игровой сюжет и содержание игры, роли и игровые действия детей дошкольного возраста, отношение к игровым правилам, использование предметов-заместителей [26].
Первый уровень – это этап развития игры в раннем возрасте. Основу игры составляют предметные действия, операции с игрушками, реальными предметами, окружающими ребенка. Игровая роль явно не выделена, она не определяет игровые действия. На данном этапе еще не сформированы умения целеполагания, планирования игровых действий. Однообразность игровых действий подчиняется, как правило, сюжетам бытового характера. Логика игровых действий часто нарушается, сложные ролевые действия для ребенка на данном этапе недоступны. Общение со сверстниками сводится к игре «рядом», предметы-заместители не используются.
Второй уровень – это этап развития игры в младшем дошкольном возрасте. Игра носит не только предметный, но и сюжетный характер. Предметные действия по-прежнему составляют основное содержание игры. Сюжет в основном бытовые. Логика игровых действий определяется их последовательностью в реальных жизненных ситуациях, поэтому на передний план выдвигаются действия, которые встречаются в реальной жизни ребенка. Использование предметов-заместителей пока ограниченное, их новое значение быстро теряется, игровое переименование предметов нестойкое. Дошкольники могут называть игровые роли, но при этом не всегда им соответствуют. В этом возрасте игровое взаимодействие носит ситуативный характер.
Третий уровень – это этап развития игры, который приходится на средний дошкольный возраст. Тематика сюжетов расширяется, содержание игры наполняется новыми ролями и игровыми действиями. Ребенок способен назвать роль, выбрать и выполнить игровые действия в соответствии с правилами игры. На данном этапе у детей начинают формирования умения ставить цели и планировать игровую деятельность, осуществлять навыки контроля выполнения ролей, коррекции. В отличие от предыдущих этапов роли назначают до игры, а не во время игры. Игровые действия уже моделируют социальные отношения, игровое взаимодействие носит не только ситуативный, но и познавательный характер, появляются предпочтения дошкольников в выборе партнеров по игре. Активно развивается ролевая речь как средство общения детей между собой в процессе игровой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144 с.
2. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 136 с.
3. Богусловская, З.М. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
4. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
6. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 121 с.
7. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
8. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – М.: Просвещение, 1975. – 220 с.
9. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец. – М.: Сфера, 2001. – 228 с.
10. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет / О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
11. Картаполова, О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / О.В. Картаполова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 2. – С. 64-66.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
13. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 250 с.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
15. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2012. – 270 с.
16. Меджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детсада / Д.В. Меджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с.
17. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.
18. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
19. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
20. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2006. – 203 с.
21. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – 156 с.
22. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 368 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
24. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 390 с.
27. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2007. – 360 с.